ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – ТЕОРИЯ И МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Профессиональная этика

Моральная пропедевтика делового поведения

Введение

Наступивший век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога. Эти и другие подобные определения смогут реализоваться при условии, что наступившее столетие будет веком профессионалов. Хотелось бы, чтоб предсказание сбылось и для России. Сегодня наша страна преодолевает информационную и культурную изоляцию. Товары, услуги, качество работы и жизни начинают оцениваться на уровне мировых стандартов. Одним из критериев эффективности работы становится профессионализм, немыслимый без профессиональной этики. На смену партийной дисциплине приходит ответственность профессионального долга. Между тем, во всем мире профессиональная этика является важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяет «философию» профессии, создает предпосылки для ее популярности и обусловливает престиж цеха, кампании, фирмы. Сегодня «На больших американских фирмах в составе службы персонала появилась должность инспектор по морали. Прерогатива инспектора: имидж фирмы, этика и мораль» (Американский характер. Импульс реформаторства. М., «Наука»,1995, С.289).

Целью настоящего пособия является стремление осветить наиболее общие проблемы профессиональной этики в ряде популярных профессий. Наряду с этим, хотелось бы обратить внимание на искажение представлений о роли профессии в жизни общества и личности, произошедшие в советский период. Были превратно истолкованы понятия престижа и материального стимулирования, профессионального риска, страхования. В условиях рынка, появления безработицы возникла проблема этики работодателя, этические аспекты профессионального отбора. В книге обращается внимание на роль искусства в освещении темы профессионализма, напоминается о некоторых утраченных этических традициях. В связи с работой у человека возникает много личных моральных проблем. Они также отражают определенные нормы, сложившиеся в условиях развития профессиональной этики.

Во-вторых, важно знать, каковы «правила игры» в тех областях, где каждый из нас потенциальный клиент, пользователь, где нами могут манипулировать, использовать нашу неопытность и т.д. С другой стороны, я полагаю, что настало время диалога и партнерства в реализации профессиональной этики, поскольку действия специалистов затрагивают интересы конкретных людей, которые могут способствовать, а могут и препятствовать их работе. Так в ряде случаев этика врача возможна при наличии соответствующей этики пациента, а этика педагога - этики учащихся. К тому же, наряду с законами, охраняющими права детей, в современном мире утверждаются нормы родительской этики, пропагандируемые СМИ, распространяемые просветительскими и общественными организациями, которые следует знать родителям. Вообще говоря, и культура поведения современного человека в различных ситуациях предполагает этику клиента, пешехода, пользователя компьютера, читателя и т.п. Можно назвать это этикой ролевого поведения в культуре.

В-третьих, правила профессиональной этики не общедоступны в профессиональной среде, это касается в первую очередь отечественных специалистов, получивших образование десять и более лет тому назад. Многие из профессионалов по разным причинам не осведомлены, «не в курсе» принятых сообществом профессиональных кодексов, хартий, вводимых норм. Иные принципиально их нарушают, полагая, что это их полк идет не в ногу, а не они. В этой связи интересно обратиться к обоснованию профессиональных норм поведения. Вместе с тем, профессиональная этика часто понимается как прикладная этика – область знания, где ставятся и решаются вопросы моральных последствий для общества тех или иных результатов человеческой деятельности. Моральные оценки политических событий, научных открытий, практической деятельности в медицине, творческой деятельности в массовых видах искусства становятся фактором развития или регресса общества в зависимости от их влияния на дальнейшие принятия решений. Подчас они определяют судьбы людей, их здоровье, права, интересы, безопасность. Становится очевидным, что прикладные проблемы существуют в разных областях профессиональной деятельности и этическая компетентность каждого из нас – настоятельная потребность времени.

Многочисленные публикации последнего времени показывают, что профессиональная этика специалиста – многофакторное явление. Она складывается как гуманистические нормы профессиональной деятельности в работе с людьми и для людей. Она понимается как мастерство и доскональное владение профессией. Как результат справедливой (в том числе и материальной) оценки деятельности специалиста обществом. Как общая культура и нравственное самоопределение. Как этический кругозор, знания, опыт и позиция.

