Тема 3. Сущность и принципы целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс – основной фактор развития личности. Сущность педагогического процесса, его двусторонний характер. Объект и субъект педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия. Структура педагогического процесса, его компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Общность и специфика процессов обучения и воспитания.

Общие свойства и закономерности педагогического процесса: обусловленность общественными потребностями, экономическими, национально-культурными условиями; взаимозависимость обучения, воспитания, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в обучении и воспитании; зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; взаимосвязь задач, содержания, форм и методов в педагогическом процессе.

Принципы воспитания и обучения как отражение закономерностей, как основные требования к организации педагогического процесса. Основные принципы: целенаправленность; связь с жизнью и практикой; научность и доступность; систематичность и последовательность; сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности; уважение к личности ребенка

Критический анализ сущности и принципов учебно-воспитательного процесса в трактовке традиционной педагогики как социально обусловленной программы деятельности учителя в обществе тоталитарного сознания и авторитарного стиля управления: отсутствие гуманистической направленности, невозможность достижения поставленной цели, сформулированной по законам унификации, идеологический догматизм, насильственный характер педагогического процесса в целом и т. д.

Принципы педагогического взаимодействия: гуманистическая направленность педагогической деятельности; творчество как сущность педагогической деятельности; приоритет феноменологического характера педагогической деятельности над технологическим; анализ исторических процессов развития общества и учет их практических результатов; равенство в общении и партнерство в совместной деятельности; психотерапевтический характер педагогического взаимодействия; эмоциональная вовлеченность.

Понятие о методах педагогического процесса. Характеристика метода как способа реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса; как способа профессионального взаимодействия педагога и учащихся – целенаправленной организации совместной деятельности участников этого процесса; как системы спланированных конкретных действий педагога. Направления совершенствования методов воспитания и обучения в современной школе.

Система методов современной педагогики: методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, работа с книгой, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

Общая характеристика форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, коллективные). Сотрудничество, сотворчество педагогов и воспитанников.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Гуманистические функции образования. Модели образования (государственного, развивающего, традиционного, рационалистического, феноменологического, неинституционального образования).

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Школа как педагогическая (дидактическая) система: логический аспект. Цель и результат как системообразующие компоненты дидактической системы. Структурные компоненты конкретного образовательного учреждения. Авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского.

Понятие о системе образования, характеристика ее основных звеньев. Принципы государственной политики в области образования. (Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Республики Башкортостан «Об образовании»).

Национально-культурологические компоненты образования в полиэтнической школе. Соотношение общечеловеческого и национального в системе отечественного образования.

Анализ состояния и пути реализации принципов реформирования современного образования (целостность педагогического процесса, гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация, демократизация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, непрерывность).

Общеобразовательная школа как база для непрерывного образования. Система непрерывного образования в современных условиях. Альтернативное и государственное образование, его виды и формы.

Основные понятия: образование как социальное явление, педагогический процесс; система образовательных учреждений; педагогическая система, непрерывное образование, гуманизация образования, непрерывное образование.

Теория обучения

Дидактика как наука и учебный предмет. Общая и частная дидактика. Предмет дидактики. Основные категории дидактики. Соотношение категорий: обучение, преподавание, учение, образование, самообразование.

Инновационные процессы и тенденции развития дидактики. Дидактика И. Гербарта как основа деятельности традиционной школы. Дидактика Джона Дьюи как основа прогрессивистской школы. Альтернативные дидактические системы. Современные теории обучения (дидактические концепции): ассоциативная и деятельностная.

Оптимизация процесса обучения (Ю.К. Бабанский). Особенности системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Педагогика сотрудничества как основа личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе.

Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его сущность, противоречия, движущие силы. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.

Особенности современной модели обучения. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Структура процесса обучения и его компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Внутренние и внешние критерии эффективности обучения.

Этапы процесса обучения: планирование, организация, контроль, оценка и коррекция. Мотивы, ход и результаты процесса.

Этапы процесса усвоения знаний: различение или узнавание предмета (явления, события, факта); запоминание и воспроизведение предмета; понимание; применение знаний на практике и перенос знаний в новые ситуации.

Виды обучения: догматическое, развивающее, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, дифференцированное, модульное. Деятельность учителя и учащихся в разных видах обучения. Основные технологии обучения: сущностные, описательные, репродуктивные, продуктивные, алгоритмические, информационные, компьютерные, диалоговые, тренинговые, игрового обучения, самообразования.

Закономерности и принципы обучения, их характеристика. Сущность принципов научности, доступности и посильности в обучении. Особенности принципа сознательности и активности в формировании убеждений учащихся. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Принцип наглядности и его особенности в процессе обучения. Принцип прочности в овладении знаниями и умениями. Принципы системности и систематичности, связи теории с практикой, народности как обращения к истории, традициям и достижениям национальной культуры. Реализация принципов обучения в условиях современной системы образования.

