Особенности и гигиена мочевыделительной системы у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика заболеваний.
ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками. Роль дисциплины в подготовке бакалавра физической культуры.
2. Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности.
3. Роль педагога в санитарно-гигиеническом просвещении.
Вариант 2.
1. Общая характеристика, базовые понятия, содержание, комплексный характер дисциплины «Основы педиатрии и гигиены».
2. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни.
3. Первичная и вторичная профилактика заболеваний у детей.
Вариант 3.
1. Методы исследования в педиатрии.
2. Заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, выделительной системы (энурез) у детей.
3. Влияние алкоголя на организм подростков и женщин.
Вариант 4.
1. Нормативно-правовое обеспечение в области педиатрии и гигиены.
2. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
3. Гигиеническое воспитание детей и подростков. Санитарное просвещение родителей.
Вариант 5.
1. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития.
2. Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма.
3. Основы рационального питания детей и подростков.
Вариант 6.
1. Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Физическое и психическое развитие детей и подростков.
2. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных.
3. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе.
Вариант 7.
1. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.
2. Смешанное и искусственное вскармливание.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Вариант 8.
1. Предмет, цель и задачи гигиены, ее связь с другими науками. Значение гигиены в пропаганде гигиенических знаний.
2. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
3. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
Вариант 9.
1. Определение понятия «здоровье». Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
2. Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы у детей.
3. Влияние наркотиков на организм подростков и женщин.
Вариант 10.
1. Гигиенические требования к детским и общеобразовательным учреждениям.
2. Детские инфекционные заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Вариант 11.
1. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в детских учреждениях.
2. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей и подростков.
3. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: диспепсия, острый отит, гипертермия.
Вариант 12.
1. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня детей и подростков.
2. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: гипертермия, инородное тело гортани и бронхов.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Вариант 13.
1. Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков.
2. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
3. Влияние наркотиков на организм подростков
Вариант 14.
1. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.
2. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
3. Роль педагога в санитарно-гигиеническом просвещении.
Вариант 15.
1. Детские инфекционные заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ.
2. Основы рационального питания детей и подростков.
3. Заболевания органов дыхания у детей и подростков.
Вариант 16.
1. Требования к организации и качеству пищевого рациона, рекомендации по употреблению различных групп пищевых продуктов
2. Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма.
3. Заболевания органов пищеварения у детей и подростков.
Вариант 17.
1. Структура заболеваемости в различные периоды детства. Болезни кожи, опорно-двигательного аппарата.
2. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни.
3. Первичная и вторичная профилактика заболеваний у детей.
Вариант 18.
1. Понятие о карантине. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок.
2. Требования к организации и качеству пищевого рациона, рекомендации по употреблению различных групп пищевых продуктов. Содержание витаминов в рационе ребенка.
3. Влияние наркотиков на организм подростков
Вариант 19.
1. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения.
2. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
3. Основы рационального питания детей и подростков.
Вариант 20.
1. Нормативно-правовое обеспечение в области педиатрии и гигиены.
2. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
3. Влияние алкоголя на организм подростков
Темы рефератов
1.История создания педиатрии в России.
2.Адаптация детей к условиям внеутробной жизни.
3.Особенности роста и развития детей дошкольного возраста.
4.Особенности роста и развития детей школьного возраста.
5.Особенности роста и развития подросткового периода.
6.Анатомо – физиологическое развитие органов и систем детей и подростков.
7.Анатомо – физиологические особенности органов пищеварения.
8.Заболевание органов дыхания и их гигиена.
9.Патология сердечно – сосудистой системы и их профилактика.
10.Заболевания опорно – двигательной системы.
11.Заболевания эндокринной системы у детей и подростков.
12.Причины и способы возникновения инфекционных заболеваний.
13.Профилактика инфекционных заболеваний.
14.Воздушно – капельные инфекции.
15.Кишечные инфекции.
16.Туберкулез у детей и подростков.
17. Адаптационные возможности организма ребенка.
18.Адаптация детей к условиям дошкольных и школьных учреждений.
19. Развитие неврозов у детей.
20.Профилактика неврозов.
21.Дошкольная и школьная гигиена.
22.Организация режима дня детей и подростков.
23. Гигиенические требования к питанию детей в дошкольных и 61 школьных учреждениях.
