Достоинства информационных методов образования
Использование средств инф-ных технологий в сис-ме подготовки специалистов приводит к обогащению педагогической и организационной деят-ти учебного заведения следующими возможностями:
· совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
· введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
· внесения изменений в обуч-е больш-ву традиц-х дисциплин, напрямую не связанных с инф-тикой;
· повышения эфф-ти обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
· орг-ции нов. форм взаимод-я в пр-се обучения и изм-я содержания и хар-ра деят-ти;
· совершенствования механизмов управления системой образования.
Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Перечисленные положительные стороны информатизации образования далеко не единственны
20. Негативные факторы IT – методов образование и их снижение.
Использование совр-х ср-в инфо-ции образования во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий. Одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования, что особенно характерно для студентов, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Другим существенным недостатком повсеместного использования средств информатизации во всех формах образования является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от инф-ции, циркулирующей в системе обучения, к самостоят-м профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой сис-мы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классич. проблема прим-я знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств информатизации образования, предоставляющие педагогам и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
Колоссальные объемы инф-ции, представляемые некоторыми ср-ми инф-ции, такими как электр-е справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
Более того, кратковременная память чел-ка обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
Во многих случаях исп-е ср-в информатизации образования неоправданно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
Чрезмерное и не оправданное исп-е большинства ср-в информатизации негативно отражается на здоровье участников образовательного процесса.
21Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения:
• подача информации небольшими дозами;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;
• предъявление ответа для самоконтроля;
• дача указаний в зависимости от правильности ответа.
На практике педагог может воспользоваться линейным или разветвленным построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации. Усвоение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь учителя с учеником осуществляется с использованием специальных cpедств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера). Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированом обучении нет хлопот с вопросом соответствия темпа обучения индивидуальным возможностям ученика, поскольку каждый учащийся (студент) работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом ее усвоения.
Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения учителя:
• первая заключается в умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий и явлений;
• вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
• третья предполагает поддержку ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Данный стиль обучения обладает большими преимуществами перед репродуктивным, поскольку стимулирует развитие творческих способностей. Однако данный стиль может давать повод к зарождению у учеников психологии неудачника: «Я все равно оригинальнее других не придумаю, так зачем же мне думать?» Обученный в таком стиле человек не может удерживать большой объем информации, необходимый для кропотливого и систематического труда. Как показывают опыт и результаты исследований психологов и педагогов, только систематическое освоение базовых знаний становится подлинной основой для проявления у учащихся творчества. Наиболее ярко творческий стиль обучения проявляется при: защите творческих проектов и заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях.
22. Рассмотрим структурную схему управления в системе образования.
Любой канал передачи информации подвержен воздействию помех. Очевидно, что именно система управления имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт ей способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.
В современной теории управления выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Для классификации факторов будем рассматривать только управляющую систему (субъект управления). Управляющая система получает инф-цию из внешней среды и априорно поставленные перед ней (субъектом) цели управления.
Необходимо также классифицировать уровень управляющей системы, поскольку от этого зависит конкретный перечень управляющих воздействий.
Рассмотрим управляющую систему верхнего уровня (высшее и факультетское руководство ВУЗа).
Эта система получает информацию из внешней среды ВУЗа, например:
· правовое регулирование образовательного комплекса;
· информации о состоянии сферы образовательных услуг;
· директивные указания от вышестоящих организаций (актуально для филиалов).
Целями управляющей системы верхнего уровня являются:
· максимизация качества образовательных услуг при ограниченных ресурсах;
· сохранение и дальнейшее развитие ВУЗа как самостоятельной организации.
Для осуществления процесса управления система верхнего уровня получает информацию о заданном состоянии. В реальной ситуации эта информация состоит из:
· отчетной информации по факультетам, кафедрам;
· укрупненных показателей качества работы ВУЗа;
· финансово-экономической информации;
Имеется также информация о реальном состоянии ВУЗа, которая по содержанию совпадает с информацией о заданном состоянии, но отличается от нее количественно.
Различие между информацией о реальном и заданном состоянии служит для формирования управляющего воздействия и представляет собой главный фактор, влияющий на процесс управления ВУЗом.
В теории управления определено понятие наблюдаемости системы. В принципе, это определяет насколько достоверна информация о структуре управляемой системы и достоверности информации, получаемой о состоянии системы. Систему управления образованием можно классифицировать как частично наблюдаемую по следующим соображениям:
· в сфере предоставления образовательных услуг невозможно полностью учесть человеческий фактор;
· часть информации поступает с тем или иным запаздыванием;
· верхнее звено управления не имеет полной информации о состоянии нижестоящей как из принципа делегирования полномочий (кафедры, деканаты), так и в связи с малой значимостью некоторых подсистем управления (учебные группы).
Итак, достоверность и полнота поступающей информации является вторым фактором, влияющим на процесс управления.С достоверностью информации тесно связано воздействие помех на каналы передачи информации. Эти помехи носят чисто случайный характер. Уровень помех в каналах передачи информации является третьим фактором, виляющим на процесс управления в ВУЗе.
