Экономическая политика СССР в отношении специального образования

Ликвидация частной собственности как результат Октябрьской революции и репрессирование церкви закрыли все возможные источники частной и конфессиональной благотворительности. С начала 30-х гг. XX в. любая благотворительная деятельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения системы соци-





Экономическая политика СССР в отношении специального образования - student2.ru Экономическая политика СССР в отношении специального образования - student2.ru альной помощи и специального образования советское государ­ство приняло на себя.

В первые годы советской власти было допущено немало оши­бок и принято поспешных решений в экономической политике в области социальной помощи и специального образования. В стра­не выстраивалась совершенно иная система приоритетов — ар­мия, промышленность, ликвидация общей неграмотности. При отсутствии у государства необходимых средств у специального образования оставалось очень мало возможностей для выживания и развития. По данным статистики, только через 20 лет после Октябрьской революции удалось восстановить ту инфраструктуру специального образования, которая реально существовала в до­революционной России (по данным на 1914 г.).

К началу 30-х гг. XX в. материальное положение в стране улуч­шилось. Тем не менее, когда потребовались немалые средства на проведение всеобуча, государство сняло с себя материальные обя­зательства перед системой специального образования: финанси­рование этих учреждений, большинство из которых были заведе­ниями интернатного типа, стало осуществляться из местных бюд­жетов. В реальности проведение всеобуча детей с отклонениями в развитии на местах нередко игнорировалось, а положенные для специальных школ незначительные суммы не отпускались под предлогом приоритетности всеобуча нормальных детей.

Социальный статус учителя специальной школы в 20 —30-х гг. XX в. был крайне низким вследствие мизерности учительской за­работной платы и пенсионного обеспечения, несоответствующе­го тяжести труда такого учителя. О низком социальном статусе учителей специальной школы свидетельствовали непопулярность дефектологических отделений в педагогических вузах и малое число абитуриентов, желающих там учиться.

Для повышения привлекательности профессии учителя-дефек-толога и в связи с необходимостью материальной компенсации ущерба здоровью вследствие значительных профессиональных вред ностей в его труде в конце 30-х гг. XX в. была сделана 25 %-ная надбавка к заработной плате. Она сохранялась до середины 80-х гг. XX в., когда в связи с очередным реформированием системы об­разования была отменена.

Не могло быть экономически благоприятным для системы спе циального образования и военное десятилетие (40-е гг. XX в.). В значительной мере уничтоженная материальная база многих спе­циальных школ, расположенных на европейской территории стра ны, занятой врагом, восстанавливалась в течение нескольких по­слевоенных лет.

В послевоенный период (50-е гг.) экономическое положенис специальных учреждений несколько улучшилось и стабилизиро валось. Было восстановлено их финансирование из государствен

пого бюджета, учащиеся специальных школ-интернатов находи­лись на полном государственном обеспечении. Особенно благо­приятными для системы специального образования стали 60 — 70-е годы XX в. Однако уже с конца 70-х гг. XX в. вследствие скры­той ползущей инфляции экономическая поддержка системы спе­циального образования, как и всей системы образования в стра­не, уменьшилась. Так, доля национального дохода СССР, направ­ляемая на нужды образования, за период 70 — 80-х гг. XX в. снизи­лась в 1,5 раза. Для сравнения за 80-е гг. XX в. государственные расходы на образование в развитых странах мира выросли более чем в 12 раз, в СССР — лишь в 4,5 раза.

Наши рекомендации