В произведениях м.ю. лермонтова
Белинский даёт такую оценку поэзии Лермонтова: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагаются жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живёт; им всё доступно, всё понятно; они на всё откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе — в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души...».[1]
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории.
Важнейшие события национальной истории - война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году, воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее не глазами потомка. Стихотворение "Бородино" было написано на 25-летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана? [4]
Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.[4]
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...[4]
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Русская история для М.Ю. Лермонтова - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Лермонтов обращается к истории, описывая великие, сильные личности, он не видел их в своих современниках, поэтому искал героев в русской истории, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его окружающих.
В 1830--1831 гг. Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина». По своему «жанру» «Поле Бородина», как и классическое «Бородино», представляет рассказ старого воина о Бородинском сражении. Шестнадцатилетний поэт правдиво описывал картину боя:
Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.[4]
Да, так и было. И Багратионовы флеши, и батарея Раевского, и сама деревня Бородино неоднократно переходили из рук в руки.
Исследователи Лермонтова не раз обращали внимание на то, что стихотворение «Два великана» отчетливо и намеренно ориентировано на народно-поэтическую традицию. Здесь и сказочные или песенные формулы: «за горами, за долами», «дальнее море». И просторечная лексика: «хвать», «тряхнул», «ахнул». И сам образ «русского витязя» «в шапке золота литого» -былинный образ богатыря, торжествующего над силами зла. Конечно, антитеза «дерзкий» пришелец и старый, умудренный годами «русский великан» - продолжение устоявшегося, много и по-разному возникавшего в разных стихах противопоставления Наполеона и Кутузова («Ты сер, а я, приятель, сед...»), но лермонтовский образ шире, собирательнее [5]. В стихотворении «Два великана» Лермонтов показал борьбу русского народа с нашествием Наполеона, он дает картину борьбы аллегорически, в виде двух «богатырей». Один из них - "старый русский великан" - воплощает мощь и силу России, а другой - "трёхнедельный удалец" - дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы, что победа достигнута. Посмотрим на "богатырей". Русский витязь спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы ("с улыбкой роковою русский витязь отвечал"). Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. "Старый русский великан" - воплощение силы всей Руси, что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"? Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость пришельца "из далёких чуждых стран" - проявление безрассудной дерзости. В стихотворении не изображён бой между двумя великанами: его не может быть. Пришедший "с грозой военной", правда, осмелился поднять руку на "русского великана": "и рукою дерзновенной хвать за вражеский венец", но тот только "посмотрел, тряхнул главою" и пришелец "упал". Образ русского витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены дерзким притязаниям пришельца.
В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе "русского великана", проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Но не только это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины - излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани лермонтовского мировоззрения - гуманность, снисхождение к побеждённому.
«Воздушный корабль» считается одним из лучших творений зрелого Лермонтова[2]. Оно начало включаться в школьную программу почти сразу же после смерти поэта — с 1843 года[3]. Литературоведы высоко оценивают эмоции стихотворения: «В нем, набирая силу, звучит острая скорбь оттого, что бег неумолимого времени уничтожает все ценное для личности в мире: душевные привязанности, близких людей и даже память об имевшей место в недавнем прошлом героике свершений и всемирной славе великого человека». Скорбь, испытываемая любимым героем поэта, разделяет и сам автор[2].
Тема личности Наполеона являлась одной из любимых Лермонтовым. К наполеоновскому циклу поэта относятся: «Наполеон» (1829), «Эпитафия Наполеона» (1830), «Святая Елена» (1830), «Наполеон. Дума» (1830), «Последнее новоселье» (1840; после перезахоронения праха императора во Франции), а также «Не говори, одним высоким…» (1830), где он уже отходит от романтической концепции и пытается переосмыслить личность диктатора в свете нравственной проблематики[6]. Оба юношеских стихотворения, озаглавленные «Наполеон», также построены на появлении тени Наполеона у его могилы на острове Святой Елены. А у Лермонтова Наполеон всё также неизменен душой и готов сначала повторить свой ратный путь. Вспоминая свою страну, он видит в сыне преемника своих деяний и наследника завоеванного («ему обещает полмира»).
Стихотворение «Последнее новоселье» написано по поводу перенесения праха Наполеона с острова Св. Елены в Париж 15 декабря 1840 г.
В 1831 г. Лермонтов написал стихотворение «Св. Елена», близкое по оценке событий к «Последнему новоселью».
В творчестве Лермонтова есть и патриотическое осмысление наполеоновской темы. В стихотворениях «Два великана», «Бородино», в поэме «Сашка» французский полководец представлен «трехнедельным удальцом», дерзко посягнувшим на несокрушимую русскую твердыню.
