Структура экологической культуры личности
В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты:
— мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности;
— аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;
— гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы;
— этический(нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика);
— операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;
— эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.
Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде и участвовать в деятельности, экологической по содержанию.
Основные функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.
Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся:
— целенаправленное общение учащихся с природой;
— организация разнообразной экологической деятельности учащихся;
— экологически ориентированное содержание педагогического процесса;
— межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся;
— систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры
— сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем;
— единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению;
— использование искусства в процессе развития экологической культуры;
— создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;
— взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся;
О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по критериям:
1. адекватность экологического сознания и поведения личности;
2. осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации;
3. гуманное отношение к людям, к окружающей природе;
4. самооценка своей деятельности и поведения в природе;
5. представления о природе как общечеловеческой ценности;
6. глубина и системность экологических знаний;
7. знание норм и правил поведения в природе и их проявление в поведении и деятельности;
8. потребность в познании окружающей природы и другие.
Вопросы и задания
1. Определите понятие «экологическое воспитание» школьников и выделите его основные компоненты.
2. Укажите необходимые условия и особенности реализации цели и задач экологического воспитания.
3. Перечислите критерии и показатели экологической воспитанности школьников.
ТЕМА 32. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