О некоторых итогах мониторинга заработной платы работников в сфере высшего образования и науки, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования совместно с Минобрнауки России
По заработной плате педагогических работников среднего профессионального и высшего образования в 2015 году наличествовало отставание от значений установленных показателей̆ и зафиксированных в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, а также в федеральной̆ «дорожной карте». Однако, учредителем предпринимались меры по недопущению снижения номинальной начисленной заработной платы в 2015 году по сравнению с уровнем, достигнутым в среднем за 2014 год.
Среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения (среднее профессиональное образование) выросла с 27,7 тыс. до 28,7 тыс. рублей̆ (прирост – 3,6% к аналогичному периоду 2014 года).
Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего образования выросла с 47,2 тыс. до 50,7 тыс. рублей̆ (прирост – 7,4% к аналогичному периоду 2014 года).
Среднемесячная заработная плата научных сотрудников выросла с 48,2 тыс. до 51,8 тыс. рублей̆ (прирост – 7,5% к аналогичному периоду 2014 года).
Основные результаты мониторинга роста заработной платы педагогических работников среднего профессионального образования и высшего образования, проводимого Росстатом, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средняя заработная плата педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования и научных сотрудников.
Уровни образования/ научные сотрудники | Средняя заработная плата педагогов и научных сотрудников, руб. | Среднегодовой прирост, % | ||
2013-2014 | ||||
Среднее профессиональное | 25 144 | 27 691 | 28 684 | 10,1 |
Высшее | 40 428 | 47 188 | 50 703 | 16,7 |
Научные сотрудники | 41 623 | 48 212 | 51 780 | 15,8 |
Средняя заработная плата в РФ | 29 960 | 32 611 | 30 694 | В 2015 году изменилась методика расчета |
Из табл.1 видно, что среднегодовой прирост заработной платы в 2015 году снизился по сравнению с ростом заработной платы в 2014 году. Кроме того, средняя заработная плата в Российской Федерации снизилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом, в связи с изменением методики Росстата для расчета среднемесячной начисленной заработной платы (среднего дохода от трудовой деятельности). Значения среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации, которые используются для оценки выполнения показателей федеральной «дорожной карты», называют также референтной заработной платой.
Таблица 2. Число субъектов Российской Федерации, в которых не обеспечено достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников и научных сотрудников по итогам 2015 года
Уровни образования / научные сотрудники | Достигнутое соотношение по РФ, % | Не достигнуты целевые значения | С отклонением 5 процентов и более | Референтная зарплата | Целевое значение на 2015 г.* |
Среднее профессиональное | 93,5 | Средняя в регионе | 85% | ||
Высшее | 165,2 | 133% | |||
Научные сотрудники | 168,7 | 143% |
- Целевое значение на 2015 г. это процентное соотношение среднемесячной начисленной заработной платы педагогических работников или научных сотрудников к референтной заработной плате (среднемесячной начисленной заработной плате в регионе), установленное федеральной «дорожной картой» на 2015 год для разных уровней образования/научных сотрудников.
Таблица 3. Субъекты Российской Федерации, в которых отставание от целевого значения по заработной плате профессорско-преподавательского состава вузов превысило 5 процентных пунктов (процентов) в 2015 году
ППС | Референтный уровень | Целевое соотношение | |
тыс. руб. | тыс. руб. | % | |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 83 089 | 68 310 | 121,6 |
Республика Саха (Якутия) | 60 577 | 48 955 | 123,7 |
Сахалинская область | 68 010 | 54 508 | 124,8 |
Магаданская область | 72 333 | 57 554 | 125,7 |
Таблица 4. Субъекты Российской Федерации, в которых отставание от целевого значения по заработной плате научных сотрудников превысило 5 процентных пунктов в 2015 году
Научные сотрудники | Референтный уровень | Целевое соотношение | |
тыс. руб. | тыс. руб. | % | |
Республика Ингушетия | 18 702 | 18 596 | 100,6 |
Ленинградская область | 29 528 | 29 305 | 100,8 |
г.Москва | 59 209 | 57 971 | 102,1 |
Республика Марий Эл | 20 528 | 20 028 | 102,5 |
Пензенская область | 20 442 | 19 822 | 103,1 |
Сахалинская область | 58 040 | 54 508 | 106,5 |
Республика Алтай | 21 552 | 19 305 | 111,6 |
Республика Хакасия | 30 151 | 26 349 | 114,4 |
Липецкая область | 27 030 | 23 094 | 117,0 |
г.Санкт-Петербург | 48 754 | 41 540 | 117,4 |
Орловская область | 23 615 | 19 876 | 118,8 |
Республика Калмыкия | 21 969 | 18 143 | 121,1 |
Московская область | 46 392 | 38 172 | 121,5 |
Волгоградская область | 27 628 | 22 241 | 124,2 |
Калининградская область | 32 393 | 25 967 | 124,7 |
Астраханская область | 28 838 | 22 981 | 125,5 |
Краснодарский край | 30 377 | 24 115 | 126,0 |
Оренбургская область | 28 242 | 22 318 | 126,5 |
Еврейская автономная область | 34 636 | 27 247 | 127,1 |
Псковская область | 25 237 | 19 795 | 127,5 |
Тюменская область | 43 996 | 34 277 | 128,4 |
Брянская область | 25 591 | 19 754 | 129,5 |
Вологодская область | 31 638 | 24 290 | 130,3 |
Магаданская область | 77 402 | 57 554 | 134,5 |
Амурская область | 38 468 | 28 592 | 134,5 |
Хабаровский край | 47 722 | 35 246 | 135,4 |
Омская область | 32 952 | 24 190 | 136,2 |
Ярославская область | 33 508 | 24 473 | 136,9 |
Таблица 5. Перечень субъектов Российской Федерации, в которых средняя заработная плата педагогических работников в 2015 году снизилась по отношению к уровню, достигнутому в 2014 году
Субъект Российской Федерации | 2014 год | 2015 год | % достижения |
Среднее профессиональное образование | |||
Калужская область | 25 972,8 | 25 569,0 | 98,4 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 60 577,2 | 59 031,2 | 97,4 |
Нижегородская область | 27 183,5 | 26 429,3 | 97,2 |
Кемеровская область | 28 800,1 | 27 799,1 | 96,5 |
По педагогическим работникам и научным работникам в образовательных организациях высшего образования снижения заработной платы не отмечалось.
Таблица 6. Динамика численности педагогических работников и научных сотрудников, чел.
Уровни образования / научные сотрудники | |||
Среднее профессиональное | 167 844 | 159 110 | 156 782 |
Высшее | 268 068 | 251 558 | 238 471 |
Научные сотрудники | 107 663 | 81 219 | 81 724 |
Сведения, которые представлены в табл.1-5 получены на основании сведений Росстата. Мониторинг заработной платы научно-педагогических работников, проводимый Росстатом с 2013 года, определяет средние значения по всем образовательным организациям всех отраслей и ведомств. Однако, данный мониторинг позволяет контролировать исключительно выполнение Указов Президента, но не позволяет оценить выполнение Единых рекомендаций по оплате труда и Отраслевое соглашение в части доли должностного оклада в структуре заработной платы, и не позволяет оценить уровень заработной платы без учета доходов за дополнительные виды деятельности, например, совместительство, совмещение, почасовая оплата и оплата за работу по договорам гражданско-правового характера (далее ГПХ). Поэтому, с целью системного и детального изучения вопросов оплаты труда в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, Общероссийским Профсоюзом образования, совместно с Минобрнауки России, были проведены мониторинги по вопросам оплаты труда, в которых запрашивался более широкий спектр сведений.
В рамках сложившегося в 2015 году взаимодействия ЦС Профсоюза и Департамента стратегии, анализа и прогнозов Минобрнауки России, специалисты аппарата Профсоюза с участием членов КСП Профсоюза, разработали таблицы и другие методические материалы для проведения совместного мониторинга. Профсоюз и Минобрнауки России провели мониторинг заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов, в том числе должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, различных видов выплат, структуры заработной платы, источников финансирования расходов на оплату труда ППС за 1-е полугодие 2015 года.
