Терминология

Методы обучения - проектируемая субъектом модель его деятельности содержащая знание о цели деятельности, знание о необходимом для достижения цели способе деятельности, знание субъекта о необходимости и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами деятельности интеллектуального, практического или предметного характера.

Лекция - последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие.

Методические рекомендации для подготовки к лекции.

Качество знаний студентов определяется не только степенью самостоятельного изучения теоретического материала по дисциплине «Экология». Большое значение в подготовке специалистов имеет и квалификация преподавателей, способность и желание донести свои знания до студентов. Знание материала по теме, эрудиция, составляют теоретический багаж лектора. Объективность, достоверность и истинность знаний определяются источниками информации, которыми пользуется преподаватель. Успех занятий будет зависеть от того, насколько профессионально они подготовлены и проведены.

Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки структуры рабочего лекционного курса по темам дисциплины «Экология».

Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.

Количество лекций определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы. Для студентов-заочников количество часов обычно сокращается в несколько раз, по сравнению с очной формой обучения.

Структура лекционного курса включает в себя вступительную, основную и заключительную части.

После определения структуры лекционного курса по темам можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает следующие этапы:

· выяснение того, что и в каком объёме было изучено студентами ранее по родственным дисциплинам;

· определение места изучаемой дисциплины в учебном процессе подготовки специалиста;

· отбор материала для лекции;

· определение объема и содержания лекции;

· выбор последовательности и логики изложения, составление плана лекции;

· подбор иллюстративного материала;

· выработка манеры чтения лекции.

Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:

· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

· взаимосвязь частей изучаемого материала;

· обобщение изученного материала;

· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

После определения объёма и содержания лекции, преподавателю необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебных материалах, и составить расширенный план лекции.

Лабораторная работа - учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Методические рекомендации для подготовки к лабораторному занятию.

Лабораторные занятия – это групповые занятия со студентами под руководством преподавателя.

Лабораторные занятия проводятся в пределах учебных планов с учётом установленного количества часов.

Как лабораторные, так и практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы.

Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет.

Основные этапы планирования и подготовки к лабораторным занятиям:

· разработка системы занятий по теме или разделу;

· определение задач и целей занятия;

· определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей;

· разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения;

· нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала;

· подбор дидактических средств (фильмов, плакатов, схем, вспомогательной литературы);

· планирование записей и зарисовок на доске;

· определение объема и форм самостоятельной работы на занятии;

· определение форм и методов контроля знаний студентов;

· определение формы подведения итогов;

· определение самостоятельной работы по данной теме.

Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

При освоении вводной части дисциплины студент должен получить от преподавателя четкое разъяснение о сущности, объекте и предмете изучения почвоведения. Необходимо четко сформулировать и в логичном порядке представить стоящие перед курсом задачи с примерами их решения. Сложным, но важным здесь является показ методического арсенала науки и приемов его практического использования.

Для лучшего понимания вопросов, затрагиваемых в какой-либо новой теме, целесообразно дополнительно кратко рассмотреть их в контексте (в рамках) уже изученных студентом учебных дисциплин (геологии, землеведения и др.). Полезным является также использование во время лекции сведений о дополнительных источниках информации по данной теме, в частности из периодической печати.

При обсуждении со студентами вопросов при проведении текущего контроля или на семинарах следует поощрять и стимулировать аккуратное отношение к специальной терминологии. Во время занятий следует акцентировать внимание студентов на специальных понятиях и терминах и предоставлять время для их фиксации в лекционных записях.

Для углубленного понимания связи между факторами почвообразования и свойствами почв необходимо искать и находить объяснения в процессах и закономерностях, получивших освещение в предшествующих учебных курсах – физике, химии, метеорологии, геологии.

Представляя классификацию почв, необходимо (желательно) указывать и принципы (критерии) выделения групп.

Перед началом лабораторных работ целесообразно кратко раскрыть суть анализируемых показателей почв, закономерности изменения их по профилю почвы, пределы колебаний параметров.