23. Инф-ные технологии – Совок-ть методов, приемов, способов, алгоритмов, а также средств сбора, хранения, обр-ки и пер-чи инф-ции. Информационные технологии – это технологии, используемые при работе с инф-цией. Использование информационных технологий в образовательной деятельности:
Организация делопроизводства, Организация электронного документооборота, Специализированные управленческие программные комплексы, Организация личной деятельности на основе стандартных программных средств, Создание электронных образовательных ресурсов, Автоматизация контроля знаний, Появление новых форм и методов обучения
Компоненты:
Компьютеризация школ. На рубеже 1980-1990-х годов компьютеризация американской школы приобрела всеобщий характер. В 1988 г. 95% учебных заведений располагали компьютерами, ученики 10-12-летнего возраста уверенно ими пользовались, а многие школьники уже выполняли домашние задания на собственных машинах. В начальной школе обучение компьютерной грамоте велось с первого класса, дети сначала просто играли, затем выполняли несложные упражнения и программы. 1990-е годы ознаменовались не только продолжающейся всеобщей компьютеризацией, но и подключением школьной техники к компьютерной сети Интернет.
Обеспечение доступа к Интернету. Программа компьютеризации школ, играет главную роль в установлении доступа к И-нету, проведению соответствующих коммуникаций и работ по их обслуживанию.
Число государственных школ, имеющих доступ к И-нету, возросло в 3 раза с 1994 по 1999 г., и составило уже 95%. Кол-во классных комнат, оборудованных доступом к И-нету, растет еще быстрее, чем кол-во школ. В 1994 г только 3% классов были обеспечены Интернетом, а к 1999 г. их число возросло до 63%.
Повышение компьютерных знаний у преподавателей.
Организация дистанционного (заочного) образования.
Результатом внедрения достижений научно-технического прогресса в образовательный процесс является дистанционное обучение, которое несет в себе широкие возможности
Информатизация образования -Комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новыхобразовательных моделей
Педагогические «плюсы» информатизации :обеспечение сохранения, многократного тиражирования и быстрого распространения профессиональной информации , обеспечение наглядности за счет использования мультимедийных технологий,автоматизация контроля полученных знаний,индивидуализация процесса обучения,появление новых форм и методов работы
Педагогические «минусы» информатизации: необходимость дополнительного оборудования для работы,наличие «информационного шума»,свертывание социальных контактов,неблагоприятные психо-физиологические факторы,дополнительные требования к профессиональной компетентности.
24. В настоящее время под образовательной средой многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
В.А. Ясвин предлагает в образовательной среде выделять пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.
Первый компонент — это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки. Ведь на самом деле в образовательном процессе имеет значение не только то, кто учит, кого учит, чему учит, но и где учит. Трудно говорить о духовности и личностном росте в классе с низким потолком, грязно-коричневыми стенами и старой поломанной мебелью. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, безусловно, оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.
Другой компонент образовательной среды — социальный — определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: учитель и ученик — единый полисубъект развития; наличие между учителем и учениками отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределенной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых в школе коммуникацией.
Третий компонент образовательной среды — психодидактический — включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения. Без сомнения, важность данного компонента переоценить невозможно, поскольку именно внутри него даются ответы на вопросы «чему учить» и «как учить».
25. Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривал информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.
Информационно-знаниевый потенциал можно представить как совокупность интеллектуальных способностей (совокупную человеческую способность решать возникающие проблемы на основе накопленных знаний, навыков и опыта) и информационного потенциала (способности осуществлять сбор, хранение, поиск и передачу информации, обеспечивающей общественно необходимый уровень информированности всех членов общества в соответствии с выполняемыми ими функциями).
Дальнейшее изучение информационной среды происходило в самых различных аспектах, среди которых можно выделить три основных:
- информационная среда как деятельность - человек является участником коммуникационного процесса, в центр ставится его способность представить личное знание в той форме, в какой оно может быть передано, и восприняв информацию («чужое» знание), вновь превратить ее в свое личное знание;
- информационная среда как система исторически сложившихся форм коммуникации;
- информационная среда как информационная инфраструктура, созданная обществом для осуществления коммуникативной деятельности в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества (издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.).
Информационная среда образуется отдельной группой людей, в то время как информационное пространство создается в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно по отношению к изменениям.
В формировании информационной среды учебной деятельности участвуют:
- преподаватель - определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.;
- педагогический коллектив учебного заведения - устанавливает общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и т.д.;
- государство как общественный институт - определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.
В последнее время также все чаще используется термин «интегрированная информационная среда», который определяет взаимодействие/объединение отдельных элементов системы (в данном случае системы образования) между собой с целью получения нового качества, недостижимого при наличии отдельных компонент, за счет организации их в систему.
Образовательное пространство понимается как совокупность всех учебных заведений в системе образования, связанных определенными отношениями и подчиняющихся одним законам.
В информационно-обучающей среде можно выделить пять блоков:
- ценностно-целевой - совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения и учения;
- программно-методический - вся необходимая информация относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки;
- информационно-знаниевый - система знаний и умений учащегося, составляющая основу его профессиональной деятельности, а также определяющая свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;
- коммуникационный - совокупность форм взаимодействия между участниками педагогического процесса;
- технологический - система средств обучения, используемых в информационно-обучающей среде (например, использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).
В соответствии с функциональным назначением выделяют три типа информационно-образовательных сред:
1. среды, ориентированные на представление знаний;
2. среды, ориентированные на самостоятельную деятельность по приобретению знаний;
3. смешанный тип сред.