Технология процесса алгоритмизации предматематического развития и.в. житко

БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Елена Адольфовна КИЗИЦКАЯ,

методист сектора развития образования,

районный учебно-методический кабинет

отдела образования Молодечненского райисполкома

Журнал «Образование Минщины». – 2008.– № 4. –С.32.

Автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Луган сказал: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще». Познава­тельный «голод» является мощным стимулом развития личности, но может стать и причиной перегрузки растущего организма ребенка...

Это противоречие может быть устранено посредством педагогических техно­логий, обладающих здоровьесберегающими возможностями. Такие технологии способст­вуют интеллектуальному, творческому, нравст­венному развитию детей.

Некоторые из технологий уже внедрены в образовательную деятельность ряда дошколь­ных учреждений района. Во всех учреждениях используются: технология процесса алгорит­мизации предматематического развития ИВ. Житко, технология процесса обучения гра­моте и развитию речи в условиях двуязычия: в белорусскоязычных и русскоязычных дошколь­ных учреждениях Н.С. Старжинской, техноло­гия игры; технология осознанного родительства; технология проектов А.А. Петрикевич и Л.А. Мартыновой; ТРИЗ-РТВ-технология; технология процесса музыкально—творческого развития дошкольников Л. С. Ходонович.

Каждая из вышеперечисленных технологий позволяет создавать педагогическое прост­ранство, обеспечивающее становление ключе­вых компетенций дошкольников. Все они ока­зывают содействие созданию адаптивной сре­ды, т.к. помогают осуществлять дифференциацию и индивидуализацию воспитания и обучения личности. Посредством педагогических технологий развиваются психические функции дошкольников, позволяющие им овладеть навыками и умениями учебной деятельности, что является основным ус­ловием успешности учения детей шести лет.

При общности образовательных целей каждая из технологий имеет свою специфику применения, свою внутреннюю логику воздействия на познавательную активность ребенка.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

Применение данной технологии способствует ус­пешности формирования элементарных математи­ческих представлений у детей. В ее основе заложен принцип «расчленения» сложных действий на эле­ментарные, следующие друг за другом в определен­ной последовательности.

Необходимость придания обучению интересной, содержательной и развивающей формы предопреде­ляет использование на занятиях по формированию элементарных математических представлений специ­альных игровых комплексов, которые дают возмож­ность не только проводить обучение коллективно, но и замечать достижения и недостатки каждого. Полу­ченные в ходе игры математические знания, сформи­рованные умения и навыки становятся более прочны­ми, понятными, служат основой для развития внима­ния, восприятия, памяти, воображения, мышления, т.е. позволяют достичь развивающего эффекта.

Рассматриваемые комплексы включают в себя дидактические и развивающие игры, направленные на развитие всех психических процессов, математических представлений и закрепление их в практической деятельности.

Так, дидактические игры и упражнения помогают нашим воспитанникам сравнить множества по количеству входящих в них элементов, используя при этом определенный алгоритм действий: сравниваются множества, пересчитываются их элементы, устанавливаются связи и отношения между ними.

Сюжетно-ролевые игры, связанные с покупкой, прода­жей, оплатой, а также развивающее пространство помогают детям закрепить навыки счета, измерения, знания эталонов веса, цены.

В играх-драматизациях закрепляется алгоритм порядко­вого счета.

Развивающие комплексы, представленные в индивидуаль­ных тетрадях, позволяют учить детей ориентироваться на себя, на другие объекты. Так, ориентируясь на листе бумаги в игре «Отыщи клад», ребенок усваивает алгоритм девяти ша­гов (центр, правый и левый верхний угол, правый и левый нижний угол, середина каждой стороны).

Технология процесса алгоритмизации предматематического развития дошкольника дает воспитателю возможность применять алгоритмы в построении различных форм работы с детьми, различных видах игровой и образовательной дея­тельности, поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создании им нового оригинального творческого продукта.

Наши рекомендации