Общность и специфика процессов обучения и воспитания
Общность | Специфика |
Оба процесса реализуют образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе | Обучение вносит особый вклад в реализацию образовательной функции, воспитание вносит особый вклад в реализацию воспитательной функции целостного педагогического процесса |
И процесс обучения, и процесс воспитания предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения | Объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности, а объектом воспитывающих воздействий выступает ее мотивационно-потребностная сфера |
Рассматриваемые процессы имеют общие структурные элементы (цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т.п.) | Структурные элементы процессов обучения и воспитания имеют разное содержательное наполнение. Так, содержанием обучения являются преимущественно знания, умения и навыки, а содержанием воспитания — потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы и др. ценностно-эмоциональные отношения. |
Оба процесса являются целенаправленными | Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания |
Сравниваемые процессы являются специальноорганизуемыми | |
Оба процесса носят социальный характер | |
И процесс обучения, и процесс воспитания является сложным, многофакторным | |
Реализация данных педагогических процессов требует достаточно высокой профессиональной компетентности | |
Формулировки некоторых принципов имеют сходное звучание | |
Некоторые методы являются общими для данных процессов, например, беседа, лекция и др. |
Целостность и системность процесса обучения
Что же следует понимать под целостностью, системностью и комплексностью процесса обучения?
Целостность процесса обучения
В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этих понятий. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды (см. Энциклопедический словарь. М., 1984. С. 148). Это объективное свойство объектов, процессов. Однако оно может и не быть постоянно им присуще. Целостность способна возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом.
Это положение весьма существенно для педагогики как науки и педагогической практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, целенаправленно конструируется. Диалектика сущего, как данное, и конструируемого в реальной педагогической действительности проявляется в двух аспектах целостности педагогических объектов.
В одном — целостность является как закономерное свойство учебного процесса. Она объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в его абстрактном понимании, такими характеристиками являются единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса (В. Краевский).
В другом аспекте, единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все эти три функции находятся в сложных переплетающихся связях.
Принцип целостности обучения отражает это единство. Оно реализуется на практике комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения и той коррекцией и самокоррекцией его результатов, которая привносится и в деятельность учителя и в деятельность ученика на основе контроля и самоконтроля за ходом движения процесса обучения от цели к результату.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития; в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.