Медиаобразование как средство воспитания
Говоря о средствах воспитания, нельзя умолчать и о новой отрасли педагогики — медиаобразовании, т.е. науки, изучающей процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. С середины XX века развивались в теории и методике обучения и воспитания такие направления, как кино-, радио-, теле-, видеокультура, детская журналистика... В настоящее время возникла проблема: компьютеризация и воспитательный процесс. Есть попытки построения «технологий воспитания с компьютерной поддержкой» (СНОСКА: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 624-626) как «технологий профессионализма», в основе которой «точный прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с «внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса». Но это, видимо, дело будущего.
А сегодня педагоги-практики имеют дело как с позитивными, так и с негативными сторонами проблемы. Существует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспитательном процессе (в школе и дома) (СНОСКА: Серия статей в журнале «Детское творчество» под рубрикой «Детские ресурсы сети Интернет»): например, программы «Учись», «Играй», «Отдыхай» (от 3 до 7 и от 8 до 12 лет); есть странички «Киндергарден» (с разделами «Рисунки», «Игры», «Фото», «Книжки», «Мультсериалы»...).
Есть разделы специально для родителей — по организации процесса обучения ребенка, по организации досуга, обсуждение проблем воспитания и обмена опытом, статьи педагогического товара, информация о школах и других Детских учреждениях...
Постепенно создается богатая видеотека (уже имеются видеофильмы по всем учебным предметам, в том числе и по новым: культурологии, этике, мировой художественной культуре...) и коллекция компакт-дисков: например, «Техника быстрого чтения», «Развивающие игры», «Энциклопедия этикета», «Мировая художественная культура», «Русские народные (и зарубежные) сказки», «Репетиторы», «Словари» и др.
Старшеклассники активно пользуются Интернетом, изменяющим жизнь к лучшему (СНОСКА: Белобородое С., Дементьева Е. В сетях Интернета // Домашний доктор. 2000. № 12. С. 17): существенно облегчает поиск информации, контакты с людьми возможны на любом расстоянии, сокращается время на переписку, представляются неограниченные возможности для досуга и образования...
НО есть риск стать зависимым от ежедневного посещения Интернета. Уже появилось и соответствующее понятие «Интернет-зависимость». Сначала человеку просто нравится находиться в Интернете, затем он испытывает неодолимую тягу к нему, а еще через какое-то время компьютер вызывает у Интернет-зависимой личности стрессовое состояние, так как поглощает все ее внимание, все душевные силы, подменяет собой все привязанности, не говоря о влиянии на физическое здоровье (звон в ушах, боль в голове, болезненные ощущения в разных частях тела...).
Значит, это мощное средство воспитания требует сегодня более пристального внимания и психолого-педагогической инструментовки, чтобы стать позитивным средством воспитания.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Что такое средство воспитания? Как оно связано с другими компонентами воспитания?
2. Какие средства, на ваш взгляд, наиболее продуктивны в современном воспитании?
3. Каковы жизненные «точки опоры» как основа жизненной позиции личности?
4. Жизненные «точки опоры» педагога и воспитанника, их взаимодействие.
5. Компьютеризация, Интернет как средства воспитания: достижения и проблемы.
Рекомендуемая литература
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 511, 545-554.
3. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.
4. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000.
5. Маленкова Л.И. Я — человек. Школьному педагогу — о воспитании старшеклассников. М., 2002.
6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. Гл. 19. Ч. 1.
7. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Ч. 3. Тема 5.
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
9. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М'., 1999.
10. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.,1998. Гл.8.
12. Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Г.И. Рах и др. М., 1993.
13. Усов Ю.Н. Медиаобразование в России. М., 1995.
14. Щуркова Н.Е. Источники воспитания // Кн. Новое воспитание. М., 2000.