IV.Подготовка к восприятию произведения
1.Вступительное слово учителя.
— Ребята, сегодня мы совершим путешествие в красивое время года — весну. Весна — праздник природы. На земле начинается новая жизнь. Это время года приходит к нам вместе с капелью с карнизов и крыш домов, летит на крыльях жаворонков и скворцов, опускается на землю редкими дождичками и густыми туманами, скачет по высохшим дорогам вместе с воробышками.
2. Прослушивание музыки.
— Знаете ли вы, какой у Весны голос? Сейчас вы закроете глаза и послушаете музыку. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос Весны. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с Весной вы попали в лес, на полянку, на речку.
— Что же вы увидели и услышали, путешествуя с Весной?
— Давайте подберем красочные определения весне. {Волшебная, чудесная, неповторимая, красочная.)
3. Учитель читает стихотворение.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег.
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
« Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет —
И тихих, майских теплых дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
II. Ф. Тютчев
— О какой поре года говорится в стихотворении?
— Какие приметы весны описаны в стихотворении?
— Какие вы подобрали бы краски, чтобы нарисовать весеннюю природу?
V. Работа с текстом стихотворения А. Плещеева «Весна»
1.Лексическая работа.
• Лазурь — синяя или голубая краска. В старину так говорили о ярком и густом цвете неба.
2. Чтение стихотворения учителем (с. 68).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение передается в стихотворении? Почему?
4.Анализ произведения, выборочное чтение.
— Что вы представляли, слушая это стихотворение?
— Какие картины можно нарисовать к этому произведению?
— Какие весенние приметы описаны в стихотворении? (Потеплело, тает снег, небо стало голубым, распускаются, почки на деревьях, прилетают, птицы.)
— Что обозначает выражение «в окно повеяло весною»?
— Что, по-вашему, чувствовал поэт, когда писал эти строки?
— Почему поэт пишет «унесла зима заботы»?
— Что ждет героя впереди?
— Какие выражения, строки в стихотворении понравились вам больше всего?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой»;
б) чтение в парах;
в) выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца):
— Передайте восхищение поэта пробуждением природы.
VI. Работа с картиной Исаака Левитана «Март»
1.Слово учителя.
— Однажды Исаак Левитан ехал в санях и невесело посматривал но сторонам. Начиналась весна. День стоял солнечный и радостный. «Видно, не придется сегодня поработать, — думал он, — уж слишком светло все, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадет!?- Но вдруг он взглянул вокруг — и сам не поверил! Красота-то какая! В голубом небе веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы светятся, а за березками — темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе — темный скворечник ждет не дождется своих жильцов. Снег на крыше дома и крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И всё вокруг залито солнцем. Так празднично... И почему-то все-таки грустно... Потому что, наверное, с зимой прощаться жалко, и весна только начинается, будут еще холода и морозы.
2. Анализ картины.
— Какое время года изображено на этой картине?
— Какой период весны? (Начало весны, первые шаги весны.)
— Какие признаки наступления весны вы можете назвать? (Снег на дороге побурел, ни крыше крыльца подтаяла снежная шапка, деревья не покрыты снегом.)
— Всмотритесь в картину: какие краски преобладают в ней? (Голубые и лиловые.)
— Какая погода изображена на картине?
— Что говорит о том, что день солнечный? (На картине освещенный солнцем дом, на небе — ни облачка, на снегу видны голубые тени.)
— Какими словами можно сказать о снеге на дороге? (Снег побурел, смешался с землей.)
— Как изображен снег на крыше крыльца? (Снежная шапка подтаяла. Кажется, что она вот-вот с шуршанием сползет вниз и глухо ударится о землю.)
— Какой снег на лесной поляне возле деревьев? (Снег лежит еще не тронутый. Там стоят высокие сосны.)
— Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
— Какие выражения из стихотворения А. Плещеева можно использовать при анализе картины?
3. Обобщение ответов учащихся.
— На картине «Март» - красота природы проявилась в яркой красочности: в звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу, в интенсивности желтого цвета в изображении стены дома и дорожки, в нежной, переходящей в розовое, желтизне стволов и тоненьких веток молодых тополей.
Мы словно присутствуем и тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились на проталине. Открылась дверь и еще как будто покачивается, поскрипывает на петлях. С крыши над крыльцом вот-вот сползет и глухо ударится о землю снег.
Физкультминутка
VII. Работа в группах «Журчащие сказки»
Задание для 1 группы
- Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Пришла весна»
Первое марта. Пришла Весна!..
А кругом лежит снег, деревья сонные и черные. Одно только Солнце, увидев Весну, улыбается
— Солнце улыбается, — зачирикали Воробьи.
— Кар-р! Кому? — закаркали Вороны.
— Всем-всем-всем! — проклюнулся в хрупком снегу Ручеёк. И зажурчал на весь мир:
— Весна! Весна! Весна!
— Весна! — услышал Медведь и вмиг лишился сна. Вылез из берлоги и побежал, раскинув передние лапы, как крылья, собираясь, наверно, излететь.
Услышала, увидела Весна, как ей все радуются, и превратилась на время в Сосульку, чтобы незаметно таять от удовольствия.
2. Ответьте на вопрос.
— В кого превратится Весна дальше?
Задание для 2 группы
- Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Гора и ручей» .
Возле Снежной Горы появился Ручей.
— Что ты собираешься здесь делать?!
— Фокусы показывать, — улыбнулся Ручей.
— Иди показывай кому-нибудь другому. — насупилась Снежная Гора. — У меня весной и без тебя хлопот много!
И так грозно посмотрела на Ручей, что он ещё быстрее побежал. Но стоило Ручью скрыться из виду... как Гора гоже исчезла.
2. Ответьте на вопрос.
— Почему исчезла Гора?
Задание для 3 группы
— Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Ответ».
Весной Снег живёт обычно лишь на небе, а едва коснется земли — тает...
— Зато я красивее, чем Дождь, — отмечает Весенний Снег.
— Даже Снежинки, выпавшие в январе, со временем тают, — утешает он себя. — А мои тают сразу, ну и что?
— А то, — с готовностью напоминают ему Лыжи и Санки,
— что из-за этого мы не можем проехать и метра!
— Подумаешь, большие дела, — ничуть не огорчился Весенний Снег. — Они, видите ли, не накатались.
И Лыжам и Санкам ничего не остаётся... как задрать в ответ носы вверх.
2. Ответьте па вопрос.
— Почему лыжи и санки задрали носы вверх?
Задание для 4 группы
1.Прочитайте сказку В. Хмельницкого «Последние сомнения».
— Весеннее солнце не любит белый цвет! — жаловался всем Снег. И скоро из-за весеннего солнца Снег действительно растаял. Но на смену ему появились белые ландыши, зацвела белая сирень, вишни и яблони покрылись белыми цветами, надулись белые одуванчики, закачали головками бело-жёлтые ромашки...
— Кажется, Снег ошибался, — заметили многие. — Может, всё дело в том, что...
Но тут с тополя полетели белые пушинки, и последние сомнения... отпали.
2. Ответьте на вопрос.
— В чём точно можно не сомневаться?