Терминология
Методы обучения - проектируемая субъектом модель его деятельности содержащая знание о цели деятельности, знание о необходимом для достижения цели способе деятельности, знание субъекта о необходимости и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами деятельности интеллектуального, практического или предметного характера.
Лекция - последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие.
Методические рекомендации для подготовки к лекции.
Качество знаний студентов определяется не только степенью самостоятельного изучения теоретического материала по дисциплине «Экология». Большое значение в подготовке специалистов имеет и квалификация преподавателей, способность и желание донести свои знания до студентов. Знание материала по теме, эрудиция, составляют теоретический багаж лектора. Объективность, достоверность и истинность знаний определяются источниками информации, которыми пользуется преподаватель. Успех занятий будет зависеть от того, насколько профессионально они подготовлены и проведены.
Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки структуры рабочего лекционного курса по темам дисциплины «Экология».
Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.
Количество лекций определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы. Для студентов-заочников количество часов обычно сокращается в несколько раз, по сравнению с очной формой обучения.
Структура лекционного курса включает в себя вступительную, основную и заключительную части.
После определения структуры лекционного курса по темам можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает следующие этапы:
· выяснение того, что и в каком объёме было изучено студентами ранее по родственным дисциплинам;
· определение места изучаемой дисциплины в учебном процессе подготовки специалиста;
· отбор материала для лекции;
· определение объема и содержания лекции;
· выбор последовательности и логики изложения, составление плана лекции;
· подбор иллюстративного материала;
· выработка манеры чтения лекции.
Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
· взаимосвязь частей изучаемого материала;
· обобщение изученного материала;
· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
После определения объёма и содержания лекции, преподавателю необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебных материалах, и составить расширенный план лекции.
Лабораторная работа - учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.
Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.
Методические рекомендации для подготовки к лабораторному занятию.
Лабораторные занятия – это групповые занятия со студентами под руководством преподавателя.
Лабораторные занятия проводятся в пределах учебных планов с учётом установленного количества часов.
Как лабораторные, так и практические занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы.
Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет.
Основные этапы планирования и подготовки к лабораторным занятиям:
· разработка системы занятий по теме или разделу;
· определение задач и целей занятия;
· определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей;
· разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения;
· нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала;
· подбор дидактических средств (фильмов, плакатов, схем, вспомогательной литературы);
· планирование записей и зарисовок на доске;
· определение объема и форм самостоятельной работы на занятии;
· определение форм и методов контроля знаний студентов;
· определение формы подведения итогов;
· определение самостоятельной работы по данной теме.
Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
При освоении вводной части дисциплины студент должен получить от преподавателя четкое разъяснение о сущности, объекте и предмете изучения почвоведения. Необходимо четко сформулировать и в логичном порядке представить стоящие перед курсом задачи с примерами их решения. Сложным, но важным здесь является показ методического арсенала науки и приемов его практического использования.
Для лучшего понимания вопросов, затрагиваемых в какой-либо новой теме, целесообразно дополнительно кратко рассмотреть их в контексте (в рамках) уже изученных студентом учебных дисциплин (геологии, землеведения и др.). Полезным является также использование во время лекции сведений о дополнительных источниках информации по данной теме, в частности из периодической печати.
При обсуждении со студентами вопросов при проведении текущего контроля или на семинарах следует поощрять и стимулировать аккуратное отношение к специальной терминологии. Во время занятий следует акцентировать внимание студентов на специальных понятиях и терминах и предоставлять время для их фиксации в лекционных записях.
Для углубленного понимания связи между факторами почвообразования и свойствами почв необходимо искать и находить объяснения в процессах и закономерностях, получивших освещение в предшествующих учебных курсах – физике, химии, метеорологии, геологии.
Представляя классификацию почв, необходимо (желательно) указывать и принципы (критерии) выделения групп.
Перед началом лабораторных работ целесообразно кратко раскрыть суть анализируемых показателей почв, закономерности изменения их по профилю почвы, пределы колебаний параметров.
Контрольные вопросы к зачету
1. Понятие о рельефе земли. Рельеф. Элементы, формы и типы рельефа.
