Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей

Лексика.Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребенка, его язык. «Каждое словесное про­изведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь».

В игровых текстах часто встречаются незнакомые детям слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяс­нению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры.

Игры, в которых дети взаимодействуют с игровым полем, кар­точками, фишками, картинками, предметами и игрушками, обо­гащают активный словарный запас. «Ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они [слова] легко восприни­маются, запечатлеваются в памяти».

Во многих играх, особенно словесных, от детей требуется актив­ный поиск, активное употребление слов по заданным признакам (антоним, омоним, родственное слово и т.д.).

Так в речевых играх естественно, интересно, увлекательно про­ходит работа по обогащению и активизации словаря детей, по уточнению незнакомых слов и выражений, по актуализации точ­ных по смыслу слов в заданном контексте.

Грамматика.Усвоение грамматического строя происходит по­степенно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики.

Во всех речевых играх педагог дает речевой образец, а дети ему Подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями, влечениями, неподдельным интересом, разнообразными пережи­ваниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умения прислушиваться к речи окружающих, тонко реаги­ровать на оттенки звучания слов, заимствовать способы слово­изменения и словообразования.

Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных ча­стей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной конструкции.

Таким образом, в речевых играх дети на практике овладевают функцией словоизменения и словообразования.

Связная речь.Все речевые игры обусловлены правилами. «Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка».

Речевые игры определяют содержание речи детей, полезно иногда предлагать всему коллективу сообща рассказывать о том, как проводится та или иная игра, предлагать кому-либо толково изложить правила игры товарищам, с ней еще незнакомым.

«Сила воображения и способность подражать развиты в детях в высшей степени. Если вы хотите заставить их усвоить что-либо, старайтесь заставить их действовать в определенном, желаемом направлении...». Ребенок поет —и при этом учится петь; рисует, лепит — и развивает свои сенсорные способности; воспроизводит слышанную им сказку — и учится беглой, правильной устной речи; играет в речевые игры — и совершенствует свою речь во всех направлениях.

Речевые игры способствуют систематизации знаний и представ­лений детей об окружающем, обогащению их словаря, активи­зации восприятия и понимания речи, определяют ее содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают ее развитию.

Популярные и любимые детьми подвижные игры без литера­турного текста можно и нужно использовать в работе по лекси­ческим темам. Например, игра «Пятнашки»:играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пят­нашкой.

Вариант .речевой игры «Пятнашки»: дети встают в круг, педа­гог говорит: «Слетелись на заснеженную полянку разные зимую­щие птицы. Стали знакомиться друг с другом».

— Я — сорока, а ты кто? — обращается он к рядом стоящему
ребенку.

Дети подхватывают и по очереди называют себя: «Я — галка, а ты кто?» — «Я — снегирь, а ты кто?» И т.д. (Синица, дятел, воро­бей, голубь, клест, свиристель...)

Педагог продолжает:

— Познакомились птицы и решили в «Пятнашки» поиграть...
Далее используется первоначальный вариант игры.
Усложнения:

«Пятнашки с именем».Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал себя, например: «Я — сорока», «Я — галка» и т.д.

«Пятнашки -"- ноги от земли».Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-либо предмет. А впоследствии еще и будет сообщать: «Сорока на ветке», «Галка на заборе», «Воро­бей на перилах», «Голубь на крыше», «Синица на трубе».

«Пятнашки с домом».По краям площадки рисуются два круга, это гнезда. Преследуемый может спастись от пятнашки в гнезде, так как в границах круга пятнать нельзя. А впоследствии будет хвастливо заявлять: «Сорока в гнезде», «Ворона в гнезде», «Голубь в гнезде» и т.д.

«Пятнашки с друзьями».Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим. Впоследствии они могут сообщать: «Сорока с воро­ной», «Голубь с галкой» и т.д.

«Пятнашки с лентами».Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. В конце игры все, кто потерял ленточку, выкупают ее, читая загадку про свою птицу, или потешку, или называя гла­голы (каркает, воркует, тенькает, стучит, кричит, свиристит, летает, клюет и т.д.):

Аналогичным способом можно активизировать словарь в игре «Пятнашки» по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Детеныши животных».

