Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения

Одним из условий развития диалогической речи явля­ется организация речевой среды, взаимодействия взрос­лых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспита­теля с детьми(неподготовленный диалог). Это наибо­лее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повсе­дневной жизни.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с уче­том изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно орга­низовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интере­сов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доб­рожелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении Являются понимание, призна­ние и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступа­ет в контакт со взрослым, если чувствует внимание, инте­рес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал вни­мание на то, как своеобразно отношение детей к воспита­телю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобно­му поводу, в разное время. Разговор проходит в непринуж­денной обстановке, ребенок свободно общается с воспи­тателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь вос­питателя может быть оформлена по-разному: и в виде воп­росов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

Разговор имеет большое значение. С его помощью мож­но оказывать влияние на все стороны речи ребенка: ис­правлять ошибки, давать образец правильной речи, разви­вать навыки диалогической и монологической речи. В ин­дивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ре­бенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.

Например, девочка принесла в группу своего зайчика. Она застенчива и молчалива. Воспитательница подошла к ней и спросила: «Ты дома своего зайчика накормила?» — «Да». — «А что ты ему давала?» — «Чайку». — «Чай он пил. А что ел?» — «Булку». — «А сейчас что твой зайчик делает?» — «Спит». — «Вот ты и белого зайчика покорми и уложи их вместе спать».

В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

Например, однажды дети нарвали одуванчиков и поставили в вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел к букету, посмотрел на него, очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», — сказала Люся. «Нет, они завяли», — сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспита­тель поддержал его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели вновь распустившиеся цветки, разговор продол­жился.

Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подхо­дят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, инте­ресным и доступным.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планиру­ются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выход­ной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Тематика и содержание разговоров определяются зада­чами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и стар­ших группах тематика разговоров расширяется за счет но­вых знаний и опыта, которые дети получают из окружаю­щей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно гово­рить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется инте­ресами и запросами детей.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. .

Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово вос­питателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшитель­ными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме («Юрочка, ты себя плохо ведешь, я тобой недовольна»). Ребенок должен понять содержание речи и по ее тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоцио­нальной, образной, культурной. Следует к месту использо­вать произведения устного народного творчества: послови­цы, поговорки, потешки, загадки.

В первые дни пребывания детей в детском саду в млад­шей группе преобладают индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе, заинтересовать его. Сле­дует использовать привлекательные игрушки, яркие кар­тинки, животных из уголка природы. Воспитатель вовлека­ет малышей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей. В процессе общения недопустимы молчаливое рас­сматривание предметов, молчаливое выполнение просьб молчаливых детей.

Воспитатель обращается к детям с общими вопросами. Малыш не всегда относит к себе речь, обращенную ко всей группе, поэтому следует конкретизировать свое обраще­ние («Дети, подойдите ко мне. И Ваня подойди, и Катя»).

К поведению детей во время разговора еще не предъяв­ляется строгих требований. Допустимы коллективные отве­ты, ребенок может прервать собеседника, закончить разго­вор на полуслове. Постепенно воспитатель приучает детей слушать не перебивая, говорить громче или тише, смот­реть на собеседника.

В средней и особенно в старших группах начинают пре­обладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Если в младших группах воспитатель в основном побуждает детей к инициативным высказываниям, то теперь большее вни­мание он обращает на содержание детской речи, ее пра­вильность. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах. Они вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

В непосредственном общении с воспитателем дети зада­ют много вопросов, которые показывают, как растут их со­знание, интересы, расширяется круг знаний. Они живо ин­тересуются жизнью взрослых, окружающими предметами, природой. Воспитатель внимательно вслушивается в вопро­сы и понятно отвечает на них, организует их обсуждение. При ответах на вопросы следует опираться на опыт детей, на наглядность. Иногда при нежелательных вопросах о вуль­гарных словах целесообразно, кратко объяснив, что это слово нехорошее, переключить внимание детей на что-нибудь дру­гое. Бывают такие вопросы, на которые воспитатель не зна­ет ответа. В подобных случаях следует говорить, что он почи­тает об этом и расскажет в следующий раз.

Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.

Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений(попросить у помощника вос­питателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в сосед­нюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к та­ким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог дает образец сло­весной просьбы, который дети могут повторить. «Ира, по­жалуйста, пойди к Анне Ивановне и скажи: «Анна Ива­новна, если вам не трудно, поменяйте нам воду в тазу, мы моем кубики». По мере накопления опыта общения надоб­ность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходя­щую формулу.

Для развития диалогической речи в старшем дошколь­ном возрасте большое значение имеет совместная деятель­ность. Впроцессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавли­вается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонима­ние, стимулируется активность. При этом главными усло­виями для развития диалогической речи являются иници­ативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что вли­яние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Совместная деятельность способствует осознанию детьми необходимо­сти владения диалогическими умениями, а следовательно, и развивает их.

Подлинной социальной практикой ребенка является игра (А. В. Запорожец). Известно, что вигре развиваются два типа отношений: а) реальные детские взаимоотношения и б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги смонологическими вставками.

Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предло­женных воспитателем; беседы по содержанию художествен­ных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. Вмладших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыг­рывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям ху­дожественных произведений.

В методике разработано много дидактических игр, на­правленных на комплексное развитие речи. Задачи обуче­ния диалогической речи решаются во взаимосвязи с зада­чами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Полезно использовать подвижные игры,которые содер­жат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, форму­лировать вопрос правильно.

Целенаправленное обучение диалогической речи про­исходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, вы­сказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Методика использования речевых ситуаций может вклю­чать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предла­гается ситуация типа речевой логической задачи, заверша­ющейся вопросом к детям, на который они должны отве­тить. Во втором случае дети выполняют задачу в практичес­ком плане1.

Приведем примеры ситуаций для средней группы: 1. Воспитатель рас­сказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Ки­рюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже умес­тятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говори­те, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» — возразил Не­знайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».

Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»

2. а) Воспитатель говорит: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать».

б) «Сегодня открылся книжный магазин, я — продавец, жду поку­пателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».

Коммуникативные ситуации могут отражать разные за­дачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходи­мую информацию, пользоваться формулами речевого эти­кета.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагают бо­лее сложные задачи: выполнить какое-либо действие (на­рисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведе­ние Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.

Следует отметить, что отдельные диалогические уме­ния (адресовывать речь собеседнику, привлекать его вни­мание к себе, общаться в доброжелательной форме) про­являются лишь под контролем взрослого. Необходимо со­здавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение де­тей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

Наши рекомендации