В «Последнем новоселье» поэта интересует иной аспект. Как и в 1831 г., Наполеон изображен здесь трагическим героем, жертвой политического вероломства французов.
1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. В какое сравнение могут идти дежурные оды, которые писались в XVIII веке на взятие очередной крепости или потопление неприятельских кораблей, с волной страстей, гнева, обиды, воодушевления, которая вызвала к жизни поэзию тех исполненных драматизма и величия месяцев[7]!
Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этим произведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в литературе. Лермонтов в количественном отношении написал о 1812 годе немного, но место, принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыгранную в дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одного этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени и особенно близкими нашему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинский. Стихотворения Лермонтова. 1984.
2. Воздушный корабль (Е. М. Пульхритудова) // Лермонтовская энциклопедия
3. Изучение Лермонтова в школе (З. Я. Рез)// Лермонтовская энциклопедия
4. Лермонтов Сочинения, Москва, изд. «Правда», 1988.
5. Микушевич В. Поэтический мотив и контекст // Вопросы теории художественного перевода. ГИХЛ. М., 1971.
6. Наполеоновский цикл (И. Е. Усок) // Лермонтовская энциклопедия
7. Русская литературная критика конца XIX- начала XX века», Москва, изд. «Пламя», 1992.
А.И. Данилова,
МБОУ Гимназия №1
( г. ТуймазыРБ)
Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года»
( история, МХК, история и культура Башкортостана)
Тема.Образ «Северных амуров» в живописи.
Цели:
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания по теме,отработать навыки самостоятельной исследовательской и аналитической работы; воссоздать объективную картину войны через живописные произведения и разобрать образ башкирских воинов.
Развивающая:, развивать монологическую речь и вести диалог ; формировать умение сопоставлять исторические факты с изображением их в живописи.
Воспитательная:. Воспитывать патриотизм и гуманность; воспитывать мотивацию учения, положительных отношений к знаниям;воспитывать интерес к истории войны через художественные произведения,пробудить у учащихся интерес к образу «Северных амуров» через живописные произведения.
Тип урока: урок-исследование
Вид урока: виртуальная экскурсия с элементами групповой работы.
Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, коммуникативный.
Оборудование: проектор, презентация, тексты.
Актуальностьопределяется тем, что в современном обществе все большее значение приобретает проблема гражданской позиции, воспитание патриотизма, любовь к Родине. Подтверждение тому на практике мы видим, что учащиеся порой не знают прославленных героев русской истории. В канун 200- летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812года, принят указ президента о проведении мероприятий посвященных победе в Отечественной войне, на примере которых, школа через элективные курсы может осуществить поставленные задачи. Данный курс рассчитан на изучение, освещение материалов по Отечественной войне 1812 года, рассматриваемый в контексте изучения причины, хода военных действий, итогов войны, героев войны, партизанского движения ,всех народов принимавших участие в боевых действиях в истории и искусстве (живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, театре, музыке,), и в частности вклада победу народов Южного Урала.
Ход урока: (Просмотр параллельно презентации картин)
Учитель:Сегодня мы с вами пройдем по залам и улочкам, где увидим удивительные работы известных художников, которые образ «Северных амуров» в своих произведениях. А работы художников будут представлять наши ребята. В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. В 1812 году башкиры и мещеряки составляли уже 4 полка в корпусе атамана М.И. Платова. Действуя в составе корпуса, башкирские воины постоянно находились «в делах против неприятеля». Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русской армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине.
Орловский Александр Осипович. Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей.Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова башкира» (1817, Варшава). Орловский достоверно изображает оружие — лук и стрелы башкир, форму колчана, своеобразие одежды — халат, перевязанный кушаком, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. В начале XIX века в России получает распространение литография, которой увлеклись многие известные художники того времени. Первыми известными литографиями, созданными в России, также стали работы А.О. Орловского: из них одна изображает курда, а другая — разговаривающих башкир, сидящих на лошадях, обе выполнены в 1816 году.
Произведения Орловского имеются во многих музеях: в Государственном Русском музее — «Башкир с лошадью» (1809), «Башкирский отряд» (1813); в Третьяковской галерее — «Конные башкиры на бивуаке» (1810—20 гг.); в Эрмитаже — «Всадник башкир и крестьянин» (1821—31 гг.): в Национальном музее Варшавы — «Башкирский лагерь» (1814) и к одной из последних работ этой серии относится акварель «Всадник-башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе.
Учитель. В 30-е годы XIX века Николай I задумал по примеру версальской и мюнхенской королевских резиденций создать в залах Зимнего дворца галерею сраже ний, прославляющую победы русской армии, которая стала бы продолжением «Военной галереи».По его приглашению в 1839 году в Россию прибыл Петер Хесс.
Петер Хесс. Был составлен список сюжетов картин, отобранных официальной историографией .За 15 лет Хесс создал серию из двенадцати многофигурных полотен, эффектных и документально точных по содержанию, которые. Одной из лучших его работ данной серии может считаться «Переправа через Березину». Центром композиции является фигура П.Х.Витгенштейна на коне. На переднем плане всадники иррегулярной армии и французы, греющиеся у костра. Левее егеря, устремившиеся к переправе под командованием юного офицера. Среди иррегулярных войск, отдавая дань достоверности, П.Хесс изобразил башкирских воинов. За эту картину Хесс был награждён орденом Анны II степени.
Богдан (Готфальд) Павлович Виллевальде. Работы «Александр I в лагере Башкирского войска на Бельвильских высотах в Париже в 1814 г.» и «Башкиры атакуют неприятельский лагерь около Дрездена в туманное утро» — это крупномасштабные батальные полотна, которые, несмотря на официально академическую парадность, имеют неоспоримую художественно-историческую ценность. Картина «Александр I в лагере Башкирского войска на Бельвильских высотах в Париже в 1814 г.» является одной из наиболее интересных работ мастера. В 1880—1890 годы Виллевальде работает исключительно в области военно-жанровых сцен из походов русской армии в Европу в 1813—1815 гг. В полотне «Русские войска на Монмартре» (1880) художник изображает русских солдат мирно беседующими с парижанами, которые с особым интересом рассматривают башкир и казаков. В работе «Казаки и башкиры в Кёльне в 1815 г.» (1887) изображена улица города с небольшой площадью, по обеим сторонам которой расположены дома. В центре полотна изображен казак с пикой и лошадью. Вокруг него резвятся дети. Мальчуган с палкой на плече наподобие пики учит собаку ходить на задних лапах в одном строю с ним. За этой игрой наблюдают башкирские всадники, рядом стоят местные жительницы. Удачно передана горделивая посадка на коне башкир, с детства привычных к верховой езде. появление башкир и казаков в Западной Европе, которое в свое время произвело сильное впечатление на местное население.
Учитель. Изображения башкир нашли отражение и в сатирической графике того времени (иначе — народной картинке). Специфика данного вида искусства состояла прежде всего в том, что карикатура давала возможность высмеивать французов и даже самого Наполеона, чего нельзя было сделать ни в живописи, ни в скульптуре.
В работе Андрея Ефимовича Мартынова «Северный амур» изображена карикатурная сценка, отображающая стремительно несущегося коня с уверенно сидящим на нем башкирским всадником. Веером раскинулись вокруг него сраженные его стрелами французы. Мужественное лицо и уверенные движения всадника наиболее подчеркивают комизм мечущихся врагов с искаженными страхом лицами. Гравюра выполнена плавными, четкими линиями, обобщенными местами широкой небрежной штриховкой теней. Работу отличает динамичность композиции.
Учитель. Создателями сатирической графики были различные художники: живописцы, скульпторы, графики.
Саломона Карделли. Среди них в своё время довольно известно было имя Саломона Карделли. В его гравюрах «Победа при городе Духовщине 26 октября 1812 г.» и «Бегство французов из Москвы 1812 г. октября 12 дня», выполненных по оригиналам Д. Скотти, также нашли отражение образы башкир. Карделли — итальянец по происхождению, работал в России с 1756 года, в 1814 году за серию гравюр, посвященных Отечественной войне 1812 года, был удостоен звания гравёра Его Величества.
С 1803 года получившая название уланских полков (ранее пикинерские). В 1812 году такой уланский полк был сформирован и в Оренбурге. Своё название уланы получили от тюркского слова «оглан», что означало «юноша». В Золотой Орде так назывались члены ханской семьи по линии, не восходившей на престол.
Чернецов. В фондах Башкирского государственного художественного музея им.М.В. Нестерова имеется раскрашенная литография художника Чернецова «Уланы», на которой мы видим, что в форме уланов русской армии были сохранены некоторые атрибуты обмундирования, свойственные огланам. Учитель. Как уже отмечалось, башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям. Итак, мы видим, что изобразительные произведения, независимо от их видов, с одной стороны, сохраняют для нас исторический материал.
И.Л. Ермаков,
учитель истории и обществознания,
МБОУ гимназия с. Месягутово (Дуванский р-н РБ)