Вам необходимо выразить свое отношение к занятию, проставив напротив
каждого вопроса в соответствующей графе ответов какой-либо знак,
например, крестик (+).
№ | Вопросы для изучения: | Да | Нет | Частично |
1. | Понравилось ли вам занятие? | |||
а) Присутствует ли эмоциональность в общении с детьми? | ||||
б) Учитываются ли интересы и способности детей на занятии? | ||||
в) Умеет ли педагог создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал себя не только участником, но и соавтором? | ||||
2. | Способствует ли занятие развитию вашего ребенка? | |||
3. | Умеет ли ваш ребенок оценивать свою деятельность, анализировать свои действия? | |||
4. | Активен ли ваш ребенок на занятии? | |||
5. | Какое занятие с вашим ребенком вы хотели бы увидеть? | |||
а) Рисование | ||||
б) Лепка | ||||
в) Аппликация | ||||
г) Иностранный язык | ||||
д) Трудовая деятельность | ||||
е) Игра | ||||
ж) Развитие речи | ||||
з) Музыкальное занятие | ||||
и) Математика | ||||
к) Физкультурное занятие | ||||
л) Грамота и др. |
Анализ занятия по математике
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
1. | Соответствует ли программное содержание данному возрасту? | |||
2. | Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли? | |||
3. | Имеются ли в занятии элементы занимательности? | |||
4. | Присутствуют ли приемы направленные на: | |||
- привлечение и сосредоточение внимания; | ||||
- активизацию и самостоятельность мысли; | ||||
- подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей. | ||||
5. | Доступно ли воспитатель объясняет задания детям? | |||
6. | Понятно ли ставит вопросы перед детьми? | |||
7. | Повторяются ли вопросы, задания несколько раз? | |||
8. | Имеются ли суждения в ответах детей? | |||
9. | Могут ли дети устанавливать связи? | |||
10. | Поведение ребенка на занятии, в процессе работы: | |||
- с удовольствием и интересом; | ||||
- с увлечением; | ||||
- помогает при ответах другим детям; | ||||
- равнодушно; | ||||
- подсматривает, как выполняет сосед; | ||||
- пассивно. |
Поведение ребенка на занятии
№ | Вопросы для изучения: | Да | Нет | Частично |
1. | Слушает воспитателя, внимательно или отвлекается? | |||
2. | Выполняет задание рассеянно или сосредоточенно? | |||
3. | Особенности процесса выполнения: | |||
- самостоятелен от начала до конца; | ||||
- подражает соседу; | ||||
- работает быстро или медленно; | ||||
- увлечен заданием или нет; | ||||
- выполняет его старательно или небрежно; | ||||
- успевает закончить или оставляет задание незавершенным. | ||||
- как реагирует на затруднения и неудачи: | ||||
а) пытается преодолеть, возобновляет попытки; | ||||
б) обращается к воспитателю за помощью или с вопросом; | ||||
в) не обращается, но в помощи нуждается. | ||||
4. | Как оценивается полученный результат: | |||
- любуется своей работой, удовлетворен; | ||||
- огорчается, смущается ошибками и недоделками; | ||||
- проявляет равнодушие. |
Анализ занятия по математике
№ | Вопросы для изучения: | Да | Нет | Частично |
1. | Достигнуты ли цели занятия? | |||
2. | Как развивался интерес детей в процессе занятия? | |||
3. | Методы и приемы обучения (в зависимости от возраста): | |||
- роль образца; | ||||
- показ действий; | ||||
- словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов); | ||||
- упражнение детей; | ||||
- занимательные игры; | ||||
- задачи, загадки. | ||||
4. | Анализ деятельности педагога на занятии: | |||
- грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний | ||||
- умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей | ||||
- умение активизировать учебную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя; | ||||
- умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок); | ||||
- индивидуальная работа на занятии; | ||||
- воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения); | ||||
- подведение итога, обобщение. | ||||
5. | Анализ деятельности детей на занятии: | |||
- заинтересованность; | ||||
- внимание; | ||||
- желание работать; | ||||
- организованность; | ||||
- спокойное поведение; | ||||
- умение и желание отвечать на вопросы; | ||||
- самостоятельность; | ||||
- полнота ответов; | ||||
- желание исправить; | ||||
- дополнить ответ товарища; | ||||
- помочь ответу товарища; |
Развитие речи
№ | Вопросы для изучения: | Да | Нет | Частично |
1. | Достаточен ли словарный запас ребенка? | |||
2. | Используются ли синонимы, эпитеты? | |||
3. | Носит ли занятие чисто познавательный характер? | |||
4. | Была ли организована практическая деятельность? | |||
5. | Наличие у ребенка познавательного интереса? | |||
6. | Осмысливает ли ребенок новые факты или события? | |||
7. | Был ли в процесс занятия момент, когда ребенок самостоятельно добывает знания или конструктивные способы их применения? | |||
8. | Доступна ли речь педагога? |
Беседы воспитателя на занятиях
(развитие мыслительной деятельности)
№ | Вопросы для изучения: | Да | Нет | Частично |
1. | Содержат ли вопросы конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме? | |||
2. | Активизируют ли восприятие ребенка, способствуют лучшему усвоению нового материала и связывание его с имеющимся личным опытом? | |||
3. | Стимулируют ли развитие сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли? | |||
4. | Направляют ли внимание ребенка на отыскание и название в определенной последовательности сначала таких признаков предметов и явлений, которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов окружающей среды, которые воспринимают опосредованно? | |||
5. | Вопросы направляют на внимание детей, на сравнительный анализ предметов, явлений? | |||