Контрольные вопросы к зачету

1. Понятие о рельефе земли. Рельеф. Элементы, формы и типы рельефа.

2. Генетическая, морфографическая и морфометрическая классификации рельефа.

3. Типы рельефа земной поверхности.

4. Распределение суши и моря.

5. Гипсографическая кривая и ее анализ.

6. Главнейшие особенности рельефа суши и дна океана.

7. Необходимость учета геологических, геоморфологических и орографических особенностей местности при планировании и выполнении топографо-геодезических работ.

8. Процессы и типы выветривания.

9. Кора выветривания и элювий.

10. Рельефообразующая роль выветривания.

11. Движение грунтовых масс на склонах.

12. Необходимость и важность отражения характерных форм рельефа обусловленных выветриванием, на топографических картах.

13. Геологическая и рельефообразующая роль растений, животных и человека.

14. Фитогенные формы рельефа.

15. Органогенные формы рельефа.

16. Антропогенные формы рельефа.

17. Необходимость строгого учета воздействия человека на природу при освоении и хозяйственном использовании территории.

18. Условия, благоприятствующие деятельности ветра

19. Географическое распространение территорий, благоприятных для проявления деятельности ветра.

20. Пустыни и их типы.

21. Особенности воздушного потока. Работа ветра (дефляция, корразия и аккумуляция).

22. Особенности рельефообразующей деятельности ветра в пустынных и во внепустынных областях и обусловленные ею формы рельефа.

23. Особенности проведения инженерных и геодезических работ на территориях, подверженных деятельности ветра.

24. Типы тектонических движений. Неотектонические движения. Причины тектонических движений

25. Землетрясения и их причины. Моретрясения и цунами.

26. Формы тектонических нарушений.

27. Моря и озера как геологический и геоморфологический фактор.

28. Береговые процессы. Морские и озерные террасы.

29. Донные осадки и характерные формы рельефа

30. Основные типы берегов и их изображение на картах.

31. Инженерно-геологические и геоморфологические исследования берегов и дна.

32. Условия накопления снежного покрова. Сезонные и многолетние снега Снеговая граница.

33. Рельефообразующее значение снегового покрова (нивация) на равнине, в холмистой и горной местности. Лавины.

34. Условия образования ледников. Движение ледников и рельеф их поверхности. Основные типы ледников.

35. Геологическая и рельефообразующая деятельность ледников и талых ледниковых вод.

36. Особенности изображения ледникового и водно-ледникового рельефа на топографических картах.

37. Геологическое и рельефообразующее значение сезонной и вечной мерзлоты. Сезонная и вечная мерзлота. Причины возникновения и границы распространения вечной мерзлоты.

38. Особенности инженерных изысканий и работ в областях современного и древнего оледенения.

39. Подземные воды и лед в вечномерзлых грунтах. Наледи, их образование и типы.

40. Особенности развития геологических и геоморфологических процессов при наличии вечной и сезонной мерзлоты.

41. Некоторые особенности организации и проведения инженерных работ в районах распространения вечной мерзлоты.

42. Необходимость изображения мерзлотных форм рельефа и явлений на топографических картах.

43. Геологическая и рельефообразующая деятельность подземных вод. Суффозия и коррозия. Суффозионные формы рельефа.

44. Оползни и их типы.

45. Карст и морфология карстовых областей.

46. Влияние деятельности подземных вод на инженерные сооружения.

47. Необходимость изображения суффозионных и карстовых форм рельефа на топографических картах.

48. Флювиальные процессы и их рельефообразующее значение.

49. Формы стока поверхностных вод.

50. Нерусловой сток, плоскостной смыв и образование делювия.

51. Временный русловой сток (временные потоки).

52. Постоянный русловой сток (ручьи, реки).

53. Типы речных долин и асимметрия междуречий.

54. Типы речных долин и асимметрия междуречий.

55. Развитие речных систем.

56. Взаимодействие смежных речных систем (борьба за водоразделы. Явления перехвата)

57. Роль флювиальных процессов в преобразовании рельефа земной поверхности.

