Подготовка учителя к уроку
В. И. СМИРНОВ
ДИДАКТИКА.
ЧАСТЬ II.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Нижний Тагил
УДК 372.03
ББК 74.212
Д444
Печатается по решению учебно-методического совета НТГСПА (протокол № 3 от 20 декабря 2011 г. )
Д444 Дидактика. Часть II. Технологии процесса обучения : Учебное пособие / Автор-составитель В. И. Смирнов. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 544 с.
ISBN 978-5-8299-0239-1
Автор-составитель:
Смирнов В. И., доктор педагогических наук, профессор (научная и литературная редакция, автор предисловия, отдельных материалов глав).
В учебном пособии, разработанном в соответствии с учебной программой курса «Теория обучения» (автор В. И. Смирнов), использованы авторские материалы и фрагменты учебников, учебных пособий, монографий и статей, раскрывающих в предлагаемой автором-составителем системе и в его редакционном оформлении основные теории обучения, а также характеризующих важнейшие дидактические концепции и учения, определяющие путь и логику развития образовательной практики.
Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется историей образования и педагогической наукой.
УДК 372.03
ББК 74.212
ISBN 978-5-8299-0239-1 © Смирнов В. И., 2012
© Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 5.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
§ 1. Формы организации обучения: характеристика понятия.............. 5
§ 2. Историческое развитие форм организации обучения.................... 8
§ 3. Классно-урочная система обучения.
Попытки ее модернизации.............................................................. 16
§ 4. Урок как основная форма организации обучения в школе:
структура и типы............................................................................... 23
§ 5. Противоречия современного урока, требования к нему ............. 32
§ 6. Многообразие форм организации обучения ................................. 57
§ 7. Формы учебной деятельности учащегося ..................................... 64
Вопросы и задания по материалам главы 5.......................................... 70
Библиографический список................................................................... 71
ГЛАВА 6.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
§ 1. Методы обучения: характеристика понятия................................. 73
§ 2. Историческая эволюция методов обучения................................... 86
§ 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения . 101
§ 4. Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского................. 123
§ 5. Классификация методов продуктивного обучения
А. В. Хуторского............................................................................. 139
§ 6. Дидактическая характеристика отдельных методов обучения.. 159
§ 7. Дидактические основания выбора
и оптимального сочетания методов обучения.............................. 174
Вопросы и задания по материалам главы 6......................................... 180
Библиографический список.................................................................. 182
ГЛАВА 7.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
§ 1. Инновационные процессы в образовании.................................... 185
§ 2. Учитель и дидактические инновации.
Основания выбора инновационной технологии .......................... 202
§ 3. Современные технологии обучения: общая характеристика..... 215
§ 4. Отечественные авторские школы и технологии.......................... 229
Вопросы и задания по материалам главы 7......................................... 277
Библиографический список.................................................................. 278
ГЛАВА 8.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ,
СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ
§ 1. Технологии развивающего обучения ........................................... 281
§ 2. Технологии личностно-ориентированного образования............ 314
§ 3. Технологии обучения с помощью компьютерных
и аудиовизуальных средств............................................................. 323
§ 4. Технологии активизации познавательной деятельности
Учащихся.......................................................................................... 341
§ 5. Зарубежные дидактические системы ........................................... 287
Вопросы и задания по материалам главы 8......................................... 406
Библиографический список.................................................................. 407
ГЛАВА 9.
ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
§ 1. Диагностика качества обучения и обучаемости ......................... 410
§ 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты.. 416
§ 3. Принципы контроля, педагогические требования
к его осуществлению ..................................................................... 426
§ 4. Виды контроля в обучении............................................................. 432
§ 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении............ 438
§ 6. Оценка результатов обучения........................................................ 455
§ 7. Отметка в системе оценивания:
прошлое, настоящее, будущее....................................................... 464
Вопросы и задания по материалам главы 9......................................... 482
Библиографический список.................................................................. 483
ГЛАВА 10.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
§ 1. Роль учителя в подготовке и проведении урока.......................... 484
§ 2. Планирование учебной деятельности........................................... 492
§ 3. Структура плана учебных занятий................................................ 506
§ 4. Классики педагогики о том,
как подготовиться и провести хороший урок.............................. 516
Вопросы и задания по материалам главы 10....................................... 534
Библиографический список.................................................................. 534
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПО КУРСУ «ДИДАКТИКА»............................................................. 536
ГЛАВА 5.