24.Структура и гигиенические требования к дошкольному и школьному учреждению.
25.Профилактики инфекционных заболеваний.
26. Аллергические заболевания.
27. Гигиеническая организация бодрствования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО.
28. Гигиенические требования к детской одежде.
29. Гигиенические требования к игрушкам, дидактическому материалу.
30. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха в ДОО.
31. Гигиенические требования к отоплению, водоснабжению и содержанию ДОО.
32. Детский травматизм, оказание доврачебной помощи и предупреждение его.
33. Заболевание крови и сердца, ревматизм у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.
34. Закаливание.
35. Нарушения питания в детском возрасте, их профилактика.
36. Организация питания в дошкольных учреждениях и воспитание культурно-гигиенических навыков питания у детей раннего и дошкольного возраста.
37. Организация режима дня в дошкольных учреждениях, гигиеническая организация сна в ДОО.
Особенности и гигиена мочевыделительной системы у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика заболеваний.
39. Особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Нарушение осанки и плоскостопие.
40. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.
41. Особенности и гигиена органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика заболеваний.
42. Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребности в основных питательных веществах в зависимости от возраста.
43. Паразитические заболевания у детей раннего и дошкольного возраста, гельминтозы.
44. Пищевые отравления.
45. Туберкулез у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.
Глоссарий
Абсцесс, аденовирус, аденопатия, адреналин, акромегалия, активно приобретенный иммунитет, аллерген, аллергия, амбулаторный, амебиоз, анаболизм, анафилактический шок, анаэробный, анемия, антиген, антисептик, антитело, аритмия, атеросклероз, билирубин, брадикардия, бронхи, бронхит, вегетативная нервная система, вич, воспаление, ганглий, гастрит, гематоэнцефалический барьер, гепатит, гиперплазия, гипертензия, гипертермия, гипотония, гонорея, гормон, гуморальная иммунная реакция, деменция, дерматит, дерматология, десенсибилизация, диарея, диафрагма, дизентерия, диспепсия, дисплазия, дистрофия, дисфагия, желтуха, ЗППП, иммунитет, иммунная система, иммуноглобулин, иммуностимуляция, иммуносупрессия, иммуноферментный анализ – ифа, инкубационный период, инсулин, интерферон, инфаркт, инфекция, ионизация, кандидоз, канцероген, капилляры, кахексия, клеточный, контагиозный, контрацепция, контрацептив, конъюнктивит, кортикостероиды, латентный, лейкоциты, лейшманиоз, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, лимфоциты, липиды, лямблиоз, макрофаги, малигнизация, менингит, метаболический, микозы, микоплазма, микробы, миокард, моноциты, мутация, надпочечники, невралгия, нейроны, некроз, неспецифический иммунитет, онкогенез, опиаты, остеопороз, офтальмология, пандемия, панкреатит, паразит, пассивно приобретенный иммунитет, педиатрия педикулез, перитонит, плацента, поджелудочная железа, превентивный, пролиферация, протозои, профилактика, психотропный, псориаз, пубертатный период, радиология, резистентность, респираторный, ретровирусы, ринит, сальмонеллез, седативный, селезенка, сенситивность, сенситивность, сепсис, сетчатка, сифилис, специфический иммунитет, стафилококк, субфебрильный, токсикология, толерантность, транквилизаторы, тромбоциты, туберкулез, фагоциты, фагоцитоз, фармакокинетика, химиотерапия, хламидиоз, холецистит, центральная нервная система, церебральный (cerebral), цереброспинальная жидкость, цианоз, цирроз печени, цитоплазма, цитотоксичный, шигеллез, шок, экзотоксин, электрокардиография, электроэнцефалография, эндокардит, эндокринные железы, эндорфин, эндотоксин, энзимэнтерит, энцефалит, эпидемиология, эпидемия, эпителий, эритема, эритроциты, эстроген, этиология, ядро.
Вопросы к экзамену
1. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками. Роль дисциплины в подготовке бакалавра направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»
2. Современные подходы к определению здоровья и болезни. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования.
3. Показатели индивидуального здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Факторы риска. Система профилактических мероприятий.
4. Возрастная периодизация. Формирование групп ДУ с учетом возраста детей. Группы здоровья.
