Методическое обеспечение курса
Литература
1. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М.: Просвещении, 1990.
2. Аналитический сборник «Молодежь в действии». — М.: Тоториал УРСС, 2001.
3. Ананьева А.Ю. Игровая акция «Непоседа». – Самара, 2000.
4. Афанасьев С., Коморин С. Сто отрядных дел. – Кострома, 1998.
5. Афанасьев С.П., Каморин СВ., Тимонин А.И. Что делить а детьми в загородном лагере. — М.: Новая школа, 1994.
6. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического промесса в вопросах и ответах. — Киев; 1983. - 287 с.
7. Бедерханова В.П. Летний дом. Концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение, - Краснодар, 1993, — 64 с.
8. Будем работать вместе! (Программы деятельности детских и подростковых организаций). - М.: СПО-ФДО, 1996. - 146 с.
9. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – М., 1998.
10. Бочарова, Н.М. Организация досуга детей в семье. Учебное пособие/ Н.М. Бочарова. – М., 201. – 208 с.
11. ВолоховА.В. Вариативно—программный подход к деятельности детских организаций и объединений // Социальное становление учащихся. — Ярославль, 1996. —С. 51-53.
12. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
13. Волл А., Балл Б. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных лагерей / перевод с англ. — СПб., 1994.
14. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. СВ. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной. -М.: ACADEMIA, 2000.
15. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях. — Ярославль, 1999.
16. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. – М., 1990.
17. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. – М., 2001.
18. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций/ Б.З. Вульфов. – М., 2001. – 192 с.
19. Газман О.С. Каникулы, игра, воспитание. – М., 1988.
20. Газман О.С, Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». — М, 1982.-96 с.
21. Горизонты лета: Программы тематических смен в летном оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. Л.И. Волохова. — М., 1997.
22. Голубев Н.Н., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М., 1989.
23. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие/ Ю.Н. Григоренко. – М., 2002. – 80 с.
24. Григоренко, Ю.Н. КИПАРИС – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., 2003. – 160 с.
25. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов / Под ред. И.И. Meльниченко, И.В. Метлика. — М.: Государственный НИИ семья N воспитания, 2005.
26. Детская республика «Дружба»/Авторы-сост.: Байбородова Л. В. .Рожков М.И.- Ярославль, 1998. - 96 С.
27. Диалог индивидуальностей: Информационно-методический сборник / Под общ. ред. Т.Я. Шиховой. — Пермь: Перм. Гос. псд. ун-т, 2004.
28. Добрая воля: Сборник / Под ред. Н. Серяковой, Т. Михеевой, — М.: Фонд «Новые перспективы», 2001.
29. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
30. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
31. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М., 1998.
32. Жуков И.Н. Игра и детское движение. — М., 1992.
33. Заупе Ю. Природа – наш доктор. – И., 1994.
34. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.-208 с.
35. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994.
36. Каникулы: игра, воспитание. (О пед. руководстве игровой деятельностью школьников): Кн. для учителя. Под ред. Газмана О.С. — М.: Просвещение, 1988, - 160 с.
37. Кирпичник А.Г, Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. — М,: Знание, 1984. - 80 с.
38. Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. — М., 1998. — 136 с,
39. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С. 191-205.
40. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001.- 65 с.
41. КВН. Методика проведения и сценарии для школ и колледжей. – М., 2001. – 144 с.
42. Константинов Ю.С., Маслов А.Т. Лето, дети, туризм. — М., 111198.
43. Кто в лагере живет?: Методическое пособие /Сост. СВ. Тетерский. - М.: ACADEMIA, 2003.
44. Кэифилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. — М.: УРСС, 1987.
45. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников/ О.Н.Козак. – М, 2002. – 288.
46. Кулешова, Н.В. Сценарии праздников, конкурсов, дискотек/ Н.В. Кулешова. – М., 2003. -
47. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. – М, 2002.
48. Кулешова Н.В. Сценарии праздников, конкурсов, дискотек. – М., 2003.
49. Кунгурцева И. Первая смена. – М., 1993.
50. Куцакова Л.В. Летний досуг с детьми. – М., 1996.
51. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.- М., 1986.
52. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы /Сост. Панов A.M. - М.: НИИ семьи, 1998.- 144 с.
53. Летняя страна детства дли юных граждан России (методологические основы организации деятельности летних детских образовательно-оздоровительных учреждений). / Под ред. Будановой Г.П. — М.: НИИ семьи, 1997. - 120 с.
54. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы: — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
55. Лето в городе: Рекомендации в помощь организаторам лагерей с дневным пребыванием. — М., 1997.
56. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.
57. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе/ В.Г. Максимов. – М., 202. – 272 с.
58. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного |процесса: Соч. в 7-ми т. — Т. 5. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960.
59. Малиновский А.В. Социально-психические условия и факторы оптимизации профессиональной деятельности лидера детского объединения. — М.: ИМ, 1992.
60. Мальцева ЭА., Костина Н.М. Педагогика детского движения: Учебное пособие. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
61. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учебно-методическое пособие. — М.: ВЛАДОС, 2000.
62. Методика воспитательной работы / Под ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
63. Методические рекомендации по совершенствованию деятельности загородных пионерских лагерей. — Свердловск, 1989. — 87 с.
64. Морозов К.Н. Что такое лето. – М., 1985.
65. Молодежный, детский, семейный отдых: Опыт реализации (программ общественных объединений и некоммерческих организаций: Информационно-методический сборник / Отв. ред. С.В.Тетерский. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, |2005.
66. Молодое поколение в гражданском обществе: Сборник социально-педагогических программ общественных объединений детей и молодежи / Сост. С.В.Тетерский. — М.: РЕГЛАНТ, 2004.
67. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1988. — !44с.
68. Николаев А.В. Диагностика социализации детей и подростков в условиях временного коллектива // Принципы обновлении программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. - СПб., 1995. - С. 78-80.
69. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Монография. — Ярославль: ДИА-пресс, 2001.
70. Никитина Л.Е., Симонович В.Л. Содержание и организация практики студентов — социальных педагогов в вузе. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.
71. Никитина Л.Е., Тетерский С.В. Программы ДИМСИ. М.: ACADEMIA, 2000.
72. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений /Сост. В.П. Шанин. – М., 2002.
73. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений /Сост. Шанин В.П. – М., 2002. – 352 с.
74. О летнем отдыхе и не только... (Организация летнего отдыха детей и а базе учреждения дополнительно го образования) /Под ред. Кулинова Ю.П. - М.: НИИ семьи, 1997. - 112 с.
75. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов / Сост. СВ. Барканов, М.И. Журавлев. — 3-е изд., доп. и изм. — М.: Издатель Дмитриев А.И., 2001.
76. О передаче пионерских лагерей в ведение профсоюзов //Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. 1938. № 23. - С. 378.
77. Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. Методические рекомендации для организаторов летнего, отдыха детей /Под ред. Коновой С. Р., Бондаря В. И. - М., 1997, - 208 с.
78. Организация оздоровления детей в сезонных лагерях различного назначения: Методические рекомендации Минобразования России // Вестник образования. — 1996 — № 5.
79. Отдых и оздоровление детей и подростков: Сборник нормативных документов. / Сост. СВ. Барканов, М.И. Журавлев, В.И. Савоськина. — М., 2002.
80. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. – М., 1981.
81. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей). - М.: Синергия, 1995,- 162 с.
82. Отрядному вожатому / Сост.: А.Панов, Г.Чупарова. — М.: Молодая гвардия, 1982.- 128 с.
83. Панов А.М. Летний отдых детей. – М, 1998.
84. Панченко С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа: Дне.... канд. лед. наук. - М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989.
85. Пионерское лето. Материалы научно-практической конференции по актуальным проблемам летнего отдыха детей в свете Постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению организации отдыха пионеров и школьников». — М.: Профиздат, 1976. - 200 с.
86. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Трудовая деятельность. Соревнования и состязания. Игры / Пер. с чеш. Паровой К.И, - М.: Профиздат, 1989. - 144 с.
87. Поломис К. Дети на отдыхе. – М., 1995.
88. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др.- Минск, 1987.
89. Педагогика школьных каникул: Методическое пособие / Сост. и науч. ред. С.В.Тетерский. — М.: Академический проект, 2003.
90. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. — 6-е изд. — М.: Академический проект, 2002.
91. Президентская программа «Дети России». Летняя страна детства для юных граждан России. – М., 1997.
92. Прасолова Е.В. В союзе с красотой.- М., 1987.
93. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков. – М, 2001. – 256 с.
94. Смиронова Е.О. Особенности общения с дошкольниками/ Е.О. Смирнова. – М., 2000. – 160 с.
