Математические игры, примеры, задачи
1. «Найди цифру».
Вы хлопаете в ладоши или по столу, ребенок должен про себя считать хлопки, затем найти соответствующую цифру и показать вам. Задание можно усложнять, прося показать на цифру больше или меньше, чем было хлопков.
2. «Найди ошибку».
В два ряда, один под другим, положите две группы предметов. Например, семь кружков и восемь треугольников, а рядом с ними цифру, но неправильно: к семи кружкам — цифру 8, а к треугольникам — 7.
3. «Какое число пропущено?».
Вы раскладываете по порядку цифры от 0 до 10 и предлагаете ребенку внимательно посмотреть на ряд. Потом он отворачивается, а вы убираете какую-нибудь цифру и сдвигаете ряд. Ребенок должен найти пропущенную цифру.
4. Назови число, следующее при счете за числом 5, за числом 7, за числом 4?
5. Назови число, которое при счете идет перед числом 8, числом 3?
6. Назови число, которое является предыдущим числа 7.
7. Назови число, которое является последующим числа 5.
8. Фигура, у которой пять углов, называется пятиугольником. Догадайся, как называется фигура, у которой шесть углов. Сколько тебе понадобится счетных палочек, чтобы выложить такую фигуру.
9. Назови «соседей» числа 6?
10. Рассмотри рис. 30 и скажи сколько треугольников внутри кольца, а сколько вне кольца.
11. Дети очень любят задачки-шутки. Вот некоторые из них:
а) над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
б) сколько стоит пятирублевая булочка?
в) у палки два конца. Один конец отпилили. Сколько концов у двух палок?
г) бревно распилили на шесть частей. Сколько надо сделать распилов?
д) из-за забора видны 4 собачьи лапы и две куриные ноги. Кто там?
е) в каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Пред каждой кошкой сидят по три кошки. Сколько кошек в комнате?
з) в клетке три попугая. Три девочки взяли по одному попугаю, а один попугай остался в клетке. Может так быть?
ж) две мамы и две дочки несли три яблока. Сколько несла каждая?
и) чтобы сварить в кастрюле яйцо, нужно 5 минут. Сколько нужно времени, чтобы сварить два яйца?
12. Дети любят загадки, играйте в следующую игру. Вы говорите: «Я задумала число. Прибавь к нему 3 и получится 7. Угадай, какое число я задумала?»
13. Вы говорите ребенку: «Были у меня персики, я не помню, сколько. Я съела 4 персика, вот 4 косточки остались, а персиков осталось 3. Сколько же у меня их было?»
14. Вставьте пропущенные цифры.
1 + = 7 | 1 + = 9 | 7–1=6 | 9–1=8 |
3 + = 7 | 3 + = 9 | 7–2=5 | 9–2 = 7 |
2 + = 7 | 6 + = 9 | 7–3=4 | 9–3 = 6 |
6 + = 7 | 2 + = 9 | 7–4 = 3 | 9–4 = 5 |
4 + = 7 | 5 + = 9 | 7–5 = 2 | 9–5 = 4 |
5 + = 7 | 7 + = 9 | 7–6 = 1 | 9–6 = 3 |
4 + = 9 | 7–7 = 0 | 9–7 = 2 | |
8 + = 9 | 9–8 = 1 | ||
9–9 = 0 |
Придумывайте аналогичные примеры до тех пор, пока ребенок не станет их решать не задумываясь.
15. Поставьте знак действия и пропущенное число.
3 .х = 4 6 . х = 3 8 . х = 9 | 1 . х = 3 4 . х = 9 5 . х = 2 | 7 . х = 5 2 . х = 0 2 . х = 8 |
16. Сравни числа и поставь знаки «<», «>», «=» и прочитай записи.
6 3 2 1 | 7 5 8 4 | 4 4 3 9 |
17. Как с помощью одной спички образовать на столе треугольник?
18. Как с помощью дух спичек образовать на столе квадрат?
19. 6 детей принесли в детский сад по одной игрушке. Сколько всего игрушек принесли дети?
20. Двое ребят играли в футбол 3 часа. Сколько времени играл каждый из них?
21. Проводите с ребенком математические диктанты. Вы даете примеры на сложение и вычитание, а он пишет только ответ. Такие задания прекрасно тренируют внимание и память.
Хорошо давать такие диктанты: поставь точку в углу клеточки, теперь проведи линию на две клеточки вправо, теперь одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, две клеточки вправо, а теперь продолжи до конца строчки. Эти задания желательно делать постоянно, не обязательно по диктовку, вы можете сами нарисовать любой узор в тетради в клеточку и предложить ему перерисовать, можете начать узор, а он пусть продолжает. Лучше всего все три способа чередовать.
22. Выполните необходимые действия на рисунках:
1) расставь все предметы по квадратам так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике был только один из них.
2) обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
3) что должно быть в пустых клеточках?
4) сколько на рисунке треугольников, кругов и квадратов? Сосчитай.
5) что должно быть в пустых клеточках? Нарисуй.
6) обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
7) обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги, а потом заштрихуй.
8) помоги Колобку добраться до леса.
9) найти 6 отличий.