Б. Примерная тематика дипломных работ
1. Наглядные пособия в преподавании изобразительного искусства в разных возрастных группах.
2. Методика проведения уроков рисования натюрморта акварельными красками в 4-5 классах.
3. Изображение животных в русских народных сказках на уроках ИЗО в 1-4 классах.
4. Мелкая пластика как средство развития моторики руки младших школьников на занятиях изобразительным искусством.
5. Изучение народной игрушки на уроках изобразительного искусства в младших классах.
6. Использование компьютерных технологий в активизации изобразительной деятельности школьников.
7. Пути приобщения школьников к ценностям художественной культуры.
8. Особенности формирования художественно-выразительного образа в рисунках школьников.
9. Специфика использования художественных техник детьми младшего (среднего) школьного возраста.
10. Воспитание творческой активности детей младшего школьного возраста средствами народного искусства.
11. Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей младшего и среднего школьного возраста.
12. Влияние произведений книжной графики на выразительность художественно-изобразительных образов, создаваемых учащимися младшего (среднего) школьного возраста.
13. Особенности ознакомления учащихся с произведениями архитектуры.
14. Художественный замысел в процессе развития детского изобразительного творчества.
15. Изобразительное искусство как средство эстетического развития детей младшего школьного возраста.
16. Взаимодействие и синтез искусств в творческом развитии личности школьника.
17. Методы обучения детей младшего школьного возраста рисованию с натуры.
18. Особенности формирования чувства цвета у школьников (5-6 классы).
19. Воспитание эстетического вкуса у учащихся старших классов в процессе восприятия произведений дизайна.
20. Формирование образа древних животных у детей среднего школьного возраста в процессе изобразительного творчества.
21. Педагогические условия развития изобразительного творчества под влиянием произведений Египта.
22. Орнаментика Средневековья как средство развития декоративного творчества детей школьного возраста.
23. Формирование у детей знаково-символической функции цвета в процессе изобразительного творчества.
24. Использование детьми школьного возраста знаков и символов в процессе изобразительного творчества.
25. Педагогические условия использования дизайна игрушки как средства развития конструктивного творчества учащихся.
26. Формирование графических образов животных в рисунках учащихся начальных классов.
27. Особенности организации экскурсий в музей изобразительного искусства.
28. Педагогические условия творческого развития учащихся в области изобразительного искусства.
29. Дизайн архитектурных форм как средство активизации художественно-конструктивного творчества школьников.
30. Педагогические условия обучения детей среднего школьного возраста основам композиции в процессе изобразительного творчества.
5. Требования и вопросы к экзамену / зачету
Примерные вопросы к зачету по дисциплине для студентов 2 курса (4-й семестр)
1. Роль и значение изобразительного искусства как учебного предмета в средней образовательной школе.
2. Методика изобразительного искусства как предмет изучения.
3. Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.
4. Система целей и задач в обучении изобразительному искусству: «обучающая», «развивающая», «воспитывающая» и «арт-терапия». Их взаимосвязь и различие.
5. Программа по методике преподавания изобразительного искусства в школе В.С. Кузина и особенности её построения.
6. Рисование с натуры как основа изобразительной деятельности школьников.
7. Декоративное рисование и его возможности в художественно-эстетическом воспитании детей.
8. Тематическое рисование и его роль в развитии воображения учащихся средней школы.
9. Программа по методике преподавания изобразительного искусства в школе Б.М. Неменского и особенности её построения.
10. Что скрывается за «мастером украшения»?
11. Что объединяет «мастер постройки» и его роль в художественном развитии детей?
12. «Мастер изображения» в программе Б.Н. Неменского. Объясните его художественно-воспитательное значение в обучении школьников.
13. Программа по методике преподавания изобразительного искусства в школе Т.Я. Шпикаловой и особенности её построения.
14. «Обучающая система» преподавания изобразительного искусства. Её цели и задачи.
15. «Развивающая система» преподавания изобразительного искусства. Её цели и задачи.
16. «Воспитывающая система» преподавания изобразительного искусства. Её цели и задачи.
17. Методика «Арт-терапии».
18. Технологии организации занятий изобразительным искусством.
19. Индивидуальный подход при обучении изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе.
20. Особенности проявления темперамента в рисунках детей.
21. Психотерапевтические особенности детского рисования.
22. Принцип «воспитывающего обучения» на уроках изобразительного искусства.
23. Особенности обучения, развития и воспитания школьников средствами изобразительного искусства.
24. План-конспект урока изобразительного искусства.
25. Роль упражнений на уроках изобразительного искусства в школе.
26. Законы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства.
27. Межпредметные связи на уроках ИЗО.
28. Развитие интереса школьников к изучению изобразительного искусства.
29. Использование игровых элементов и художественно-дидактических игр на уроках ИЗО.
30. Использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения.
31. Создание условий, влияющих на развитие художественного творчества школьников.
32. Индивидуальные и коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства.
33. Уроки беседы. Использование произведений изобразительного искусства для изучения.
Примерные вопросы к экзамену для студентов III курса (5-й семестр)
1. Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет. Цели, задачи и содержание предмета ИЗО.
2. Особенности художественно-образного решения изображения в детских рисунках.
3. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.
4. Особенности художественного решения ведущего элемента изображения в тематических рисунках младших школьников.
5. Учебно-воспитательные задачи урока изобразительного искусства.
6. Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства.
7. Программа по изобразительному искусству для общеобразовательной школы под редакцией Б.М. Неменского.
8. Учебные задачи использования ахроматического цвета на уроках изобразительного искусства в школе.