2. Генетическая, морфографическая и морфометрическая классификации рельефа.
3. Типы рельефа земной поверхности.
4. Распределение суши и моря.
5. Гипсографическая кривая и ее анализ.
6. Главнейшие особенности рельефа суши и дна океана.
7. Необходимость учета геологических, геоморфологических и орографических особенностей местности при планировании и выполнении топографо-геодезических работ.
8. Процессы и типы выветривания.
9. Кора выветривания и элювий.
10. Рельефообразующая роль выветривания.
11. Движение грунтовых масс на склонах.
12. Необходимость и важность отражения характерных форм рельефа обусловленных выветриванием, на топографических картах.
13. Геологическая и рельефообразующая роль растений, животных и человека.
14. Фитогенные формы рельефа.
15. Органогенные формы рельефа.
16. Антропогенные формы рельефа.
17. Необходимость строгого учета воздействия человека на природу при освоении и хозяйственном использовании территории.
18. Условия, благоприятствующие деятельности ветра
19. Географическое распространение территорий, благоприятных для проявления деятельности ветра.
20. Пустыни и их типы.
21. Особенности воздушного потока. Работа ветра (дефляция, корразия и аккумуляция).
22. Особенности рельефообразующей деятельности ветра в пустынных и во внепустынных областях и обусловленные ею формы рельефа.
23. Особенности проведения инженерных и геодезических работ на территориях, подверженных деятельности ветра.
24. Типы тектонических движений. Неотектонические движения. Причины тектонических движений
25. Землетрясения и их причины. Моретрясения и цунами.
26. Формы тектонических нарушений.
27. Моря и озера как геологический и геоморфологический фактор.
28. Береговые процессы. Морские и озерные террасы.
29. Донные осадки и характерные формы рельефа
30. Основные типы берегов и их изображение на картах.
31. Инженерно-геологические и геоморфологические исследования берегов и дна.
32. Условия накопления снежного покрова. Сезонные и многолетние снега Снеговая граница.
33. Рельефообразующее значение снегового покрова (нивация) на равнине, в холмистой и горной местности. Лавины.
34. Условия образования ледников. Движение ледников и рельеф их поверхности. Основные типы ледников.
35. Геологическая и рельефообразующая деятельность ледников и талых ледниковых вод.
36. Особенности изображения ледникового и водно-ледникового рельефа на топографических картах.
37. Геологическое и рельефообразующее значение сезонной и вечной мерзлоты. Сезонная и вечная мерзлота. Причины возникновения и границы распространения вечной мерзлоты.
38. Особенности инженерных изысканий и работ в областях современного и древнего оледенения.
39. Подземные воды и лед в вечномерзлых грунтах. Наледи, их образование и типы.
40. Особенности развития геологических и геоморфологических процессов при наличии вечной и сезонной мерзлоты.
41. Некоторые особенности организации и проведения инженерных работ в районах распространения вечной мерзлоты.
42. Необходимость изображения мерзлотных форм рельефа и явлений на топографических картах.
43. Геологическая и рельефообразующая деятельность подземных вод. Суффозия и коррозия. Суффозионные формы рельефа.
44. Оползни и их типы.
45. Карст и морфология карстовых областей.
46. Влияние деятельности подземных вод на инженерные сооружения.
47. Необходимость изображения суффозионных и карстовых форм рельефа на топографических картах.
48. Флювиальные процессы и их рельефообразующее значение.
49. Формы стока поверхностных вод.
50. Нерусловой сток, плоскостной смыв и образование делювия.
51. Временный русловой сток (временные потоки).
52. Постоянный русловой сток (ручьи, реки).
53. Типы речных долин и асимметрия междуречий.
54. Типы речных долин и асимметрия междуречий.
55. Развитие речных систем.
56. Взаимодействие смежных речных систем (борьба за водоразделы. Явления перехвата)
57. Роль флювиальных процессов в преобразовании рельефа земной поверхности.
58. Необходимость учета деятельности текучих вод при хозяйственном использовании территории, при строительстве и инженерных работах.
59. Изображение флювиальных форм рельефа на топографических картах.
