Структура экологической культуры личности

В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты:

— мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности;

— аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;

— гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы;

— этический(нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика);

— операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;

— эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.

Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде и участвовать в деятельности, экологической по содержанию.

Основные функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.

Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся:

— целенаправленное общение учащихся с природой;

— организация разнообразной экологической деятельности учащихся;

— экологически ориентированное содержание педагогического процесса;

— межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся;

— систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры

— сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем;

— единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению;

— использование искусства в процессе развития экологической культуры;

— создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;

— взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся;

О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по критериям:

1. адекватность экологического сознания и поведения личности;

2. осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации;

3. гуманное отношение к людям, к окружающей природе;

4. самооценка своей деятельности и поведения в природе;

5. представления о природе как общечеловеческой ценности;

6. глубина и системность экологических знаний;

7. знание норм и правил поведения в природе и их проявление в поведении и деятельности;

8. потребность в познании окружающей природы и другие.

Вопросы и задания

1. Определите понятие «экологическое воспитание» школьников и выделите его основные компоненты.

2. Укажите необходимые условия и особенности реализации цели и задач экологического воспитания.

3. Перечислите критерии и показатели экологической воспитанности школьников.

ТЕМА 32. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации