Нормативно-правовые акты. · Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета
· Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря
· О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федер. конст. закон от 07 февраля 2011года №1-ФКЗ // Российская газета. -2011. 11 февраля
· Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конст. закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 18. – Ст. 1589
· О военных судах Российской Федерации : федер. конст. закон от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3170.
· О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 года № 2202-I // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
· Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч 1). – Ст. 4924.
· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч 1). – Ст. 2.
· Арбитражный процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3013.
· Гражданский процессуальный кодекс РФ: федер. закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 453.
· Указание №127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров». Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-72012/
· Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Законность. -2010. -№4.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 22.03.2010 №122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов» // Законность. -2010. -№6.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.05.2010 №208 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы». Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14271/
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 мая 2010 г. № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» // Законность. -2011. -№8.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 №313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Законность. -2010. -№11.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.03.2009 №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=103735
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 9 июня 2009 г. №193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» // Законность. -2009. -№8.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.10..2009 №344 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества должника в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов». // Законность. -2010. -№1.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 28.12.2009 №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. -2010. -№2.
· Указание Генпрокуратуры РФ от 27 июля 2009 г. № 240/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» // Законность. -2009. -№10.
· Указание Генпрокуратуры РФ от 13.08.2009. №260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=92203
· Указание Генпрокуратуры РФ от 10 ноября 2009 г. N° 355/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов» // Законность. -2010. -№1.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 №53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=87700
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=100878
· Указание Генпрокуратуры от 14.11.2008. №229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83241
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, -2008. -№3.
Занятие №6. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Вопросы семинарского занятия (2 часа) |
1. Предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
2. Правовые основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
3. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов в данной сфере.
4. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
5. Организация деятельности органов прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Методические рекомендации по теме
Ответ на первый вопрос предполагает определение предмета и задач прокурорского надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. К компетенции прокурора относится защита конституциионных прав и свобод (трудовые, имущественные, жилищные, экологические, избирательные и иные политические, социально-экономические, личные права и свободы человека и гражданина). Важно также грамотно обозначить объекты прокурорского надзора по данному направлению деятельности органов прокуратуры.Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обычно считаются следующие: 1) обязательное реагирование прокурора на поступившую информацию о нарушении прав и свобод; 2) защита прокурором конституционных прав и свобод; 3) использование прокурором комплекса предоставленных ему законом правомочий для предупреждения нарушений прав и свобод.
При ответе на второй вопрос важно грамотно описать правовые основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Достойны особого внимания основополагающие положения приказов Генерального прокурора РФ в этой сфере.
Третий вопрос подразумевает демонстрацию студентом знаний о содержании полномочий прокурора в сфере обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В основе ответа должны быть нормы Закона «О прокуратуре в РФ» (в частности, ст. 27 Закона, в которой нашли закрепление базовые полномочия прокурора по данному направлению надзорной деятельности). Нельзя оставить без внимания при анализе полномочий прокурора его обязанность разъяснить пострадавшим существующий порядок защиты их прав и свобод. Крайне желательно раскрыть процессуальные возможности прокурора предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах лиц, чьи права и свободы были нарушены.
При ответе на четвертый вопрос должны быть проанализированы особенности актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (протест, представление, постановление и др.).
Пятый вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение организационных аспектов деятельности органов прокуратуры по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Одной из особенностей организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого обнародования результатов работы органов прокуратуры в данной сфере. Своевременное и полное информирование общественности о результатах деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина существенно повышает профилактический эффект проведенных прокурорских проверок.