95. Сысоева М.Е. Азбука воспитания вожатого в летнем оздоровительном лагере. – М., 1998.
96. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. — М.: ВЛАДОС, 1999.
97. Сысоева М.Е. Педагогика и лето. – М., 1996.
98. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей/ М.Е. Сысоева. – М., 2001. – 176 с.
99. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. — Ростов-на-Дону, 1993.
100. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В. Соколова. Научн. ред.-сост. СВ. Тетерский. — М.: Логос, 2005.
101. Социокинетика: Книга о социальном движении в детской среде: В 2-х ч. / Сост. и ред. Т.В.Трухачева, А.Г. Кирпичник. — М.: Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 2000.
102. Спирина Л.В. Дети, здравствуйте всегда! Методические материалы: В 3-х ч. — ВДЦ «Орленок», 2002.
103. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
104. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
105. Терский В.Н., Келъ О.С. Игра. Творчество. Жизнь: Организация досуга школьников. — М., 1996.
106. Тетерский СВ. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2000.
107. Тетерский СВ. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. — М.:РЕГЛАНТ,
108. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. — М.: МГУК, 1U97.
109. Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. – Ростов н/Д., 2003.
110. Титова Е.В. Если знать как действовать. – М., 1993.
111. Титкова, Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере/ Т.В. Титкова. – Ростов н/Д., 2003. – 320 с.
112. Трушкин А.Г. Творчество в детском оздоровительном лагере. – М., 2002.
113. Трушкин А.Г. Творчество в детском оздоровительном лагере/ А.Г. Трушкин. – М., 2002. – 320 с.
114. Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
115. Уманский Л.И. Психология организационной деятельности школьника. — М., 1980.
116. Фантазия + творчество = каникулы: Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного Отдыха детей и подростков. — М., 1994.
117. Фришман И.М. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. — Ярославль: Медиум-пресс, 2000.
118. Фурмина Л.С. Детские оздоровительные лагеря. – М., 1981.
119. Шалимова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый — старт в профессию: Учебно-методическое пособие. — М.: ИТЦ «МАТИ» — РГТУ, 2002.
120. Шамардин В.Н. и др. Школа: от конечного результата к творческому поиску.- М., 1991.
121. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М., 1990.
122. Шмаков С.А. Лето. – М., 1993.
123. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. — М., 1997.
124. Шмаков С.А. Лето. — М.: Магистр, 1993.
125. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу программ. – М., 2003.
126. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу программ/ И.Б. Шубина. – М., 2003. – 352 с.
127. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986.
128. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. – Владимир, 1993.
129. Ювенальные технологии: Практическое руководство. — М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2002.
График преподавания курса
Курс преподается в шестом семестре.
Вопросы к зачету
1. Четыре этапы в истории развития воспитательной и оздоровительной работы с детьми в условиях каникулярного времени.
2. Сущность и характеристика воспитательного процесса в условиях ДОЛ.
3. Подходы к отбору содержания образования, воспитания и оздоровления детей в условиях ДОЛ.
4. Методика решения педагогических задач в условиях ДОЛ.
5. Система воспитательной деятельности ДОЛ и ее основные элементы.
6. Стратегическая педагогическая цель и основные принципы ДОЛ.
7. Специфика воспитательной работы и особенности общения с детьми разных возрастов и подростками.
8. Детская адаптация в условиях ДОЛ.
9. Конфликты и пути их решения в условиях ДОЛ.
10. Методы коррекции агрессивности, вспыльчивости; преодоления застенчивости.
10. Способы преодоления барьеров общения.
11. Методы изучения личности ребенка и коллектива. Особенности общения с детьми различных психотипов и темпераментов.
12. Педагогические особенности и функции ВДО. Этапы развития ВДО, отличия от коллектива длительного действия.
13. Особенности самоуправления в детском лагере.
14. Логика развития лагерной смены. Динамика задач деятельности вожатого в процессе развития лагерной смены.
15. Методика организации режимных моментов в ДОЛ.
15. Ежедневное и календарно-тематическое планирование смены в ДОЛ.
16. Формы и методы воспитательной работы в ДОЛ.
17. Методика КТВ и личностно-ориентированный подход к реализации КТВ в условиях ДОЛ.
18. Сущность, виды и значение игр в воспитании детей и подростков в условиях ДОЛ.
19. Требования к оформлению отрядных уголков.
20. Профилактика заболеваний и охрана здоровья детей. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков в условиях ДОЛ.