Фрэнк ллойд райт
Особое место в становлении и развитии индустриального дизайна принадлежит общепризнанному патриарху американской архитектуры Франку Ллойду Райту, автору более сотни проектов жилых домов, ряда адми-нистративных и общественных зданий, среди которых известный "Дом над водопадом" для Э.Кауфманна (1936) музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1943-59). Широко известны его интерьерные работы и мебельные проекты, которые всегда были продолжением его архитектурных решений [8, С.160]Г Мебель Райта для "домов прерий", отличающаяся изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией без каких-либо декоративных украшений, занимает почетное место в истории мирового дизай-наГВыпущенная спустя сто лет вновь серийно в середине 80-х годов, она оказалась совершенно современной [4, с.32-33]. Сегодня около тридцати мебельных проектов выпускается известной итальянской фирмой "Кассина" и пользуется спросом как художественное произведение. Начало творческого пути Ф.Л.Райта также связано с Чикагской .школой, где он в мастерской двух лучших архитекторов того времени - Саливена и Адлера начал свою проектную деятельность.
С 1932 года Райт много времени стал отдавать педагогической деятельности. Он оставил после себя немало книг, статей, записей лекций, именуя конец XIX века веком стали и пара, с помощью которых пишется подлинная летопись новой культуры. Научная мысль, воплотившись в металл и приняв формы промышленно изготовленных вещей, является двигателем прогресса общества. Человека всюду стали окружать машины. Машины заменяют человека на тяжелых работах, расширяюкругозор. Локомотивы и пароходы, станки, осветительные приборы и военные машины становятся на то место в человеческой культуре, которое раньше занимали творения различных художников. 5йт призывал изучать работу машины, ее логику, ее.формы, ее влияние на ^людей, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путем тиражировалась пошлость и эклектика [4, С.33] Отвергая ручное производство как слиш-ком дорогостоящее, он утверждал, что дизайнеры должны создавать^прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов [9, С.8].
Хотя в Великобритании и Германии существовали богатые традиции теории дизайна, промышленный дизайн, как самостоятельная профессия, по мнению ряда ученых, впервые появился в Америке, где формирование общества массового потребления началось раньше, чем в Европе. Тдкие потребительские товары, как автомобили,
стиральные машины, холодильники, радиоприемники,
бытовые электроприборы в 20-е годы стали доступными большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни [9, с.8-9].
В Европе Америка воспринималась кузницей нового стиля "машинного века". Посетивший Америку в 1893 году австриец Адольф Лоос, пораженный мощью и необыкновенной красотой портовых кранов, автострад, зернохранилищ, вернулся в Европу убежденным рационалистом. Молодые архитекторы Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, ставший впоследствии директором Баухауза, изучали американскую промышленную архитектуру, формы паровозов и пароходов [4, С.ЗЗ].
На смену стилю модерн в конце 10-х годов XX века пришел конструктивизм, ставший ведущим стилевым направлением в архитектуре и дизайне между двумя мировыми войнами. Именно в тот период были заложены основы современной предметной культуры.
Еще в рамках модерна отдельными мастерами велись поиски принципиально новых путей и художественных принципов формирования предметной среды, в том числе ее мебельной составляющей. Первая мировая война прервала их, художественная жизнь в Европе замерла, и этой паузы оказалось достаточно, чтобы в умах произошел коренной перелом. Как никогда прежде стало ясно, что настала эра машинной техники: танков, самолетов, радио, электрических двигателей, централизованного отопления и т. д. Небывалые масштабы разрушения городов и всего хозяйства взывали к использованию более эффективных промышленных технологий и материалов, новых методов массового производства и строительства.