9. Программа по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы под редакцией В.С. Кузина.
10. Характерные особенности воспроизведения цвета в рисунках школьников.
11. Различия в содержании и методах обучения изобразительному искусству в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
12. Линия в рисунках учащихся 1-5 классов.
13. Рисование с натуры, по представлению и воображению.
14. Закономерности объемно-пространственного воспроизведения предметов в изобразительной деятельности детей.
15. Конспект урока изобразительного искусства (структура).
16. Закономерности композиционно-пространственного решения изображения в рисунках младших школьников.
17. Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
18. Закон контрастов в изобразительном искусстве и в тематических рисунках школьников.
19. Принцип научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству.
20. Методика организации уроков по беседам об изобразительном искусстве.
21. Законы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства.
22. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
23. Приемы выделения композиционного центра в детских рисунках.
24. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок.
25. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.
26. Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе.
27. Методические условия освоения народного искусства.
28. Организации уроков по декоративному рисованию
29. Методика обучения изобразительному искусству А.П. Сапожникова.
30. Закон целостности в изобразительном искусстве и в детских рисунках.
31. Методы обучения рисунку Д.Н. Кардовского и его вклад в разработку программ по изобразительному искусству.
32. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века.
33. Художник-педагог А. Сапожников и его методы преподавания рисования.
34. Педагогическая система П.П. Чистякова.
Примерные вопросы к зачету по дисциплине для студентов 3 курса (6-й семестр)
1. Основные принципы и методы преподавания дисциплин художественного цикла.
2. Раскройте понятие «Педагогическая технология». Учитель изобразительного искусства в современной школе.
3. Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
4. Основные цели и задачи уроков рисования с натуры. Способы составления натюрмортов.
5. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.
6. Народное искусство на уроках ИЗО.
7. Технология и техника акварельной живописи. Преподавание акварельной живописи в младших классах.
8. Методика организации уроков-бесед.
9. Организация натурных постановок на уроках и занятиях по изобразительному искусству.
10. Методика работы над рисунком натюрморта. Расскажите об особенностях каждого этапа.
11. Организация восприятия действительности в обучении школьников изобразительному искусству.
12. Какие учебные задачи решают наброски и зарисовки?
13. Обучение иллюстрированию в начальных и средних классах.
14. Каковы свойства карандаша, угля, акварели и гуаши? Технические приемы работы с ними.
15. Деятельность учителя изобразительного искусства по организации и управлению учебным процессом.
16. Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства. Проблемный метод обучения.
17. Авторские программы по предмету «Изобразительное искусство». Анализ школьных программ по изобразительному искусству.
18. Методы, приемы и средства обучения на уроках изобразительного искусства.
19. Структура, этапы и типы уроков изобразительного искусства
20. Основное содержание программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством Б.Н. Неменского.
21. Основное содержание программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством Т.Я. Шпикаловой.
22. Учебно-воспитательные задачи урока.
23. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.
24. Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет в системе общеобразовательных учебных учреждений.
25. Формирование навыков художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
26. Тематическое рисование и его роль в развитии пространственного мышления школьников.
27. В чем состоит принцип наглядности и методы его реализации при обучении рисования с натуры?
28. Каковы основные закономерности линейной и воздушной перспективы?
29. Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
30. Принцип научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).
31. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства.
32. Дидактические требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитательные, развивающие).
Примерные вопросы к экзамену для студентов IV курса (7-й семестр)
1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.
2. Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изобразительного искусства.
3. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.
4. Учёт возрастных особенностей в преподавании изобразительного искусства в школе.
5. План-конспект урока изобразительного искусства.
6. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.
7. Особенности воспроизведения художественного образа в рисунках дошкольников и младших школьников.
8. Особенности использования различных графических художественных материалов на уроках изобразительного искусства.
9. Особенности использования различных живописных художественных материалов на уроках изобразительного искусства.
10. Назовите традиционные народные художественные промыслы России. Воспитание школьников на произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
11. Методика преподавания в кружке декоративно-прикладного искусства.
12. Какова методическая последовательность рисования пейзажа.
13. Особенности решения художественного образа в рисунках школьников 5-7 классов.
14. Законы целостности в изобразительном искусстве и детских рисунках.
15. Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства.
17. Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе.
18. Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
19. Принцип доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
20. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
21. Анализ и оценка детских рисунков. Учёт успеваемости учащихся.
22. Рисование с натуры, по представлению и воображению.
23. Ведущая роль уроков рисования с натуры.
24. Методика организации уроков по рисованию с натуры.
25. Методика организации уроков по декоративному рисованию.
26. Методика организации уроков по беседам об изобразительном искусстве.
27. Закономерности композиционно-пространственного решения в детских рисунках.
28. Закономерности объёмно-пространственных решений в детских рисунках.
29. Линия и цвет в рисунке.
30. Особенности организации кружковой работы по изобразительному искусству.
31. Виды планирования на уроках изобразительного искусства.
32. Изучение предметов традиционного русского быта на уроках изобразительного искусства.
33. Изображение человека на уроках изобразительного искусства.
34. Особенности изображения пейзажа на уроках изобразительного искусства в разновозрастных классах.
34. Изобразительное искусство в системе дополнительного образования в школе.
35. Особенности разработки методической темы на длительный период.
36. Выбор критериев оценок детских графических рисунков.
37. Выбор критериев оценок детских живописных работ.
38. Выбор критериев оценок детских тематических композиций.
39. Выбор критериев оценок детских декоративных работ.
40. Выбор критериев оценок детских декоративных рисунков.
41. Особенности проведения педагогического эксперимента.