6. | Стимулируют ли на образование доступных обобщений, усвоения навыков классификации? |
Как учитывать требования к уроку
№ | Вопросы для изучения: | Да | Нет | Частично |
1. | Четко ли формулируется цель и задачи предстоящего урока? | |||
2. | Изложен ли материал урока в форме объяснений и путем постановки педагогом проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения? | |||
3. | Даются ли задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике? | |||
4. | Используется ли самостоятельный поиск знаний детьми путем решения поисковых задач? | |||
5. | Присутствуют ли поисковые задачи? | |||
6. | Доступен ли поиск такого содержания детям соответствующего возраста? | |||
7. | Владеет ли ученик способами действий в процессе поиска? | |||
8. | Имеет ли место закрепление материала на уроке? | |||
9. | Как осуществляется контроль за качеством знаний учащихся? |
Анализ учебных занятий с точки зрения принципов НОТП
Основные характеристики (параметры) организации педагогического труда | Оценки в баллах по периодам обучения | |||||
А. | 1. Верно ли определены задачи урока? | |||||
2. Ставит ли педагог перед детьми цели и задачи их работы? | ||||||
3. Привлекает ли к формулировке цели и задачи учащихся? | ||||||
4. Могут ли дети самостоятельно определять цели и задачи урока после ознакомления с его содержанием? | ||||||
Б. | 1. Умеет ли педагог выбирать рациональные приемы и методы труда? | |||||
2. Умеет ли рационально использовать их для достижения поставленных целей и задач? | ||||||
3. Могут ли дети самостоятельно выбирать и рационально использовать приемы и методы труда? | ||||||
В. | 1. Применяет ли педагог наглядные пособия? | |||||
2. Умеет ли рационально использовать их? | ||||||
3. Могут ли учащиеся выбирать и рационально использовать ТСО в целях обучения? | ||||||
Г. | 1. Соответствует ли план структура урока современным требованиям? | |||||
2. Соответствует ли структура урока намеченному плану? | ||||||
3. Умеет ли педагог корректировать план в соответствии с изменившейся обстановкой? | ||||||
4. Умеют ли дети планировать свою учебную деятельность? | ||||||
Д. | 1. Регламентирует ли педагог элементы урока в плане? | |||||
2. Умеет ли он определить объем работы и нормы времени, необходимые для ее выполнения? | ||||||
3. Умеет ли педагог ценить фактор времени? | ||||||
4. Учит ли он учащихся беречь свое и чужое время? | ||||||
5. Могут ли учащиеся беречь свое и чужое время? | ||||||
Е. | 1. Умеет ли педагог учитывать свой труд и работу учащихся? | |||||
2. Есть ли система учета и самоучета? | ||||||
3. Учит ли педагог детей методам учета и самоучета? | ||||||
4. Могут ли учащиеся учитывать свой труд и труд своих товарищей? | ||||||
Ж. | 1. Умеет ли педагог контролировать свою работу и труд детей? | |||||
2. Есть у педагога система контроля и самоконтроля? | ||||||
3. Обучает ли он учащихся контролировать свой и чужой труд? | ||||||
4. Умеют ли ученики контролировать свой и чужой труд? | ||||||
З. | 1. Умеет ли педагог принимать оптимальные решения? | |||||
2. Умеет ли педагог создавать благоприятные условия труда? | ||||||
3. Умеет ли он рационально использовать благоприятные условия труда? | ||||||
4. Учит ли всему этому детей? | ||||||
И. | 1. Есть ли у педагога тематический план занятий? | |||||
2. Есть ли у педагога тематический план занятий? | ||||||
3. Умеет ли педагог определить ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу? | ||||||
4. Обучает ли этому умению детей? | ||||||
К. | 1. Умеет ли педагог стимулировать труд учащихся? | |||||
2. Соответствует ли он современным требованиям? | ||||||
3. Развивает ли педагог активность и самостоятельность детей? | ||||||
4. Развивает ли он их внимание, память, воображение, мышление, эмоции, волю? | ||||||
5. Умеют ли учащиеся стимулировать свой труд? | ||||||
Л. | 1. Стремится ли педагог к комплексному решению вопросов? | |||||
2. Умеет ли он организовать коллективный труд? | ||||||
3. Умеет ли он сочетать коллективную работу учащихся с индивидуальной? | ||||||
4. Есть ли внутренняя логика в проводимых занятиях? | ||||||
М. | 1. Верно ли решение вопросов межпредметных связей? | |||||
2. Установлены ли связи с жизнью и практикой? | ||||||
3. Умеют ли дети устанавливать взаимосвязи между изученными явлениями, процессами и т.д.? | ||||||
4. Умеет ли педагог наблюдать, экспериментировать, вести психолого-педагогические исследования? | ||||||
5. Изучает ли он процесс и результаты своего труда? | ||||||
6. Совершенствует ли он в соответствии с этим свой труд? |
Как проводить самоанализ урока
А | Каков был замысел данного урока и почему? |
1. Каково место урока в теме, разделе курса (в системе уроков)? | |
- Как этот урок связан с предыдущими? На что он в них опирается? | |
- Как были поняты программные требования к уроку? | |
- В чем вы видели особенности этого урока? | |
- Как и почему вы определили форму занятия и тип урока? | |
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку и почему именно эти (особенности)? | |
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему? | |
4. Почему была выбрана именно такая структура урока? | |
5. Какие условия были созданы для проведения урока? | |
Б. | Были ли отклонения (или усовершенствования) по данному плану? |
- Если были, то какие, почему и к чему они привели? | |
В. | Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и избежать перегрузки учащихся? |
- Какова общая самооценка урока? | |
Г. | Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? |
- Что на этом уроке вы сделали бы иначе, по-другому? | |
Д. | Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее? |
Формирование первоначальных