А горошина упала, покатилась и пропала
Методическое приложение к
Видео курсу
Коммуникативные танцы – игры
Для дошкольников и младших школьников
http://secret-terpsihor.com.ua/
Танец с хлопками.
Программное содержание. Учить детей передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения. Улучшать движение поскока в парах и на кружении.
Описание. Дети стоят по кругу парами, держась за руки.
Первая часть музыки. Такты 1-8. Пары двигаются по кругу легкими поскоками. В конце 8-го такта останавливаются, повернувшись лицом друг к другу.
Вторая часть музыки. Такт 9. Делают два сильных скользящих хлопка в ладоши.
Такт 10. Тремя притопами поворачиваются спинами друг к другу.
Такт 11. Повторение движений 9-го такта.
Такт 12. Тремя притопами дети поворачиваются лицом друг к другу.
Такты 13-16. Пары, взявшись за обе руки, кружатся поскоками.
На повторение 2-й части музыки движения повторяются.
Пляска исполняется несколько раз.
Методические указания. При кружении на поскоках дети успевают свободно сделать полтора круга, и потому при первом кружении они меняются в парах местами. При повторении музыки все возвращаются на свои места.
Вторая часть пляски носит шутливый характер: отворачиваясь друг от друга, дети говорят: "Не хочу" (с тобой танцевать). Поворачиваясь обратно, говорят "Нет, хочу" - и опять танцуют.
2. Танец – Приглашение
1. 1-6 такт Ведущий ходит по залу, около стоящих в двух шеренгах детей.
2. 7-8 такт: Кланяется любому ребенку ( приглашает его на танец)
3.9-12 такт: Взявшись за руки, ведущий и приглашенный ребенок подскоками бегут в центр круга.
4.13-16 такт: Выбежав на середину круга кружатся , взявшись за обе руки.
5.17-20 так: Дети хлопают в ладоши
6.21-24 такт: дети топают ногами
Музыка повторяется сначала, и уже двое детей идут выбирать себе пару. После танца, четверо детей идут выбирать себе пару, и так далее. Желательно. Чтобы мальчики приглашали девочек, а девочки мальчиков.
Змейка с воротцами.
Двигаться змейкой, придумывая свой узор.
Описание. Дети стоят цепочкой, взявшись за руки.
Такты 1-12 (с затактом). Хоровод спокойно и плавно движется змейкой за ведущим.
Такт 12. Ведущий и следующий за ним ребенок, отделившись от змейки, берутся за обе руки и, подняв их, образуют воротца.
Такты 13-24. Ведущим становится третий ребенок. Движение несколько ускоряется, переходя в неторопливый, слегка пружинящий бег. Ведущий проводит хоровод под воротцами и идет дальше, выводя новые завитки змейки. Дети, образующие воротца, пропустив всю цепочку, присоединяются к ее концу. На 24-м такте хоровод замедляет движение и останавливается. С началом музыки упражнение повторяется с новым ведущим.
Методические указания. До исполнения упражнения надо объяснить детям, как надо двигаться, чтобы получилась змейка. Ведущие должны следить за тем, чтобы воротца не оказались у стены, иначе новому ведущему некуда будет вести змейку. Если детей много, то пара, образующая воротца, должна продвигаться навстречу хороводу, чтобы вовремя присоединиться к ним.
Плетень
Закреплять умение детей самостоятельно менять движения со сменой музыкальных фраз; четко реагировать на начало и окончание звучания музыки. Упражнять в умении отходить (спиной) на свое место ритмичным коротким шагом. Учить творчески использовать знакомые плясовые движения. Согласовывать свои движения с действиями товарищей.
Описание. Вступление. Такты 1-2. Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Такты 3-6. Дети одной шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются.
Такты 7-10. Отходят (спиной) на свое место.
Такты 11-18. Движения повторяют дети второй шеренги.
Такты 3-10. Движения повторяют дети третьей шеренги.
Такты 11-18. Движения повторяют дети четвертой шеренги.
Описание. Под музыку дети пляшут в разных местах комнаты, используя знакомые плясовые движения. С окончанием музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами. Выигрывает та шеренга, которая построилась первой. Игра повторяется.
Методические указания. До разучивания игры необходимо объяснить детям значение слова "плетень"; научить строить плетень (без музыки), повторив задание несколько раз. Предложить послушать музыку, отмечая каждую музыкальную фразу (ее окончание) хлопком. В процессе разучивания игры целесообразно распределить детей на четыре равные подгруппы и предложить запомнить товарищей своей группы. Кроме того, надо подсказать, что приглашают друг друга шеренги, стоящие напротив.
Плавный хоровод.
Описание. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Одна пара назначается воротцами. Двое детей, стоящие рядом на противоположной стороне круга, являются ведущими для двух полукружий хоровода.
Такты 1-8. Дети идут хороводным шагом.
Такты 9-16. Дети-воротца останавливаются и поднимают сцепленные руки. Пара, стоящая напротив, идет, пересекая круг и ведя за собой тех, кто находится в данном полукруге.
Такты 17-24. Пройдя воротца, ведущая пара опускает соединяющие их руки, выворачивает круг, расходясь в разные стороны, а затем идет навстречу друг другу. Все, не опуская рук, следуют за своими ведущими. Встретившись, ведущие вновь берутся за руки, образуя круг. Дети, образующие воротца, поворачиваются под своими руками.
Методические указания. Дети должны хорошо вслушаться в музыку, чтобы вовремя успеть развернуть и вновь образовать круг. Если ребят много, воротца продвигаются навстречу идущим. Хорошо, когда ведущая пара пересекает круг от центральной стены навстречу зрителю (надо найти место для детей-воротцев, с которых начинается хоровод, чтобы оказаться лицом к центральной стене).
Русская народная игра
«По дубочку постучишь»
Описание.Все идут по кругу, взявшись за руки. В центре – один играющий. Он изображает «чижика». После окончания слов:
По дубочку постучишь –
Прилетает синий чиж.
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький.
Чижик по небу летал,
Одной ножкой все кивал.
Кив-кив, не кивай,
Себе пару выбирай.
Каждый играющий и водящий должны быстро найти себе пару. Оставшийся без пары – новый «чижик».
7.Не хочу
Не хочу больше с тобой танцевать
Лучше соседа пойду приглашать
Правой рукой
Левой рукой
Кружимся, кружимся вместе с тобой
8. Игра «Семь свечей»
И. п. - дети стоят в двух кругах 5 – 7 детей с красными платочками в маленьком кругу – это свечки. Остальные в большом кругу.
1 часть – дети идут по кругу вправо и поют, дети-свечки кружатся, помахивая платком:
Испекли мы торт на праздник,
Семь свечей на нем зажгли,
Съесть хотели торт, но свечки
Потушить мы не смогли.
Пауза – все останавливаются. Дети в большом кругу делают вдох, дуют на свечки. Дети-свечки приседают, плавно опуская платочки на пол.
2 часть – дети в большом кругу танцуют, на последний такт поднимают платочки, кто быстрее. Эти дети становятся свечками.
Игра повторяется.
9. Игра «Снежинки, летайте»
Дети встают врассыпную по залу, воспитатель поет песню, дети изображают летящих снежинок, легко бегают по залу в разных направлениях, плавно покачивая отведенными в стороны руками
Снежинки летайте, летайте, летайте,
Снежинки летайте, летайте, летайте,
Снежинки летайте, летайте, летайте,
А ну-ка, все в пары скорее вставайте.
Звучит проигрыш, дети быстро находят себе пару и легко кружатся, с окончанием музыки замирают в красивых позах (например: «воротики», «звезда», «фигуристы» и т.д.), песня повторяется еще раз:
Снежинки летайте, летайте, летайте,
Снежинки летайте, летайте, летайте,
Снежинки летайте, летайте, летайте,
А ну-ка, все в тройки скорее вставайте!
Дети становятся в тройки, легко кружатся, в конце музыкальной фразы замирают на месте, изображая снежинок или любые другие зимние фигуры, воспитатель поощряет фантазию детей.
Песня повторяется еще раз:
Снежинки летайте, летайте, летайте,
Снежинки летайте, летайте, летайте,
Снежинки летайте, летайте, летайте,
А ну-ка, в кружочек скорее вставайте.
Дети образуют большой круг и легко бегут по кругу, в конце музыки останавливаются, поднимают руки вверх, изображая красивую снежинку.
Игра роботы и звездочки
Музыка все время будет меняться. Сначала звучит ритмично, даже резко, затем плавно и нежно. Мальчики превращаются в роботов, а девочки в звездочек. Роботы выполняют резкие движения, тяжелые, неуклюжие. Звездочки выполняют легкий бег на носочках, кружатся, выполняют плавные движения руками. Музыка все время меняется, как только характер музыки сменился, нужно остановиться и принять какую- нибудь позу. Двигаться по всему залу. Роботы двигаются между звездочками. Звездочки между роботами.
Бесконечный галоп
Исходное положение.Все исполнители стоят в полукруге парами друг против друга (одни спиной, а другие – лицом в центр круга) так, чтобы между ними было расстояние, в котором может пройти пара.
Исполнение танца.
Пара, стоящая в конце полукруга соединяет руки «лодочкой» и движется по полукругу между другими парами «па галопом», стоящими друг от друга на определённом расстоянии, до другого конца полукруга (по лини или против линии танца). Как только пара достигает другого конца полукруга, следующая пара начинает двигаться в том же направлении, что и первая пара. Так парный танец может длиться, пока не закончится музыка.
12. УТИЦА
Два человека становятся лицом друг к другу, берутся за руки (обе руки). Руки поднимаются, чтобы под ними смогли пройти остальные участники игры. Остальные участники вереницей, держась за руки, проходят по очереди под двойными "воротцами" и поют песню:
Шла утица по бережку, шла серая по крутому
Вела детей за собою, и малого, и большого
Середнего и меньшого
Вы, уты, уты, уты, уты, уты!
Да вы куда, уты, ушли, ушли, ушли?
Да кабы лес перелесился, да кабы свет пересветился!
На словах "кабы свет пересветился" воротца опускаются и ловят того, кто оказывается внутри сцепленных рук. Пойманный присоединяется к ловильщикам, становится третьим в круг и тоже поднимает "воротца".
С каждым коном количество ловильщиков растет, круг увеличивается и ловят, соответственно, большее количество людей из вереницы. Ведущему вереницы - "утке" важно не пробежать под воротцами и провести за собой как можно быстрее всех остальных, но, наоборот, запутать своих "утят", войти в одни воротца, выйти из других и тут же войти в следующие.
Играют до тех пор, пока большинство участников не будет поймано и не перейдет в "ловцы".
Веселая пляска
Рисунок 1
Музыка А – дети бегают врассыпную по залу.
Музыка Б – хлопают в ладоши и кружатся на месте. – повторить 2 раза, за последним разом, после хлопков становятся в круг.
Рисунок 2
Музыка А – идут подскоками по кругу
Музыка Б – топают ногами и кружатся вокруг себя - повторить 2 раза, за последним разом, после притопов становятся в пары по кругу.
Рисунок 3
Музыка А – идут подскоками по кругу парами
Музыка Б – хлопают в ладоши друг с другом, кружатся в паре - повторить 2 раза, за последним разом, после притопов покружились вокруг себя и поклонились друг другу
Веселый танец
Музыка А – Идут в разных направлениях бодрым энергичным шагом
Музыка Б – Хлопают в ладоши, топают ногами.
При повторении, педагог просит определенного ребенка выполнить движение : Музыки Б.дальше дети опять маршируют. Музыка многократно повторяется, и каждый ребенок должен выполнить данное движение.
Весело кружимся
Предложить детям, выбрать себе друга с станцевать с ним в паре.
Спросить у детей как можно кружиться в танце.
- Кружиться вокруг себя.
- Кружение крендельком
- Девочка кружиться под рукой мальчика и так далее……
Описание:
Рисунок 1
Музыка А - Дети бегут по кругу парами
Музыка Б – хлопают в ладоши и кружатся вокруг себя - 2 раза
Рисунок 2
Музыка А - Дети бегут по кругу парами
Музыка Б – хлопают в ладоши и девочка кружится под рукой у мальчика - 2 раза
Рисунок 3
Музыка А - Дети бегут по кругу парами
Музыка Б – хлопают в ладоши и кружатся крендельком - 2 раза
Петушок и зернышко
Дети стоят по кругу Петушок внутри круга.
По дороге Петя шел
(«Петушок» проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками – крыльями)
И горошинку нашел
(Останавливается около одного ребенка, этот ребенок становиться горошинкой)
А горошина упала, покатилась и пропала
(Петушок кружиться на месте а горошина пробегает через центр круга и прячется – присаживается на корточки за любим ребенком)
Ох- ох-ох
Где-то вырастет горох
(Все дети присаживаются а горошина встает поднимая руки вверх «горошина выросла»)
Дети продолжают сидеть на корточках, а «петушок» догоняет «Горошину»
Все дети «зернышки», а один ребенок «петушок». Петушок ходит между ними, высоко поднимая колени. То, зернышко, до которого дотронется «петушок», становится еще один петушком, и тоже начинает ходить выбирать других «петушков»
Ворон
Дети стоят по кругу, а «ворон» в центре.