В соответствии с пунктом 5.11.1. Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015-2017 годы, руководителям образовательных организаций высшего образования было предложено представить сводную информацию по вопросам оплаты труда работников образовательных организаций по форме, прилагаемой к письму от 04 августа 2015 года № АП-1297/02 за подписью заместителя Министра А.Б. Повалко.
Анализ поступившей информации показал, что большинство вузов в целом достигают значений целевых показателей, отражающих повышение уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава, установленных майским Указом Президента России № 597.
Однако в ряде вузов показатели средней заработной платы остаются на уровне меньше показателей, установленных федеральной «дорожной картой». На состоявшемся совещании руководителей образовательных организаций объявлено о недопустимости такой ситуации, в отношении отдельных руководителей приняты кадровые решения.
Общероссийским Профсоюзом образования основные результаты были обсуждены на заседании Исполкома Профсоюза 09 декабря 2015 года и заседании ЦС Профсоюза 10 декабря 2015 года.
По итогам проведенного мониторинга, Профсоюзом и Минобрнауки России был запущен следующий мониторинг заработной платы профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по аналогичной схеме по итогам 2015 года в целом (письмо Минобрнауки России № АП-265/02 от 26 февраля 2016 года «О предоставлении сведений по оплате труда работников»). Важно отметить, что была достигнута договоренность о согласовании, направляемых администрацией вуза в Минобрнауки России, сведений по мониторингу оплаты труда с председателем первичной профсоюзной организации работников вуза.
В таблице 7 приведены сведения по общему числу вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, и числу вузов, представивших сведения в разрезе федеральных округов, а также количеству тех вузов, которые проигнорировали условие о необходимости согласовать сведения по вопросам оплаты труда за 2015 год с председателем ППО работников вузов в установленные письмом Минобрнауки России сроки.
В результате мониторинга по 1-му полугодию 2015 года сведения, соответствующие требованиям запроса, представили 257 вузов, что составляло 94% от общего числа вузов, находящихся в введении Минобрнауки России на 1 июля 2015 года. По итогам всего 2015 года число вузов, участвовавших в мониторинге, снизилось до 251.
Таблица 7. Сведения о количестве вузов, участвовавших в мониторинге по вопросам заработной платы, проведенном совместно Общероссийским Профсоюзом образования и Минобрнауки России.
Субъект РФ | Количество вузов, находящихся в ведении МОН | Количество вузов, участников мониторинга | Количество вузов, сведения которых не согласованы с председателем ППО работников | |
Информация на 01.07.2015г. | Информация по итогам мониторинга за 1-е полугодие 2015 года | Информация по итогам мониторинга за 2015 год | Информация по итогам мониторинга за 2015 год в установленные сроки | |
ЦФО | ||||
СЗФО | ||||
ПФО | ||||
ЮФО | ||||
СКФО | ||||
УФО | ||||
СФО | ||||
ДВФО | ||||
КФО | ||||
Всего | 273 (100%) | 257 (94%) | 251 (92%) | 52 (21%) |
Снижение произошло преимущественно за счет вузов Центрального федерального округа, в связи с тем, что в настоящее время часть вузов находится в условиях объединения и реформирования, в том числе в региональные опорные вузы. Следует отметить 100% участие в мониторинге по вопросам оплаты труда вузов Южного, Северо-Кавказского, Уральского и Сибирского федеральных округов. Доля вузов, руководители которых при наличии в этих вузах первичных профсоюзных организаций работников не сочли необходимым ознакомить председателей этих организаций с той информацией, которую они представили в ответ на запрос Минобрнауки России, оказалась самой высокой в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе. Обращаем внимание председателей региональных организаций Профсоюза на эту ситуацию и предлагаем обсудить данный вопрос в рамках августовских совещаний, и в ходе проведения совещаний и консультаций с региональным Советом ректоров.
По результатам мониторинга структуры заработной платы за 1-е полугодие 2015 года установлено, что пункт 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год и пункт 5.2.2. Отраслевого соглашения выполняется в 76 вузах, находящихся в ведении Минобрнауки России, что составляет всего 30% от общего числа вузов, предоставивших информацию, соответствующую требованиям мониторинга. В этих вузах размер гарантированной части заработной платы в виде должностных окладов работников из числа профессорско-преподавательского состава установлен на уровне не ниже 60 процентов в структуре их заработной платы.
После проведения мониторинга по итогам 2015 года сделана оценка того, как вузы выполняют Единые рекомендации по оплате труда.
Таблица 8. Доля гарантированной (постоянной) части (должностной оклад) в структуре заработной платы ППС по итогам 2015 года
Доля должностного оклада в структуре заработной платы | Количество вузов из числа участников мониторинга | Доля вузов от числа участников мониторинга |
от 6 до 30% | 2,8% | |
от 30% до 60% | 39,8% | |
От 60% до 70% | 34,7% | |
70% и более | 22,7% | |
Всего: | 100% |
Из таблицы 8 видно, что пункт 5.2.2. Отраслевого соглашения и пункт 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, которыми установлено, что размеры должностных окладов должны быть не ниже 60% в структуре заработной платы, выполнили немногим более половины вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России – 57,4%.
Минобрнауки России с участием Профсоюза согласовало содержание отраслевого раздела Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, которые были утверждены решением Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений в декабре 2015 года.
В разделе 9 Единых рекомендаций установлено, что руководителям государственных и муниципальных образовательных организаций рекомендуется осуществлять перераспределение средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы размеры окладов и ставок заработной платы работников в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70 процентов, а в остальных образовательных организациях – не ниже 60 процентов.
Доля должностного оклада в структуре заработной платы, как видно из табл.7, достигает 70% и более только у работников пятой части всех вузов (22,7%). Данная ситуация потребует от руководителей вузов, председателей первичных профсоюзных организаций работников, проводить постоянный контроль за выполнением плана мероприятий, которые были подготовлены и приняты руководителями вузов сразу после проведения данного мониторинга в апреле 2016 года.
Более подробная информация о результатах мониторинга заработной платы по итогам 2015 года, в том числе и сведения по уровню заработных плат, должностным окладам, будут обсуждаться на Всероссийском семинаре-совещании председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, представителей региональных организаций Профсоюза, курирующих вопросы профессионального образования, в с. Дивноморское с 29 сентября по 5 октября 2016 года. Обсуждение пройдет с участием представителей Минобрнауки России.
Вопросы, связанные с развитием Национальной системы профессиональных квалификаций (НСПК) в Российской Федерации
Фактически начало созданию НСПК было положено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.12 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где Правительству Российской Федерации было поручено разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Указом от 16.04.15г. № 249 образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и утверждён его состав в количестве 33 человек.
Необходимость создания НСПК объясняется необходимостью обеспечения экономического роста в РФ через повышение производительности труда. Одним из основных факторов этого повышения определено обеспечение экономики высококвалифицированными кадрами.
Основные полномочия (в рамках государственного регулирования) по созданию и развитию НСПК делегированы Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
К числу новых институтов, призванных организационно обеспечить внедрение НСПК, относятся: Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, национальное агентство профессиональных квалификаций, советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификации.
Сегодня и в краткосрочной перспективе работа по созданию системы НСПК сконцентрирована на решении 4-х задач:
1) разработка и внедрение профессиональных стандартов (ПС),
2) создание справочника наиболее востребованных профессий,
3) создание базового центра профессиональной подготовки рабочих кадров,
4) создание системы независимой оценки квалификаций.
Профессиональные стандарты (ПС)
В рамках создания НСПК профессиональные стандарты прежде всего разрабатываются как инструмент внедрения современных квалификационных требований к работникам. В 2015 году накопительным итогом приказами Минтруда России утверждены 804 профессиональных стандарта.
В образовательной сфере приняты следующие ПС, начало применения которых применительно к работникам отрасли по состоянию на июль 2016 отнесено на 1 января 2017 года:
1) "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
2) "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования";
3) "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
4) "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".