Основные понятия: процесс обучения, преподавание, учение, функции обучения, структура процесса обучения, виды обучения, закономерности и принципы обучения.

Методы обучения как педагогическая категория, как элемент целостного педагогического процесса. Приемы и средства обучения. Функции дидактических средств. Классификация дидактических средств (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства и дидактические машины). Компьютеризация начального обучения.

Проблема классификации методов обучения в дидактике. Суть различных подходов: по источнику знаний (наглядные, словесные, практические методы обучения – Е.Н. Голант); по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы – И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); по дидактическим задачам и этапам процесса обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы развития творческой деятельности, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков – М.А. Данилов, Б.П. Есипов); по функциям в целостном педагогическом процессе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля – Ю.К. Бабанский).

Характеристика современных методов обучения.

Критерии выбора метода обучения. Зависимость выбора методов обучения от специфики содержания учебного материала; цели обучения; особенностей состава обучающихся; времени, отводимого на изучение учебного материала; оснащенности учебного процесса.

Творческий подход к реализации методов обучения в опыте новаторской педагогики.

Многообразие форм обучения в различных системах образования. Обусловленность форм целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием; характерными особенностями отдельных предметов; местом и временем работы учащихся; обеспеченностью школы учебными пособиями; возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Классификация организационных форм обучения по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения (индивидуальные, групповые и коллективные); месту учебы учащихся (школьные и внешкольные занятия); по продолжительности учебных занятий (классные и внеклассные занятия).

Современные модели организации обучения: классно-урочная; лекционно-практическая; бригадно-групповая; индивидуальная; кабинетная; система интенсивного (ускоренного) обучения; система политехнического обучения; система разноуровневого обучения.

Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, лабораторный практикум, учебная экскурсия; групповые или индивидуальные консультации, самостоятельная работа, домашняя работа учащихся, иные формы организации. Формы организации обучения в начальных классах.

Особенности и признаки классно-урочной системы обучения. Ее достоинства и недостатки.

Особенности школьного урока. Дидактическая структура урока. Типы уроков по дидактическим целям: уроки ознакомления учащихся с новым материалом; уроки закрепления учебного материала; уроки обобщения и систематизации изученного; уроки формирования и закрепления практических умений и навыков; уроки проверки качественного усвоения изученного; комбинированные уроки. Виды уроков. План урока. Основные направления анализа (самоанализа) урока учителем.

Культура современного урока. Развивающее педагогическое взаимодействие на современном уроке. Поведение и общение педагога как совместное проживание учебного занятия всеми его участниками. Режиссура учебного занятия.

Основные понятия: формы обучения, классно-урочная система обучения , урок как основная форма обучения, типы и виды уроков, требования к уроку, культура современного урока.

Социальные и психологические основы оценивания. Сущность и функции оценивания. Образовательное и воспитательное значение систематической проверки и объективной оценки знаний младших школьников. Содержание, виды проверки и оценки знаний, умений, навыков. Оценка и отметка. Методика педагогической оценки. Методы контроля и самоконтроля.

Стереотипы взаимоотношений педагога с обучаемыми и их влияние на оценку деятельности. Положительная оценка как исходное начало общения педагога с человеком. Отрицательная оценка в коррекции формирующегося сознания и отношения. Технологические правила наказания.

Общие способы положительного подкрепления. Ситуация успеха в учебной деятельности и пути ее создания. Влияние личностных качеств учителя на результаты педагогического процесса.

Тема 5. Теория воспитания

Классики отечественной и зарубежной педагогики о сущности и месте воспитания в формировании личности. Основные особенности процесса воспитания (целенаправленность, двусторонний характер, целостность, многофакторность, непрерывность).

Воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности, как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса и как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей (общественные нормы, требования, идеалы). Соотношение материальных и духовных ценностей в воспитании. Отличие воспитания от обучения.

Основные функции воспитания: стимуляция развития сущностных сил личности; создание педагогически целесообразной воспитывающей среды; организация взаимодействия участников педагогического процесса; формирование социального опыта детей; организация деятельности и отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.

Система и структура воспитательного процесса, его компоненты.

Этапы развития процесса воспитания: диагностика, выдвижение цели, проектирование, организация педагогического взаимодействия, оценка результативности. Диалектика воспитательного процесса. Противоречия как источник и движущая сила воспитания, их виды, характеристика, пути преодоления в профессиональной деятельности педагога.

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Система работы педагога по организации самовоспитания школьников.

Мировоззренческие основы воспитания в современных условиях. Системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический подходы к воспитанию, пути их реализации в современной практике. Базовые теории воспитания и развития личности. Виды воспитания.

