Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
(методика Марковой, Никоновой)
Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы может определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек)».
Вопросы | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | |
Вы составляете подробный план урока | |||||
Вы планируете урок лишь в общих чертах | |||||
Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока | |||||
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала | |||||
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | |||||
Вы постоянно следите за тем, как усваиваете новый материал в процессе объяснения | |||||
Часто ли Вы обращаетесь к ученикам с вопросами в процессе объяснения? | |||||
В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика | |||||
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов | |||||
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил своей свой ответ | |||||
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении | |||||
Вы часто меняете темы работы на уроке | |||||
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала | |||||
Вы сразу отвечаете на неожиданный вопрос учащихся | |||||
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | |||||
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | |||||
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | |||||
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | |||||
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок, не подглядывая в учебник | |||||
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | |||||
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам | |||||
Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы | |||||
Часто ли Вы контролируете знания учащихся | |||||
Часто ли Вы повторяете с учащимися пройденный материал | |||||
Вы можете перейти к изучению следующей темы, но будучи уверенным. Что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | |||||
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | |||||
Как вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроке? | |||||
Как вы думаете, учащимся обычно приятно у ас на уроках? | |||||
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | |||||
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | |||||
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | |||||
32. | Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | ||||
33. | Вы часто анализируете свою деятельность на уроке |
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).
Учителя с ЭТС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном – сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе. Задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки материал он выбирает наиболее интересный, менее интересный, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Таких учителей отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в чистом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС).
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторые преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Ориентируясь и на процесс, и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний всех учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность. Он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя стол же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала. Что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС, в отличие от последнего, стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, и прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).
Для учителя с РИС характерны ориентации на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональны стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения. Не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки, уточнения), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающе- методичный стиль (РМС).
Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам.
Список рекомендательной литературы:
1. Галанов А.С. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. – М., 2001. – 160с.
2. Дубовицкая Т.Д. Психологические основы обучения: Учебно-методический материал для студентов 3-5 курсов высших пед.учебных заведений. - Стерлитамак: Стерлитамак.пед.ин-т,2002.-160с.
3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /отв. редактор А.Ф.Кудряшов, Петрозаводск, 1992. - 318с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. 1998.
5. Психологическая практика студентов в школе: Методическое пособие /А.З. Рахимов, И.Н. Нестерова, С.Ш. Мустафина. БГПИ. - Уфа, 1999. – 70с.
6. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учеб.пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М., 1995. - 192с.
7. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. – М. 1990. – 192с.