Употребление запятой между однородными
Членами предложения
Упражнение 7
Прочитайте, укажите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются, как соединены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1. По реке плыли белые пароходы грязно-бурые баржи длинные плоты широкоскулые карбасы (Каз.). 2. Мы вышли из конторы в ворота потом прошли небольшой двор и остановились у запертых ворот другого (Кор.). 3. Художники ботаники или просто любители природы нашли бы здесь [в тайге] неистощимые материалы для наблюдений (Арс.). 4. Солнце сияло и грело но не пекло (Т.). 5. Спит лиса а кур считает (Посл.). 6.Тужит Пахом да не знает по ком (Даль). 7. Имел он не блестящий ум душой не слишком был отважен зато был сух учтив и важен (П.). 8. Надо мной расстилалось голубое небо по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако (Кор.). 9. Солнце садилось в травы туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья (Пауст.).
Упражнение 8
Прочитайте, укажите однородные члены, соединенные попарно, и однородные члены, соединенные двойными союзами. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания; двойные союзы подчеркните.
1. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Бел.). 2. Этот край очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами (Пауст.). 3. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение грохот и гром (Тютч.). 4. Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали (Л. Т.). 5. В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости чарующей любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости (М. Г.). 6. Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой (Бел.). 7. Обломов хотя был ласков со всеми но любил его [Штольца] одного (Гонч.). 8. Дремали не только леса но и лесные озера (Пауст.). 9. Наша горница хоть и мала но чиста (Ес.). 10. Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом (газ.). 11. Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими просто жить (Пауст.). 12. Точность слова является не только требованием стиля требованием здорового вкуса но прежде всего требованием смысла (Фед.).
Упражнение 9
Прочитайте, укажите простые предложения с однородными сказуемыми и сложные предложения. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы 4, 6 и 8-го предложений.
1. Павел сошел вниз и встал рядом с матерью (М. Г.). 2. Хаджи Мурат остановился загорелое лицо его буро покраснело и глаза налились кровью (Л. Т.). 3. Судья с бледным лицом поднял веки скосил глаза на подсудимых протянул руку на стол и черкнул карандашом на бумаге (М. Г.). 4. Пьеса кончилась и я ждал одобрения похвал восторгов (Станисл.). 5. Слышался только удаляющийся шум автомашины да беззаботное воркование горлинки (Шол.), 6. Тяжело складывались слова да еще волнение мешало говорить (И. О). 7. Иногда мертвой змеей проплывает жердь или бревно (М. Г.). 8. Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос (Ч.). 9. В народном творчестве скрыты беспредельные богатства и добросовестный писатель должен ими овладеть. Только тут можно изучить родной язык а он у нас богат и славен (М. Г.).
Упражнение 10
Прочитайте, укажите однородные и неоднородные определения и объясните пунктуацию при них. (Учтите, что в произведениях художественной литературы определения-эпитеты обычно бывают однородными: они связаны единством производимого впечатления.)
1. Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и желтые лилии (Арс.). 2. Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (Т.). 3. К часу ночи на дворе поднялся упорный осенний ветер с мелким дождем (Купр.). 4. Пьер заметил новое, молодое выражение на лице своего друга (Л. Т.). 5. Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок (Л.). 6. На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка (Н. О.). 7. Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (Ч.).
Упражнение 11
Прочитайте, укажите однородные и неоднородные определения, а также прилагательные, которые входят в именную часть сказуемого. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему 10-го предложения.
1. Серые землистые лица покрылись пятнами румянца (Сераф.). 2. Иногда белые темные красные минералы своими отложениями покрывают стенки пещер (Ферсм.). 3. Заросшая дорога ведет через старый сосновый лес (Пауст.). 4. Дождь был короткий сильный холодный (Троеп.). 5. Наступила дождливая грязная темная осень (Ч.). 6. Она [Маша] привезла из города новые иллюстрированные журналы (Ч.). 7. С добрым чувством надежды на новую лучшую жизнь он подъехал к своему дому (Л. Т.). 8. Был он такой высокий гибкий черноусый веселый (М. Г.). 9. Зеркала по лестнице отражали дам в белых голубых розовых платьях (Л. Т.). 10. Виден был яркий лунный свет (Ч.). 11. Море спало здоровым крепким сном работника который сильно устал за ночь (М. Г.).
Упражнение 12
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу (подлежащее, сказуемое).
С талантом и силой проявил себя русский народ в разных областях человеческой культуры но наибольшей высоты его творческий гений достиг в литературе. В основе литературы лежит народный язык и народное устное творчество. Русское народное творчество разнообразно обширно. Внимателен глаз народа и чутко его ухо отзывчиво его сердце восприимчив ум ярка его речь. Бессмертны поэтические русские песни и мудрые пословицы увлекательные сказки и героические былины. Пушкин обратился к живому роднику народного творчества и создал русский литературный язык положил начало подлинно русскому гибкому красивому стиху и прозрачной точной прозе. После Пушкина началось стремительное невиданное восхождение русской литературы чья слава в XIX веке разлилась на весь мир.
Великие русские писатели были сильны своей связью с родной страной с родным народом (По Н. Михайлову).