Удовлетворенность спроса на повышение квалификации
Более 90% опрошенных считают для себя важным обучение на курсах повышения квалификации. Как отмечалось выше, курсы повышения квалификации являются ключевым моментом адаптации педагогов к реформам.
Рисунок 18. Важность курсов повышения квалификации
По мнению ¾опрошенных, в целом курсы повышения квалификации и повышение квалификации в очной форме проводится в нужном количестве. По поводу дистанционного обучения, сложившегося мнения нет, однако 21% опрошенных считает, что оно проводится в недостаточном объеме.
Рисунок 19. Проводятся ли курсы чаще, или реже, чем нужно?
При этом, 90% опрошенных проходили повышение квалификации хотя бы 1 раз в несколько лет, в т.ч. 80% - в очной форме, а более половины опрошенных обучались не реже 1 раза в 2-3 года.
Что касается дистанционной формы прохождения курсов, то такое обучение проходили когда-либо лишь 30% респондентов.
Рисунок 20. Частота прохождения КПК
Оценка качества курсов повышения квалификации
Системой повышения квалификации в целом удовлетворены более 4/5 опрошенных, и всего 1/10 часть не удовлетворена.
При этом на том же высоком уровне находится удовлетворенность тематикой курсов и качеством преподавания. А вот к материально-технической базе 30% опрошенных имеют претензии, а удовлетворены только 56%.
Интерактивные формы обучения на КПК
Большинство опрошенных (56%), проходивших повышение квалификации, отметили на курсах сочетание в равной степени лекционных и интерактивных форм обучения. Однако, 1/3 опрошенных все еще отмечают доминанту пассивно-авторитарных форм в системе повышения квалификации, а преобладание интерактивных форм – только 5% опрошенных. При этом согласны, чтобы их обучение проходило в основном в форме лекций только 19% опрошенных.
Рисунок 21. Формат проведения обучения
Рисунок 22. Согласие с утверждением: "Я предпочитаю, чтобы мое обучение на КПК проходило в форме лекций, а не в интерактивной форме"
Актуальность программ ПК
Актуальность реализуемых в Волгоградской области программ повышения квалификации достаточно высока. 2/3 педагогов согласны с тем, что получают именно те знания, которые необходимы. Ответы на проективный опрос о посещении курсов повышения квалификации формально «ради корочки» выявил, что только четверть опрошенных обучаются на курсах формально, ради карьерных перспектив. Почти половина респондентов не согласны с такой трактовкой мотивации обучения.
Рисунок 23. Согласие с утверждением: «Обычные программы КПК построены так, что большинство учителей получают действительно те знания, которые им необходимы»
Рисунок 24. Согласие с утверждением: «Большинство педагогов проходит КПК главным образом для получения аттестата, а не для получения новых знаний и методик»
Только 1/5 опрошенных считают, что знания, полученные на курсах, трудноприменимы в реальной практике. Однако, 30% считают, что педагоги курсов часто увлекаются инновациями, новшествами вместо концентрации на текущих задачах педагогов.
Рисунок 25. Согласие с утверждением: «Знания, полученные на КПК, как правило трудноприменимы на практике, в обычной школе»
Рисунок 26. Согласие с утверждением: «На КПК слишком часто увлекаются преподаваниями различных инноваций, вместо того, чтобы сконцентрироваться на текущих задачах педагогов»
Половина опрошенных согласны с тем, что действующая система квалификации в полной мере способствует адаптации педагогических работников к реформам образования, а не согласны с этим утверждением ¼опрошенных.
Рисунок 27. Согласие с утверждением: "Действующая система повышения квалификации в полной мере способствует адаптации педагогических работников к реформам образования"
Таким образом, доля работников образования, имеющих запрос на модернизацию программ повышения квалификации, составляет порядке ¼опрошенных. Однако, после введения новых ФГОС количество таких педагогов может значительно увеличиться.