Тема: «ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ»

А ты кто?

Цель: активизировать в речи детей имена и фамилии (свои и то­варищей).

Описание игры: Дети стоят по кругу. Педагог дает образец: пра­вой рукой показывает на себя и говорит: «Я — Света». Затем плавным жестом показывает на рядом стоящего ребенка и спрашивает: «А ты?» Тот, к кому обратились, подхватывает: «Я — Таня» — и по цепочке передает следующему: «А ты»? — «Я —Вова, а ты»? — «Я — Денис, а ты»? и т.д. Усложнения:

— К имени добавляется фамилия: «Я Света Соломина, а ты?» — «Я Таня Прокофьева, а ты?» и т.д.

— Имена называются ласково: «Я Светонька, а ты?» — «Я Та­нечка, а ты?» и т.д.

— К предложенной конструкции добавляется вопросительное местоимение: «Я Света Соломина, а ты кто?» — «Я Таня Прокофьева, а ты кто?» и т.д.

Волшебная палочка

Цели: развивать зрительное внимание; активизировать в речи детей имена и фамилии товарищей.

Описание игры: в гости к детям приходит Петрушка и говорит: «Ребята, я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до кого-нибудь из вас, сразу же зазвучит его имя. Вы все дружно произносите его ясно'и громко». Петрушка касается палочкой детей, а все хором произносят соответствующее имя (в дальнейшем — имя и фамилию).

Ласковые имена

Цель: практическое усвоение словообразования с помощью умень­шительно-ласкательных суффиксов.

Описание игры: дети водят хоровод, поют:

Хоровод водили, ласковые были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка (Вовочка, Танечка...), в кружок,

Возьми, Леночка, флажок.

Потом поочередно передают флажок друг другу, называя каж­дого ласковым именем.

Дидактическое упражнение «Ласковые имена» — дать ласковые имена всем детям в группе: Аня — Анечка, Вова —: Вовочка, Таня — Танечка и т.д.

Улиточка

Цели: узнать товарища по голосу; развитие слухового внима­ния.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середину круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих спрашивает, прого­варивая последнюю строчку в стихотворении:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я.

Тот, чей голос «улиточка» узнала, сам становится ею, и игра про­должается.

Усложнение: играющие спрашивают, изменяя голос.

Угадай, чей голосок

Цели: узнать товарища по голосу; развитие слухового внимания, координации движений.

Описание игры: играющие сидят на стульчиках. Водящий стоит в центре и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Водящий должен узнать, кто назвал его. Если ответ пра­вильный, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если ответ ошибочный, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается.

Вариант игры: педагог предлагает детям разбежаться по группе (по площадке). По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Водящий остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Вариант игры: дети сидят полукругом. Перед ними на некото­ром расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, чей это был голос. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стуль­чик и водит.

Кто подошел?

Цели: активизировать в речи детей знание имен и фамилий това­рищей; развивать слуховое внимание.

Описание игры: дети стоят (или сидят на стульчиках) полукру­гом. У водящего завязаны глаза, он стоит на некотором расстоя­нии от детей. К нему подходят по очереди товарищи и называют водящего по имени и фамилии. Водящий должен отгадать, кто к нему подходил, и назвать его имя и фамилию.

Усложнение: К водящему подходят сразу три товарища и по оче­реди называют его. Если из трех он узнал двоих, то считается побе­дителем, и его сменяет тот, кого назвали первым.

Вот так позы!

Цели: развивать зрительное внимание и память; закреплять зна­ние имен и фамилий товарищей.

Описание игры: дети стоят в ряд. Перед ними на некотором рас­стоянии стоит водящий. Педагог назначает 3 детей (позднее 4-5), и они на 40-50 секунд принимают какую-либо позу. Водящий смот­рит на них внимательно и запоминает. Через 40-50 секунд все дети спокойно стоят, а водящий копирует позу каждого, называя при этом имя и фамилию товарища.

Угадай, кого не стало

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание; практическое усвоение словоизменения (родительный падеж существительных единственного числа).

Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий уходит за пределы комнаты или закрывает глаза. Кто-либо из детей выходит из круга и прячется. Водящий должен угадать, кого не стало. Если он затруд­няется, то кто-нибудь из детей шепотом помогает ему. Если ответ водящего правильный, на его место встает тот, кто прятался и кого , назвали. Если же ответ неверный, то игра повторяется, но из круга прятаться выходит другой ребенок.

В период знакомства детей друг с другом во всех играх, где требуется выбрать водящего, рекомендуется чаще использовать считалку:

Раз, два, три, четыре, пять —

Коля (Люда, Света..) будет начинать.

Тема: «ЗНАКОМСТВО С ГРУППОЙ,

С УЧАСТКОМ И ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТСКОГО САДА»

Где был Петя?

Цели: развивать речевой слух; уметь показывать то, о чем просит педагог (или о чем рассказывает педагог).

Описание игры: воспитатель вносит куклу (мальчика Петю) и гово­рит: «Сегодня к нам в детский сад пришел новый мальчик. Его зовут Петя. Давайте все вместе покажем ему помещения группы». Дети вместе с педагогом обходят помещения (раздевальную, игровую, умывальную, спальню, кабинет логопеда и т.д.). В каждой комнате воспитатель отчетливо произносит: «Это раздевальная. Тут дети раздеваются (или одеваются)», «Это игровая. Тут дети играют (и занимаются)», «Это умывальная. Тут дети умываются» и т.д.

Усложнения:

- Педагог не только называет помещения группы, но и про­сит детей показывать то, что там находится. Например, в разде­вальной: «Вова, покажи свой шкаф. Вова в шкаф вешает одежду», «Ира, покажи сушильный шкаф. В сушильном шкафу Ира сушит , варежки и обувь».

— Дети не обходят помещения, а по описанию педагога назы­вают: «Это раздевальная», «Это спальня». (Если детям трудно про­износить такие слова, то они могут показывать соответствующие картинки.)

— По такой же схеме педагог знакомит детей с помещениями детского сада (с музыкальным залом, спортивным залом, бассейном, медицинским кабинетом, зимним садом и т.д.): сначала во время
неоднократного обхода педагог сам называет то или иное помещение и определяет его назначение («Это музыкальный зал. Тут дети поют, танцуют и слушают музыку»); затем дети по описанию узнают и называют (или показывают соответствующие картинки).

Кто где работает?

Цель: активизировать в речи детей названия помещений детского сада, имена и отчества сотрудников (тех, кто непосредственно работает с детьми).

Петя: Галина Федоровна Юрий Николаевич Тамара Викторовна

Описание игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель сообщает: «Сегодня мальчик Петя хочет, чтобы вы проверили, как он запом­нил названия помещений в детском саду и тех, кто там работает. Итак, вы называете помещения, а Петя называет имя и отчество сотрудников детского сада».

Д ети:

Музыкальный зал

Спортивный зал

Бассейн И т.д.

Если дети затрудняются назвать помещения детского сада, то могут показать соответствующие картинки или фотографии.

Вариант игры: Петя называет и одновременно показывает кар­тинки или фотографии помещения, а дети вспоминают имена и отчества тех, кто там работает.

Поручения

Цели: развивать слуховое внимание; закрепить умение ориентиро­ваться в групповых помещениях.

Описание игры: дети сидят полукругом на стульчиках. В центре стоит стол, на нем лежат различные предметы: расческа, шарф, чашка, альбом и т.д. Воспитатель шепотом дает несложные пору­чения детям: «Саша, отнеси расческу в умывальную», «Положи на полку, Петя», «Юля, отнеси альбом в кабинет логопеда, положи на стол», «Света, отнеси чашку в посудную, поставь на поднос». И т.д.

Куда бежать?

Цели: развивать слуховое внимание; закрепить умение ориентиро­ваться на участке.

Описание игры: воспитатель стоит в центре полукруга детей и шепотом говорит: «Раз,-два, три, к... (ориентиру) беги!» Ориенти­ром может быть дерево,- горка, песочница, веранда, скамейка и т.д. Кто первым прибежит, тот становится ведущим.

Тема: «НАШЕ ТЕЛО»

Наши рекомендации