60. Новейшие тектонические движения (время, характер, причины разной интенсивности в соответствии с концепцией новой глобальной тектоники). Роль неотектоники в формировании современного рельефа
61. Возрожденные глыбово-складчатые горы: приуроченность к определенным тектоническим элементам, геологическое строение, возраст пород, тип рельефа, этапы формирования. Привести примеры, сделать рисунки.
62. Особенности равнинного рельефа, морфологические и морфометрические типы равнин. Главные этапы формирования равнинного рельефа. Понятие о пенеплене, педиплене, педименте.
63. Эоловый рельеф. Рельефообразуюшие процессы в условиях аридного климата, характеристика форм рельефа песчаных, каменистых, глинисто-солончаковых пустынь. Закономерности географического распространения жарких пустынь.
64. Карстовый рельеф. Морфолого-генетические типы карста, условия их возникновения и развития, характерные формы рельефа, географическое распространение.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ
15. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»
по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры
Код и название направления | Форма обучения | Курс | Семестры | Число студентов | Список литературы | Количество экземпляров |
Землеустройство и кадастры | Очная Заочная | Основная: а) основная 1. Бородавко Общая геоморфология.- Томский гос. ун-т, ИДО. Электронное пособие.-Томск, 2002 2. Скок Н.В. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОМОРФОЛОГИЯ Электронное учебное пособие Екатеринбург 2008 3. Байкин Ю.Л. Геоморфологияучебное пособие длясамостоятельного изучения дисциплины для студентов специальности 120700.62 – «Землеустройство» .- Екатеринбург, УрГСХА, 2012, 72с.(Электронное издание УрГАУ) б) дополнительная литература 1. Любушкина С.Г. Общее землеведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» [Текст] /С.Г.Любушкина, К.В.Пашканг; под ред А.В.Чернова. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с. 4. 2. Савцова Общее землеведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по спец. «География» [Текст] / Савцова. М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 364 с. 3. Селиверстов Ю.П. Землеведение [ Текст]: Учеб пособие для студ. вузов/.Ю.П. Селиверстов., А.А.Бобков. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 304 с. 4. Географический энциклопедический словарь[Текст]: Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф.Трешников; Ред. кол. Э.Б.Алаев, П.М. Алимпиев, А.Г.Воронов и др. — М.: Сов.энциклопедия, 1988 – 432 с. 5. Леонтьев О.К., Общая геоморфология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.К.Леонтьев, Г.И. Рычагов. М.: Высш. шк., 1988. – 319 с. |
Составитель /_______________/ Байкин Ю.Л.
Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.
Дата составления карты «___»___________ 2013 г
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий библиотекой Уральской ГСХА /________/ ____________
подпись) (Фамилия И.О.)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ
16. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»
по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры
Методические указания к лабораторным занятиям
Байкин Ю.Л. Геоморфологический анализ рельефа. Методические указания к практическим занятиям
Составитель перечня
доцент, к.с.-х.н. _______________ Байкин Ю.Л.
Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.
Дата составления «___»___________ 2013 г
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ
17. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»
по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры
Занятия по дисциплине «ГЕОМОРФОЛОГИЯ»
проводятся в специализированной лаборатории (ауд.4317) и почвенном музее (ауд. 4317а).
Наглядные пособия
КАРТЫ
1. Карта полушарий
2. Физическая карта мира
3. Физическая карта России
2. Геологическая карта СССР
Таблица – Обеспеченность аудиторий агрохимии, земледелия и агроэкологии ТСО ( по преподаваемой дисциплине - геоморфология)
Наименование специализированных аудиторий и лабораторий | Перечень оборудования и количества | Применение |
Лаборатория почвоведения и геологии | Ø Доска; Ø Экран настенный рулонный; Ø Проектор* Ø Ноутбук* | Презентации, иллюстрирующие лекционный материал, показ фильмов, слайдов. |
Почвенный музей | Ø Монолиты почв СНГ, Свердловской области, отдельных хозяйств Ø Микромонолиты почв Ø Почвенные и геологические карты Ø Коллекции минералов, горных пород, почвообразующих пород, агроруд |
* Находится в деканате и выдается преподавателю по мере необходимости
Составитель раздела:
доцент, к.с.-х.н. Байкин Ю.Л. /_________________________/
(подпись)
Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.)