58. Необходимость учета деятельности текучих вод при хозяйственном использовании территории, при строительстве и инженерных работах.

59. Изображение флювиальных форм рельефа на топографических картах.

60. Новейшие тектонические движения (время, характер, причины разной интенсивности в соответствии с концепцией новой глобальной тектоники). Роль неотектоники в формировании современного рельефа

61. Возрожденные глыбово-складчатые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.

62. Особенности равнинного рельефа, морфологические и морфометрические типы равнин. Главные этапы формирования равнинного рельефа. Понятие о пенеплене, педиплене, педименте.

63. Эоловый рельеф. Рельефообразуюшие процессы в условиях аридного климата, характеристика форм рельефа песчаных, каменистых, глинисто-солончаковых пустынь. Закономерности географического распространения жарких пустынь.

64. Карстовый рельеф. Морфолого-генетические типы карста, условия их возникновения и развития, характерные формы рельефа, географическое распространение.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ

15. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры

Код и название направления Форма обучения Курс Семестры Число студентов Список литературы Количество экземпляров
Землеустройство и кадастры Очная   Заочная             Основная: а) основная 1. Бородавко Общая геоморфология.- Томский гос. ун-т, ИДО. Электронное пособие.-Томск, 2002 2. Скок Н.В. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОМОРФОЛОГИЯ Электронное учебное пособие Екатеринбург 2008 3. Байкин Ю.Л. Геоморфологияучебное пособие длясамостоятельного изучения дисциплины для студентов специальности 120700.62 – «Землеустройство» .- Екатеринбург, УрГСХА, 2012, 72с.(Электронное издание УрГАУ)     б) дополнительная литература 1. Любушкина С.Г. Общее землеведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» [Текст] /С.Г.Любушкина, К.В.Пашканг; под ред А.В.Чернова. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с. 4. 2. Савцова Общее землеведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» [Текст] / Савцова. М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 364 с. 3. Селиверстов Ю.П. Землеведение [ Текст]: Учеб пособие для студ. вузов/.Ю.П. Селиверстов., А.А.Бобков. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 304 с. 4. Географический энциклопедический словарь[Текст]: Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф.Трешников; Ред. кол. Э.Б.Алаев, П.М. Алимпиев, А.Г.Воронов и др. — М.: Сов.энциклопедия, 1988 – 432 с. 5. Леонтьев О.К., Общая геоморфология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.К.Леонтьев, Г.И. Рычагов. М.: Высш. шк., 1988. – 319 с.        

Составитель /_______________/ Байкин Ю.Л.

Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.

Дата составления карты «___»___________ 2013 г

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий библиотекой Уральской ГСХА /________/ ____________

подпись) (Фамилия И.О.)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ

16. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры

Методические указания к лабораторным занятиям

Байкин Ю.Л. Геоморфологический анализ рельефа. Методические указания к практическим занятиям

Составитель перечня

доцент, к.с.-х.н. _______________ Байкин Ю.Л.

Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.

Дата составления «___»___________ 2013 г

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ

17. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры

Занятия по дисциплине «ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

проводятся в специализированной лаборатории (ауд.4317) и почвенном музее (ауд. 4317а).

Наглядные пособия

КАРТЫ

1. Карта полушарий

2. Физическая карта мира

3. Физическая карта России

2. Геологическая карта СССР

Таблица – Обеспеченность аудиторий агрохимии, земледелия и агроэкологии ТСО ( по преподаваемой дисциплине - геоморфология)

Наименование специализированных аудиторий и лабораторий   Перечень оборудования и количества Применение
Лаборатория почвоведения и геологии Ø Доска; Ø Экран настенный рулонный; Ø Проектор* Ø Ноутбук*   Презентации, иллюстрирующие лекционный материал, показ фильмов, слайдов.  
Почвенный музей Ø Монолиты почв СНГ, Свердловской области, отдельных хозяйств Ø Микромонолиты почв Ø Почвенные и геологические карты Ø Коллекции минералов, горных пород, почвообразующих пород, агроруд  

* Находится в деканате и выдается преподавателю по мере необходимости

Составитель раздела:

доцент, к.с.-х.н. Байкин Ю.Л. /_________________________/

(подпись)

Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.)

