Практическое занятие №9 Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Роль педагога-дефектолога в системе специального образования, формирование готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с помощью современных форм и средствобучения и воспитания; способность обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с ОВЗ формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:педагог, педагог-дефектолог, компетентность,
Методические материалы:наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям (презентации, демонстрационные и обучающие программы, видеофильмы, аудиоматериалы), схемы, карты, таблицы, кейсы, макеты, памятки и пр.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями, подготовка учебно-исследовательского проекта .
План практического занятия
1 История возникновения профессии педагог-дефектолог
2 Педагогические специальности в системе специального образования
3 Профессионально значимые качества педагога-дефектолога
4 Содержание профессионального образования педагога дефектолога
5 Ограничения, противопоказания для работы учителем-дефектологом.
Вопросы для обсуждения
1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефектологов?
2 Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагогов-дефектологов ?
2. Какие педагогические специальности можно сегодня получить для работы в
системе специального образования?
3. Какими личностными профессионально значимыми качествами должен
обладать педагог-дефектолог?
4. Каково содержание профессионального образования педагога-дефектолога?
5. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефектологом ?
СРС
1 Подготовка учебно-исследовательского проекта
Рекомендуемые темы:
· «Морально-нравственные нормы профессиональной деятельности педагога-дефектолога»
· «Технологии обучения в СОУ»
· «Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития»
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам подготовить учебно-исследовательский проект.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
- Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
- Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
б) дополнительная
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
4. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
5. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
9. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
10. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
11. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
12. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
13. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie