Логопедическая работа в ДОУ
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому педагог заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Задача логопедов - воспитателей - определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.
В детском саду работают логопедические группы. В марте – апреле логопеды обследуют каждого ребенка по звукопроизношению. В мае проводится медико – педагогическая комиссия, в состав которой входят: психоневролог, инспектор РОО, логопеды других учреждений, заведующая детским комбинатом.
Часть детей принимается в логопедические группы по направлению логопеда детской поликлиники.
В логопедических группах создается обстановка теплого эмоционального контакта, устанавливается партнерские отношения с родителями и организуется работа с детьми по общей и индивидуальным программам.
В каждом ДОУ должны быть созданы условия для развития артикуляционной моторики, укрепление мышц лица, формирования правильного произношения звуков, использование пластилина, глины, мозаики, аппликации, конструктора, плетения, рисования и др. Пальчиковый театр – любимое занятие детей, где к спектаклям они шьют, рисуют, клеят, учат роли. Это поднимает их настроение, раскрепощает, дает возможность реализоваться.
Из педагогической практики:
«Особое значение в логопедических группах отводится театрализованной деятельности, которая основывается на программе Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия».
Работу осуществляют учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатели.
Решаемые задачи:
1.Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.
2.Расширение и активизация словарного запаса детей.
3.Развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.
Задачи решаются на фоне развития эстетических способностей, навыков общения и коллективного творчества, активизации мыслительного процесса и познавательного интереса.
Реализуется план через блоки:
Специально организованного обучения в форме занятий ( муз.занятия, логоритмика, связная речь, физминутки во время занятий).
Совместной деятельности воспитателя с детьми (логопедические физминутки, во 2 пол дня 1 раз в неделю «Час театра»)
Самостоятельной деятельности детей ( детям обеспечены условия для театрализованной деятельности в группе)
Взаимодействия родителей с детьми ((оформляются домашние задания в логопедических тетрадях и в логуголке, проводятся совместные выступления(родитель+ребенок) в кукольных спектаклях, стихах-драматизациях, сценках на праздниках и досугах).
Материал программы легко вписывается в существующую общую стратегию воспитательно-образовательную работу.
Для этого вида деятельности администрацией ДОУ были сшиты костюмы для детей и взрослых, театральный занавес, приобретен набор для кукольного театра».