Одна из задач настоящего издания - показать культурно-исторические корни этики профессиональных союзов, цехов и потому – преемственность ценностей служения долгу, связи времен и нового прочтения традиционных норм профессиональной морали .

Эта книга написана не только и не столько для теоретиков (для них прилагаю списки специальной литературы по данному вопросу), сколько для практиков-специалистов и тех любознательных читателей, кому интересна проблема этики профессионалов. Она адресована также студентам, учащимся средних специальных учебных заведений, преподавателям этики. Иногда мои рассуждения сродни морализированию. За много лет преподавания этики в Институте культуры (теперь Университет культуры и искусств) я убедилась, что при всем желании этого нельзя избежать. Комментарии как выражение позиции выливаются в моральную оценку. Я стремилась по возможности ее аргументировать. Вспоминаю, что мой научный руководитель Надежда Вениаминовна Рыбакова (профессор тогда еще Ленинградского университета) в бытность свою признавалась: «Мы – моралисты!». Хотелось бы надеяться, что содержание книги к этому все-таки не сводится.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – ТЕОРИЯ И МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«Казалось бы, с годами должны прибавляться умение, мастерство и, главное, - уверенность. Получается же обратное: в самой ранней молодости начинаешь с уверенности, с убежденности в непогрешимости всех своих мнений и оценок (такая их решительность!), а чем дальше, тем меньше становится уверенности (я думаю, конечно, о главном, об основном, а не о привычках ремесла; об уверенности мысли, а не руки), потому что все более и более сложной кажется жизнь, все более и более серьезным кажется дело искусства…» Г.Козинцев. Время и совесть

Профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности. Слово «профессия» латинского происхождения, образовано от рrofiteor – «объявляю своим делом». Долгое время оно употребляется лишь по отношению к жрецам и священникам. Только в протестантизме впервые возникает понимание, что «верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией… (что и - Е.П.) к служению Богу» (Психология и этика делового общения. М. ЮНИТИ. 2000. –С. 233). Фактически в этот период профессионализм начинает связываться с этикой. Этика – философская наука о морали, ее происхождении и развитии, ее истории и истории научных воззрений на ее предмет.

Термин «этика» исторически происходит от греческого `ethos, что означает – нрав, характер, обычай, образ жизни, закон. Понятием «этос» в социологии морали в ХХ в. обозначается уклад, строй, стиль жизни какого-либо сообщества людей. Говорят об этосе сословий, поколений, социальных слоев. Наряду с ними сегодня все явственнее складывается этос профессиональных групп. Возможно, совокупность норм, правил и образа жизни, обусловленных профессией, и создает, наряду с профессиональной этикой, сообщество профессионалов, которое объединяет людей, принадлежащих к разным культурам, народам, конфессиям, но объединенных общим профессиональным этосом.

Профессиональная (или прикладная) этика представляет собой совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг. Профессиональная этика в некоторых случаях именуется профессиональной деонтологией или учением о долге. Термин «деонтология» был обозначен И. Бентамом в 1834 г. и первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали (в противоположность аксиологии - учению о ценностях добра), и, наконец, как один из разделов этики. Сегодня под деонтологией часто понимают моральные обязательства специалиста, то, что может быть сопряжено с опасностью, риском, физическим напряжением, перегрузками психики и пр. Под прикладной этикой или прикладными проблемами – вопросы теории морали профессиональной деятельности в связи с непредвиденными ситуациями, которые возникают в практике специалистов. Профессиональная этика – наиболее широкое понятие, поскольку, наряду с названными прикладными и деонтологическими аспектами, предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы. Иными словами, уже в процессе получения образования человек должен осознать моральные цели своей профессии, понять свою ответственность, право на доверие общества. В этой связи вспоминаю случай, рассказанный коллегой. Он - преподаватель этики на юридическом факультете – получил от трех студентов одинаковые (буква в букву) рефераты на тему «Что такое совесть», каждый студент при этом уверял, что писал их сам.

Наши рекомендации