5. Физиологические состояния новорожденных. Определение должных массы и роста детей 1-го года жизни.
6. Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни. Безусловные рефлексы детей 1-го года жизни.
7. Основы вскармливания детей. Составление суточного рациона грудному ребенку.
8. Осанка. Виды нарушений. Профилактика.
9. Формы стоп. Плантография. Профилактика плоскостопия.
10. Гигиенические требования к планировке помещений ДУ.
11. Гигиенические требования к оборудованию игральных и групповых комнат, спален, раздевальни, туалетных комнат.
12. Требования к детской мебели.
13. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
14. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений ДУ и к организации водоснабжения.
15. Санитарное содержание ДУ.
16. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ДУ.
17. Гигиена учебной деятельности детей.
18. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы детей с компьютером.
19. Гигиенические требования к трудовой деятельности детей.
20. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.
21. Гигиенические требования к игрушкам.
22. Требования к детским книгам.
23. Гигиенические требования к организации сна детей.
24. Компоненты пищи и их назначение (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода).
25. Организация питания в детских общеобразовательных учреждениях.
26. Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов питания.
27. Санитарные требования к кулинарной обработке продуктов. Санитарный режим пищеблока.
28. Особенности рационального питания детей.
29. Гипоаллергенная диета.
30. Сущность закаливания. Принципы закаливания.
31. Характеристика процесса закаливания. Эффекты закаливания. Виды закаливания.
32. Закаливающие процедуры для детей 2-3-летнего возраста.
33. Закаливание воздухом.
34. Закаливание солнцем.
35. Закаливание водой. Купание в открытых водоемах.
36. Босохождение.
37. Гигиена одежды и обуви.
38. Заболевания нервной системы, их предупреждение.
39. Феномены патологического сна у детей. Эпилепсия.
40. Заболевания полости носа. Острое и хроническое воспаление миндалин.
41. Пневмония. Профилактика заболеваний органов дыхания.
42. Профилактика нарушений зрения.
43. Гигиенические требования к освещенности.
44. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и к цветовому оформлению помещений ДУ.
45. Гигиена кожи.
46. Кожные болезни и их профилактика.
47. Аллергические состояния.
48. Особенности инфекционных болезней. Звенья эпидемического процесса.
49. Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.
50. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: скарлатина, корь.
51. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: краснуха, дифтерия.
52. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: коклюш, эпидемический паротит.
53. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: ветряная оспа.
54. Острые респираторные заболевания. Грипп.
55. Вирусные гепатиты.
56. Полиомиелит.
57. Туберкулез и его профилактика.
58. Пищевые отравления и их предупреждение.
59. Дизентерия.
60. Гельминтозы у детей и их профилактика.
61. Рахит.
62. Предупреждение укусов клещей и клещевого энцефалита.
63. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение связок и сухожилий, переломы. Принципы оказания первой медицинской помощи.
64. Открытые повреждения: раны и кровотечения. Принципы оказания первой медицинской помощи.
65. Ожоги. Принципы оказания первой медицинской помощи.
66. Отморожения. Принципы оказания первой медицинской помощи.
67. Тепловой и солнечный удар. Обморок. Принципы оказания первой медицинской помощи.
68. Первая помощь при попадании в организм инородного тела.
69. Понятие о реанимации. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
70. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.
Рекомендуемая литература:
1. Рубанович, В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
2. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011.
3. Голубев В.В., Лещенко М.В., Голубев С.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011.
4. Большая родительская энциклопедия ребенок и уход за ним. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003.
6. Все о здоровье вашего ребенка. Полная энциклопедия для родителей. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
7. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Школа раннего развития. От рождения до трех лет. – СПб: Издательский дом «Нева». М.: Олма-Пресс, 2001.
8. Марьясик Е.Д. Азбука здоровья семьи. – М.: Медицина, 1992.
9. Мать и дитя. Детские болезни. Уход за ребенком. – М.: Академия, 2002.
10. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999.
11. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
12. Педагогика раннего возраста / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др. / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998.
13. Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний. – М.: Просвещение, 1984.
14. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987.
15. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: Учеб. пособие для ср. мед. работников. 4-е изд., – Ростов Н∕Д, Медицина, 2009. – 347 с.