Готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– иметь представление об основных тенденциях развития современного образования и культурно-просветительской деятельности, положения, принципы ФГОС НОО, психолого-педагогические условия реализации программ основного общего образования;
– основы и особенности организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
Уметь:
– планировать психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей, принципов обучения и личностных, возрастных особенностей обучающихся;
Владеть:
– способностью оценивать психологическую сообразность (культуросообразность, эффективность) подобранных содержания, форм и методов сопровождения участников образовательных отношений в соответствии с образовательными целями;
– опытом разработки мероприятий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательной среды.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы[4]
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Контактная работа (всего) | 10/0,3 | 10/0,3 | |||
В том числе: | |||||
Лекции | 10/0,3 | 10/0,3 | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинарские занятия (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Из них: | |||||
Интерактивные и активные формы занятий (всего) | 2/0,22 | 2/0,22 | |||
Самостоятельная работа (всего) | 98/2,7 | 98/2,7 | |||
В том числе[5]: | |||||
Составление глоссария | 10/0,28 | 10/0,28 | |||
Написание эссе | 10/0,28 | 10/0,28 | |||
Конспектирование и аннотирование источников | 10/0,28 | 10/0,28 | |||
Ответы на вопросы для самостоятельный работы | 20/0,28 | 10/0,28 | |||
Разработка проекта урока/внеурочного занятия | 20/0,77 | 20/0,77 |
Структура и содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
Методологические основы психодидактики | |||||||
Движущие силы и источники психического развития. | |||||||
Когнитивное развитие и развивающее обучение. | |||||||
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования | |||||||
5. | Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса | ||||||
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Методологические основы психодидактики | Объект, предмет и задачи психодидактики. Структура психодидактики, взаимосвязь с другими отраслями психологического и педагогического знания. Методы исследования психодидактики: теоретические, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные методы. Изменение стратегических ориентиров и парадигм развития российского образования. Современные тенденции модернизации образования. Конус обучения Э. Дейла, принципы проектирования и формы реализации современного образования. | |
Движущие силы и источники психического развития. | Факторы и условия психического развития. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Генетическая и средовая детерминация. Соотношение обучения, воспитания и развития. Основные закономерности психического развития ребенка. Психологический возраст. | |
Когнитивное развитие и развивающее обучение. | Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Познавательные процессы, состояния, деятельность – их влияние на процесс обучения. Соотношение обучения, воспитания и развития. Понятие учебной деятельности. Основные характеристики учебной деятельности, ее структура и мотивация. Учебные задачи и учебные действия. Контроль и оценка. Понятие обучаемости. Различия в обучаемости. Причины неуспеваемости. Понимание сущности процесса познания в различных психологических школах. Понятие о субъекте познания, объекте познания и взаимодействии объекта и субъекта познания. Мотивация познания и мотивация учения. Когнитивные стили учебной деятельности. Единство когнитивного и эмоционального в учебно-воспитательном процессе. Основные подходы к когнитивному развитию ребенка. Теории Дж. Брунера, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Психологическая сущность процессов обучения и учения. Стили обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Ключевые компетентности и их развитие в процессе основного начального образования. Теории развивающего обучения. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий. Типы ориентировочной основы действия. Этапы формирования умственных действий. | |
Подготовка к разработке содержания и подбору средств образования | Основные модели образовательной среды. Психодидактические аспекты проектирования и оценки образовательных систем. Показатели психологической безопасности образовательной среды (по Секач М.Ф., Сыманюк Э.Э). Психологическая защищенность педагога и учащегося в школе, показатели и методы диагностики напряженности образовательной среды. Психологические основы педоцентрической модели содержания образования. Алгоритм проектирования и экспертизы образовательных технологий и систем. Психологические аспекты моделирования содержания школьного образования. Проблема структурирования содержания образования. Широта интересов или профилирование. Основное и дополнительное образование. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми в начальной школе. Формы организации образовательной деятельности как проблема психодидактики. Формы организации образовательной деятельности (классно-урочная, совместная, индивидуальная, коллективная, альтернативная и пр.), их психологическая направленность. Основные подходы к классификации, мотивы и основания для выбора методов начального образования. Способы и подходы к совершенствованию образовательного процесса. | |
5. | Психолого-педагогические сопровождение образовательного процесса | Основные понятия и принципы сопровождения, влияющие на специфику комплексного сопровождения как процесса. Концепция сопровождения в образовательной организации (осуществляющих реализацию программ начального общего образования). Специфика сопровождения ребенка в организациях различного уровня образования. Сопровождение родителей и педагогов. Специфика обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Психологические проблемы организации и содержания работы с одаренными детьми. Психологические аспекты моделирования содержания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. |
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине