Семинар 5. Проблема реализации в образовании инновационных форм и технологий обучения
1. Сущность и классификации инновационных форм и технологий в современном образовании.
2. Особенности способов познавательной деятельности с целью развития системного мышления и мышления в рамках непрерывной логики.
3. Проблема реализации инновационных технологий обучения как «переживание практического опыта».
4. Роль коммуникативно-диалоговых технологии в обучении и воспитании. Проблемная дискуссия. Дискуссия-диалог. Направленный диалог. Межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»).
5. Обучение в сотрудничестве (в команде).
6. Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений».
7. Технология «портфолио».
Литература
1. Гаргай В. Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель // Педагогика. – 2004. – № 8. – С. 130–135.
2. Карякин Ю. В. Методология образования: традиция и инновация [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 11 – С. 107–107. – URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op= show_.
3. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения / С. С. Кашлев. – Минск : Тетра-Системс, 2011. –218 с.
4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 80–81.
5. Косогова А. С. Моделирование в образовании : учеб. пособие / А. С. Косогова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2013. – 154 с.
6. Косогова А. С. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие / А. С. Косогова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 220 с.
7. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии / А. П. Панфилова. – М. : Академия », 2009. – 191 с.
8. Рабинович П. Д. О техносфере Нашей Новой Школы // Образовательная политика. – 2010. – № 11. – С. 50–52.
9. Решетова З. А. Формирование системного мышления в обучении / З. А. Решетова. – М. : Юнити-Дана, 2002. – 344 с.
10. Фирсов В. В. О существе уровневой дифференциации обучения [Электронный ресурс] / В. В. Фирсов. – URL: http://intellect-invest.org. ua/rus/pedagog_editions_e-magazine_pedagog.
Семинар 6. Идеи качественного и непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход
1. Проблема качества современного образования: подходы к проблеме в России и за рубежом.
2. Образование в течение всей жизни и его ключевое значение.
3. Факторы, влияющие на непрерывное и качественное образование.
4. Цель и модели непрерывного образования: зарубежный и отечественный опыт
5. Основные положения образования в течение всей жизни (обсудить на конкретных примерах):
- учить учиться и пользоваться знаниями, углублённо работать в свое узкой области при достаточно широких общих знаниях.
- учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, справляться с разными ситуациями и работать в команде.
- учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости.
- учиться быть, т. е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.
Литература
1. Косогова А. С. Моделирование в образовании : учеб. пособие / А. С. Косогова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2013. – 154 с.
2. Косогова А. С. Современные проблемы науки и образования : учеб. пособие / А. С. Косогова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 22 с.
3. Кравченко А. И. Непрерывное образование: гибкость и рост [Электронный ресурс] / А. И. Кравченко. – URL: http://www.elitarium.ru/ 2010/09/29/nepreryvnoe_obrazovanie.html.
4. Новиков А. М. Как оценивать качество образования? [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. – URL: http://anovikov.ru/ artikle/kacth_obr.htm.
5. Разработка модели непрерывного образования «школа-вуз» [Электронный ресурс] / М. А. Хусаинов, Т. Д. Хлебникова, А. П. Цыбина, Н. И. Любина // Фундамент. исслед. – 2007. – № 10 – С. 105–107. – URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=4532.
6. Роботова А. С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «непрерывное образование» [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 2 (6). – URL: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2361.
7. Что такое качество образования / под ред. А. И. Адамского. – М. : Эврика, 2009. – 272 с.