Схематизация в организации понимания
Часто учащимся бывает трудно понять и усвоить тему учебного курса из-за высокого уровня абстракции, обобщенности понятий, громоздкости материала. Во избежание подобной ситуации используется схематизация. При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершенные части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объему учебный материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующей работы с текстом*.
Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают сущность понятий и явлений, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.
Однако схема как самостоятельный предмет не может полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний — важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы. Рассмотрим это на примере схемы трехслойного строения мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, переоформленной Ю. В. Громыко в учебном пособии «Метапредмет “Знак”». Рис.12. В схеме средний уровень — мыслекоммуникация, верхний уровень — мышление, нижний уровень — мыследействование).
На этапе объяснения нового материала учитель демонстрирует заранее составленную схему, которая отображает абстрактное понятие в виде объекта, называет его и с опорой на схему объясняет сущность понятия. В этот момент в слое мыслекоммуникации происходит слуховое и визуальное восприятие информации. Далее в слое мышления идет «проработка той графической картинки, с помощью которой фиксируется первоначально возникший мыслительный образ», возникают ассоциативные связи, основанные на действии распознавания и учащийся задумывается: что бы это значило? Происходит прорисовка смыслового образа и анализ того, что понятно, а что непонятно, — это мыследействование.
Затем, с поступлением следующей информации, ученик работает со схемой: определяет составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяет главное и существенное в предмете изучения, выявляет связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется. (Создание стереотипа)
Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причем сложившиеся до этого момента представления могут измениться. Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.В процессе понимания письменных текстов учащиеся работают не со схемой, а с текстом автора, используя схемы.
Чтобы построить схему к тексту, ученику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования*.
При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчлененное на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».
Учащийся, читая текст, «должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения. Таким образом, очевидно, что для более успешного действования ученика в условиях школьного обучения ему необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям».
В работе В. М. Колпакова и О. С. Анисимова «Метод понимания текстов» описывается, каким образом происходит понимание письменных текстов с использованием схематизации.
Рассмотрим один из фрагментов этого метода.
Текст автора представлен несколькими смысловыми фрагментами (отрывками, смысловыми частями). При чтении первой смысловой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель еще раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста. Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идет либо подтверждение гипотезы, либо ее опровержение. В обоих случаях понимание подвергается коррекции. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. «Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упростить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем…».
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, чтов процессе понимания действует правило герменевтического круга: «для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого».
СХЕМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН НЕПОНИМАНИЯ
В физике дается следующее определение зависимости: событие А является зависимым от другого события В, если оно не происходит до тех пор, пока не произойдет событие В. Например, чем дольше будет идти дождь, тем сильнее намокнет земля. Эта зависимость не задается математическими формулами, она может быть только описана. Есть много зависимостей, которые не описываются математическими символами, но каждый раз, когда мы определяем взаимоотношение двух объектов как зависимость, мы можем представить прибор, похожий на безмен. (Рис.15) Прибор показывает зависимость с помощью стрелки, которая движется вдоль двух параллельных шкал. Если основание стрелки установить на какое-либо значение независимой величины, то острие стрелки будет указывать на значение зависимой величины.
Рассмотрим другой пример.
При покупке конфет по 20 рублей за килограмм (будем говорить только о конфетах такой цены) стоимость покупки будет однозначно зависеть от веса купленных конфет. (Рис.16) Например, если вес увеличится в два раза, то и стоимость тоже увеличится в два раза. На схеме представлена зависимость стоимости продукта от его веса. Может ли отличаться стоимость покупки, которую высчитывает продавец, от стоимости, которую высчитал за тот же вес конфет покупатель? Конечно нет. В этом случае или продавец, или покупатель ошибся. От чего будет зависеть стоимость конфет? Стоимость купленных конфет зависит только от веса. Вес мы можем называть продавцу произвольно, в зависимости от нашего желания, но каждому весу будет соответствовать единственное значение стоимости. Другими словами, чтобы ответить на вопрос о стоимости конфет, необходимо знать, каков их вес.
Зависимости могут быть более сложными. Бывает, что увеличение одного параметра влечет за собой уменьшение другого. Важно при определении зависимого параметра следовать правилу, определяющему соответствие.
Рассмотрим это на примере. (Рис.17)
Для вычисления времени нахождения в пути при неизменном расстоянии, но разных скоростях пользуются формулой скорости. Очевидно, что на велосипеде можно преодолеть данный путь быстрее, чем пешком, а на машине — быстрее, чем на велосипеде. Другими словами: чем больше скорость, тем меньше потребуется времени на преодоление одного и того же расстояния.
Можно сказать, что зависимость — это «привязанность» двух параметров. На нашей схеме каждому значению левой шкалы с помощью стрелки устанавливается соответствующее значение на правой шкале.