Характеристика различных программ воспитания (государственных, общественных, религиозных, вариативных, авторских). Основы гуманно-личностной педагогики. Современная отечественная концепция воспитания: аксиологические аспекты. Общечеловеческие ценности в воспитании (Человек, Семья, Отечество, Земля, Труд, Знание, Мир).

Закономерный характер процесса воспитания. Характеристика закономерностей воспитательного процесса как объективно существующих, повторяющихся, устойчивых, существенных связей между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Особенности их проявления в ходе воспитательной работы.

Понятие о принципах воспитания. Принципы воспитания как основополагающие теоретические положения, в которых отражены сущностные особенности воспитания, основные требования к разработке, организации и проведению воспитательной работы, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

Развитие системы принципов воспитания. Принципы, направляющие конкретные действия педагога, обуславливающие эффективность воспитательной деятельности (ориентация на ценностные отношения; принципы субъективности, принятия ребенка как данности; единства, целостности и преемственности воспитательных воздействий).

Принципы организации воспитания: гуманистической направленности воспитания, персонификации, природосообразности, культуросообразности воспитания, эффективности социального взаимодействия учащихся в коллективах различного типа, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, дифференциации.

Условия эффективности воспитательного процесса. Вариативность воспитательного процесса. Роль учителя-воспитателя в современном воспитательном процессе.

Проблема идеала в воспитании. Идеализированная и реальная цель воспитания. Цели воспитания в современной российской школе. Разностороннее и гармоничное развитие личности.

Обусловленность содержания воспитания целями, задачами воспитательной системы. Национальное своеобразие воспитания.

Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности». Задачи воспитания младших школьников.

Умственное воспитание школьников в целостном педагогическом процессе. Задачи умственного воспитания. Понятие одаренности ребенка. Особенности работы с одаренными детьми. Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся. Роль учреждений дополнительного образования в умственном воспитании, в развитии творческих способностей учащихся.

Нравственное воспитание школьников – ведущее звено разностороннего развития личности. Задачи и содержание нравственного воспитания как формирование и развитие интегральных качеств личности через осознанное отношение к объектам окружающего мира, другим людям, к самому себе. Пути преодоления негативного агрессивного мышления. Саногенное мышление. Психолого-педагогические основы, условия и методы нравственного развития растущего человека.

Система убеждений как индивидуально-личностное мировоззрение и основа поведения. Место общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания гуманных качеств личности. Долг, совесть, честь, милосердие как основа нравственной свободы личности. Воспитание Гражданина Отечества средствами учебного материала и во внеурочной работе. Развитие национального самосознания. Воспитание патриотических и интернациональных чувств, культуры межнациональных отношений как духовной ценности полиэтнического общества.

Актуальные проблемы физического развития детей в современных условиях. Физическое здоровье ребенка как базис для разностороннего развития личности. Взаимосвязь состояния психики с функционированием органов тела. Педагогические задачи физического развития детей. Характеристика основных средств и методов физического воспитания в школе.

Половое воспитание. Последствия преждевременного сексуального просвещения детей. Особенности воспитания девочек. Особенности воспитания мальчиков.

Сущность эстетического воспитания и его место в гармоничном развитии личности школьника. Задачи и критерии эстетической воспитанности. Пути и средства эстетического воспитания школьников.

Задачи трудового воспитания и их реализация в различных видах трудовой деятельности. Основные педагогические условия организации труда школьников. Система профессиональной ориентации школьников (профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная адаптация).

Взаимосвязь всех направлений развития личности. Производные направления развития личности ребенка: экологическое, правовое, экономическое. Преемственность воспитания детей разных возрастных групп.

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.

Понятие о социально-патологическом поведении детей. Причины отклонений в поведении. Профилактика и коррекция девиантности.

Понятие воспитанности человека. Критерии оценки воспитанности Гражданина Отечества: восхождение человека к общечеловеческим ценностям (Добро, Истина, Красота); степень ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мера руководства ими в поступках и действиях; уровень приобретенных личностных качеств.

Методы и приемы воспитания в системе целостного педагогического процесса.

Подходы к классификации методов воспитания, их характеристика. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Особенности использования методов убеждения и упражнения в воспитании школьников. Поощрение и наказание: их место в воспитательной системе, виды, классификация, условия эффективного применения.

Педагогическое требование как метод воспитания. Виды и технология представления требования.

Сравнительный анализ методов воспитания и методов развивающей деятельности как способа развития потребностей человека, формирования отношения к ним и выработки оптимальных путей их безопасного удовлетворения. Общая характеристика методов развивающей деятельности (методы воздействия на сознание, на формирование и развитие физических ощущений, на эмоциональное самочувствие). Основные способы словесных и бессловесных воздействий и их характеристика.

Классификация методов по средствам воспитания. (В.А. Караковский): воспитание словом; воспитание делом; воспитание ситуацией; воспитание игрой; воспитание общением; воспитание отношениями.