Дата составления «___»___________ 2013 г

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ

18. ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ

по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры

Лекции и лабораторные занятия, являясь частью учебного процесса, имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпать изучение программы. Однако, одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели не только школ, но и ВУЗов – отсутствие должного интереса к изучению дисциплины, получению знаний и развитию навыков. Зачастую информация, даваемая на занятиях, так и остаётся для студентов просто набором заученных терминов, фактов, формул и алгоритмов, что не способствует образованию. А между тем ценностные ориентиры ведущего института социализации личности в российском обществе, предполагают:

1. Приобщение учащейся молодёжи к ведущим ценностям отечественной и мировой науки;

2. Формирование способности решать профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности.

В современном образовании, когда традиционный подход взаимодействует с новыми инновационными педагогическими технологиями, эффективность учебного часа заметно возросла. Тому способствует ряд обстоятельств, а именно:

1. Вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, позволяющий применить приобретённые знания на практике и чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

2. Совместная работа студента и педагога при решении разных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

3. Свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

4. Испытание интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями.

Чтобы иметь возможность активно формировать общекультурные, профессиональные компетенции личности, устойчивый интерес к предмету, преподаватель фактически должен создать вокруг себя модель пространства, образовательную среду, отвечающую одному единственному требованию: ДИАЛОГ. Исключить МОНОЛОГ из преподавания возможно при использовании активных методов обучения в работе со студентами. Приглашая последних к диалогу, на практике реализуется формула: сами студенты создают образовательную среду, которая способствует их личностному становлению, прививает интерес к дисциплине. Из всех представленных в литературе инновационных педагогических технологий представляет интерес метод case-study, или методе конкретных ситуаций.

Метод конкретных ситуаций (от англ. case – случай, ситуация) – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

На кейсовый метод возлагаются следующие дидактические задачи:

· Применять верные решения в условиях неопределённости;

· Разрабатывать алгоритм принятия решений;

· Овладевать навыками исследования ситуаций;

· Разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;

· Применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

· Учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему (историография вопроса) при принятии окончательного решения.

Как показала практика обучения, метод конкретных ситуаций удачно сочетается с такой активной формой учебного занятия, как деловая игра.

Игра на занятиях моделирует определенную ситуацию, «оживляет» и заставляет «действовать» конкретных участников.

Главная цель такого занятия – это создание игрового состояния – специфического эмоционального отношения субъекта к действительности, визуального ряда.

Таким образом, использование принципов проблемного обучения предусматривает активную деятельность студентов, стимулирует их успех и подчёркивает достижения. На занятиях обучаемые получают навыки:

· Решения реальных проблем через работу в группе на едином проблемном поле, когда изучение имитирует, по сути, механизм принятия решений в реальной жизни;

· Работы в команде;

· Выработки простейших обобщений;

· Создания презентаций;

Положительные переживания, связанные со всем тем, что сопровождает усвоение предмета, формируют эмоционально-положительное отношение к учению.

Составитель раздела:

доцент, к.с.-х.н. Байкин Ю.Л. /_________________________/

Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.

Дата составления «___»___________ 2013 г

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ

21. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ,

ИЗДАННЫХ СОТРУДНИКАМИ АКАДЕМИИ

по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры

Байкин Ю.Л. Геоморфологияучебное пособие длясамостоятельного изучения дисциплины для студентов специальности 1120301 – «Землеустройство» .- Екатеринбург, УрГСХА, 2012, 72с.

Составитель перечня:

доцент, к.с.-х.н. Байкин Ю.Л /_________________________/

Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л

Дата составления «___»___________ 2013 г

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «ГЕОМОРФОЛОГИЯ», направление подготовки 120700 Землеустройство и кадастры / сост. Байкин Ю.Л. – Екатеринбург: УрГСХА, 2013.


Наши рекомендации