Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
План:
1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
2. Термины социальной педагогики.
3. Межпредметные связи.
4. Социальная педагогика как часть социальной философии.
1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
Социальная педагогика в России не столько новый раздел в педагогике, сколько сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому в курсе лекций мы будем обращаться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам о воспитании в семье, заботе государства о детях-сиротах, вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитанию христианина, к истории общественного воспитания и благотворительности.
Хотя социальная педагогика как автономное направление в педагогике начала формироваться в середине XIX века в связи с социокультурными изменениями в обществе, происходившими в странах Европы и Америки.
Термин «социальная педагогика», предложенный Фридрихом Вильгельмом Адольфом Дистервегом в XIX веке до сих пор не имеет однозначного толкования.
Так, Пауль Наторп социальную педагогику трактует как науку об интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа; а Г. Ноль и
Г. Боймер – как социальную помощь обездоленным детям, профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Х. Мискес считает, что социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах.
Е. Молленхауер видит смысл социальной педагогики в помощи молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, в противостоянии негативным отклонениям от норм поведения.
По мнению В.Д. Семенова, социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».
В.А. Никитина, Л.В. Мардахаев, Н.В. Ляпунова, О.Е. Буланова социальную педагогику определяют так: теория и практика познания, регулирования и реализация образовательно-воспитательными средствами процесса социализации и ресоциализации человека на разных этапах его возрастного развития как индивида и члена социума, оказывания помощи ему в социальной адаптации и социальном функционировании».
Анатолий Викторович Мудрик считает, что социальная педагогика – это знание о социальном воспитании человека.
Таким образом, обобщая вышеизложенное и принимая позицию Анатолия Викторовича Мудрика, предлагаем следующее определение социальной педагогики: «Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие, клубы, воинские части и др.).
Объект социальной педагогики — социальное, или общественное, воспитание.
Предмет социальной педагогики – воспитательные силы общества и способы их актуализации, путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для позитивных направлений развития и духовно-ценностной самореализации человека.
В настоящее время к социальной педагогике обращаются самые различные категории общества. Особо обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды. Происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правового воспитания.
Социальная педагогика изучает особенности социального воспитания в современном обществе и в условиях кризисного состояния общества выступает ведущей отраслью знаний.
Особенность современной социальной педагогики – гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных заведениях.
Существующая система социального воспитания затрагивает вопросы теории и практики: социальной защиты детей; вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальная педагогика учитывает национальные и религиозные особенности, например, особенности славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.