Взаимосвязь методов воспитания. Факторы, влияющие на оптимальный выбор и применение конкретного метода воспитания. Особенности реализации методов воспитания в работе со школьниками от индивидуальных личностных особенностей педагога.

Направления совершенствования методов воспитания в современной школе. Методы самоопределения личности школьника.

Основные средства воспитания: природа, общение, материальные ценности, деньги, режим, соревнование, коллектив, деятельность, предметы и произведения материальной и духовной культуры. Использование средств в технологии воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

Искусство и технология воспитания. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Ю.П. Азаров и другие об искусстве воспитания.

Понятие о воспитательной системе школы. Характеристика компонентов воспитательной системы: цель и задачи, субъект и объект, совместная деятельность, отношения, связь с окружающей средой. Критерии оценки ее эффективности.

Организация среды жизнедеятельности как средство совершенствования образовательно-воспитательного процесса (организация цветовой среды, пространства, взаимоотношений в коллективе, создание благоприятного климата, формирование предметной среды).

Задачи и содержание деятельности классного руководителя. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Прогнозирование результатов и планирование воспитательной работы: перспективное, текущее, оперативное. Организация учебной и внеклассной работы с учащимися. Виды внеурочной деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая, спортивная.

Типология форм внеурочной работы: по объекту воздействия – индивидуальные, групповые, коллективные; по задачам воспитания – эстетические, физические, нравственные, умственные, трудовые, экономические, экологические, правовые; на основе выделения средств воспитательного воздействия (слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения – тренинг) – словесно-логические, образно-художествен-ные, трудовые, игровые (досуговые), психологические. Нетрадиционные формы воспитания школьников: туристко-краеведческая работа, походы, фольклорные праздники, школьный театр.

Оценка и самооценка результатов воспитательного процесса. Методы педагогичесой диагностики: сферограмма, тест-рисунок, фантастический выбор, ранжирование, «акт добровольцев», недописанный тезис (рассказ, диалог), графические тесты. Рефлексивно-оценочные процедуры .

Анализ опыта воспитательной работы педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Б.и Л. Никитиных, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина).

Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности.

Ведущие идеи коллективного воспитания, разработанные в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, А.В. Мудрика. Значение коллектива в воспитании детей. Основные признаки коллектива как особого социально-педагогического объединения, способного специфическим образом влиять на развитие ребенка. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития личности. Структура и основные типы детского коллектива.

Этапы и пути формирования коллектива. Педагогическое руководство на каждом из этапов. Эмоциональное богатство коллективной жизни, значение коллективных традиций для присвоения обобщенного положительного опыта. Взаимодействие процессов развития личности и коллектива.

Коллектив как фактор воспитания, стимулирующий развитие, создающий благоприятную педагогическую среду, включающий ребенка в активный процесс самосовершенствования.

Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей. Содержание и сущность коллективных творческих дел в воспитательной системе И.П. Иванова. Этапы подготовки и проведения коллективных творческих дел. Анализ проведенного КТД и его коллективное обсуждение как необходимые условия для дальнейшего развития и совершенствования процесса педагогического взаимодействия.

Основные понятия: признаки, функции, структура, типы детского коллектива, этапы и пути формирования коллектива, технология организации коллективной жизнедеятельности.

Социально-педагогические связи школы и социальной среды.

Семья как воспитательный коллектив. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Формы совместной работы учителя с родителями школьников в решении воспитательных задач.

Методика проведения педагогического консультирования родителей с целью создания благоприятных отношений в семье. Методика родительского собрания.

Школа как координирующий, корректирующий, интегрирующий компонент социально-педагогической среды. Современные формы сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования (дома детского творчества, художественные, спортивные школы, клубы по месту жительства, станции юных натуралистов, центры детского технического творчества).

Проблемы детского общественного движения в современных условиях. Задачи, содержание, формы организации работы с детьми в общественных объединениях. Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций, его виды и формы организации.

Координация деятельности институтов воспитания школьников.

Назначение и функции социального педагога: диагностическая, предупредительно-профилактическая, прогностическая, организационная, методическая.

Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.

Тема 6. Разработка подходов к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Содержание образования, исторические и современные тенденции его развития

Образование как социальное явление и педагогический процесс. Виды и способы получения образования в мировой и отечественной практике. Общее, профессиональное, политехническое образование.

Знания, умения, навыки, развитие познавательных способностей, опыт творческой деятельности, ценностного отношения к миру – результат процесса образования. Содержание обучения в учебном плане, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Способы построения образовательных программ: линейный, концентрический, спиралеобразный, модульный. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Принципы реализации национального образования в полиэтнической среде. Пути развития национальной школы.

Типология и многообразие образовательных учреждений: лицеи, гимназии, колледжи, учебно-воспитательные комплексы. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.

Наши рекомендации