Дата составления «___»___________ 2013 г
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ
18. ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ
по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»
по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры
Лекции и лабораторные занятия, являясь частью учебного процесса, имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпать изучение программы. Однако, одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели не только школ, но и ВУЗов – отсутствие должного интереса к изучению дисциплины, получению знаний и развитию навыков. Зачастую информация, даваемая на занятиях, так и остаётся для студентов просто набором заученных терминов, фактов, формул и алгоритмов, что не способствует образованию. А между тем ценностные ориентиры ведущего института социализации личности в российском обществе, предполагают:
1. Приобщение учащейся молодёжи к ведущим ценностям отечественной и мировой науки;
2. Формирование способности решать профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности.
В современном образовании, когда традиционный подход взаимодействует с новыми инновационными педагогическими технологиями, эффективность учебного часа заметно возросла. Тому способствует ряд обстоятельств, а именно:
1. Вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, позволяющий применить приобретённые знания на практике и чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
2. Совместная работа студента и педагога при решении разных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
3. Свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;
4. Испытание интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями.
Чтобы иметь возможность активно формировать общекультурные, профессиональные компетенции личности, устойчивый интерес к предмету, преподаватель фактически должен создать вокруг себя модель пространства, образовательную среду, отвечающую одному единственному требованию: ДИАЛОГ. Исключить МОНОЛОГ из преподавания возможно при использовании активных методов обучения в работе со студентами. Приглашая последних к диалогу, на практике реализуется формула: сами студенты создают образовательную среду, которая способствует их личностному становлению, прививает интерес к дисциплине. Из всех представленных в литературе инновационных педагогических технологий представляет интерес метод case-study, или методе конкретных ситуаций.
Метод конкретных ситуаций (от англ. case – случай, ситуация) – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
На кейсовый метод возлагаются следующие дидактические задачи:
· Применять верные решения в условиях неопределённости;
· Разрабатывать алгоритм принятия решений;
· Овладевать навыками исследования ситуаций;
· Разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;
· Применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
· Учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему (историография вопроса) при принятии окончательного решения.
Как показала практика обучения, метод конкретных ситуаций удачно сочетается с такой активной формой учебного занятия, как деловая игра.
Игра на занятиях моделирует определенную ситуацию, «оживляет» и заставляет «действовать» конкретных участников.
Главная цель такого занятия – это создание игрового состояния – специфического эмоционального отношения субъекта к действительности, визуального ряда.
Таким образом, использование принципов проблемного обучения предусматривает активную деятельность студентов, стимулирует их успех и подчёркивает достижения. На занятиях обучаемые получают навыки:
· Решения реальных проблем через работу в группе на едином проблемном поле, когда изучение имитирует, по сути, механизм принятия решений в реальной жизни;
· Работы в команде;
· Выработки простейших обобщений;
· Создания презентаций;
Положительные переживания, связанные со всем тем, что сопровождает усвоение предмета, формируют эмоционально-положительное отношение к учению.
Составитель раздела:
доцент, к.с.-х.н. Байкин Ю.Л. /_________________________/
Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л.
Дата составления «___»___________ 2013 г
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
КАФЕДРА АГРОХИМИИ, ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И АГРОЭКОЛОГИИ
21. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ,
ИЗДАННЫХ СОТРУДНИКАМИ АКАДЕМИИ
по дисциплине«ГЕОМОРФОЛОГИЯ»
по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры
Байкин Ю.Л. Геоморфологияучебное пособие длясамостоятельного изучения дисциплины для студентов специальности 1120301 – «Землеустройство» .- Екатеринбург, УрГСХА, 2012, 72с.
Составитель перечня:
доцент, к.с.-х.н. Байкин Ю.Л /_________________________/
Заведующий кафедрой /_______________/ Байкин Ю.Л
Дата составления «___»___________ 2013 г
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «ГЕОМОРФОЛОГИЯ», направление подготовки 120700 Землеустройство и кадастры / сост. Байкин Ю.Л. – Екатеринбург: УрГСХА, 2013.