Образование в Древнем Риме
В отличие от греков римляне не имели особых склонностей к художе- ственному творчеству и наукам. Первоначально римская система образова- ния ограничивалась патриархальным семейным воспитанием. Дети воспи- тывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к отечеству. Их готовили к простой, незатейливой жизни. Детей оберегали от неприличных или сомнительных впечатлений. К нравственной дисци- плине присоединялось и религиозное влияние. С религией связывались все важные моменты жизни.
Обучение ограничивалось сообщением элементарных познаний и уме- ний: учили читать, писать и считать, знакомили с важнейшими законами и развивали свободную речь. Начиналось обучение с семилетнего возраста ребенка. Оно происходило дома, поскольку в Риме больше дорожили се- мьей, чем заботой о публичности образования. Римского юношу к жизни готовили жизнью, главным его учителем был жизненный, практический опыт.
Практицизм римлян сказался и на их более поздней системе образова- ния, когда они завоевали мир и создали свою империю. В этот период по- явилась необходимость в более широком образовании. Рим использовал систему воспитания покоренных греков, внеся в него свой практический склад. Из наук, превозносимых греками, были заимствованы те, которые отвечали практическим интересам римлян, прежде всего, грамматика и риторика. Они необходимы были при публичном характере политической жизни, принятой в Риме. Медленно приобретали свое значение математи- ческие науки. Неприличным считалось занятие музыкальным искусством. Одновременно с этим большим успехом пользовалась астрономия, по- скольку была весьма полезна для земледелия и мореплавания.
В первые века нашей эры в Римской империи сложились устойчивая структура и содержание образования. Начальное образование дети небога- тых свободорожденных родителей получали в течение двух лет, начиная с семилетнего возраста, в тривиальных школах. В них допускались и девоч- ки.
Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя. С
12 до 16 лет они обычно обучались в частных грамматических школах. Юноши знатного происхождения, которые готовились к высшим государ- ственным должностям, посещали риторические школы (школы ораторов).
Крупнейшим представителем педагогической мысли Древнего Рима являлся Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.). Квинтилиан – автор знаменитого сочинения «О воспитании оратора», в котором рассматрива- лись и общепедагогические вопросы. В течение 20 лет он содержал ри- торскую школу, которая пользовалась широкой известностью.
Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы че- ловека в его развитии. Ему принадлежит прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных способ- ностей. Серьезное внимание Кинтилиан уделял учету возрастных особен- ностей детей, особенно младшего возраста. Решительно выступал он про- тив телесных наказаний, оскорбляющих чувство чести.
Критикуя семейное воспитание, Квинтилиан требовал от родителей, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укоре- няется как хорошее, так и дурное. Это, как утверждал он, следовало учиты- вать и при выборе товарищей-сверстников, и педагогов.
Квинтилиан разработал методические рекомендации по обучению де- тей грамоте, став, по сути дела, первым в истории педагогики методистом.
* * *
Опыт формирования и развития образования в Древнем мире стал по- истине бесценным для человечества. Особо значимы следующие, прошед- шие через века, достижения:
- появление школы как учреждения, имеющего целью образование че- ловека;
- складывание цельного образования, основанного на нравственных ценностях, исповедуемых обществом, и включавшего в себя основополага- ющие знания, востребованные современными для того времени условиями жизни;
- формирование научных взглядов на воспитание детей, обоснование возможности их гармоничного развития, обеспечения связи содержания воспитания и его средств с возрастом детей.
Вопросы и задания
1. Что составляет суть педагогических суждений Сократа?
2. Проанализируйте отрывок из сочинения Платона, выделите главные элементы его системы воспитания.
«Воспитание и наставление начинается с самых первых лет суще- ствования и продолжается до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать или сделать без того, чтобы не указали, что вот это спра- ведливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дере- во.