Программно-методическое обеспечение
Областное государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2016-2017 учебном году»
ВВЕДЕНИЕ
Данное инструктивно-методическое письмо разработано для образовательных организаций Белгородской области с целью разъяснения организации преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в 2016-2017 учебном году с учетом нормативно-правовых документов. В тексте письма сделаны ссылки на нормативные документы, размещенные в списке «Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя информатики».
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
Нормативно-правовые документы ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 г. № 2036-р «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года».
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
10. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823).
11. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69).
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
13. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. №2783 «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
16. Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 209 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями, утвержденными Приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 и от 16 января 2012 года № 16).
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки России от 24.03.2016 № 305).
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г. № 31205) (в ред от 08.04.2014 № 291).
19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 года № 1993 (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
20. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 № 22, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 48, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 116).
21. Распоряжение Рособрнадзора от 29 августа 2012 года № 3499-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Методические рекомендации ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
22. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15).
23. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным научно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
24. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
25. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
27. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 08-900 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2015 № ПТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций».
29. Письмо Рособрнадзора от 13 марта 2014 г. № 02-104 «Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена».
30. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
31. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
32. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (необходимым для реализации ФГОС основного общего образования).
33. Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 04 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
34. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» (для ФКГОС).
35. Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
36. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).
Нормативные документы РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
37. Постановление правительства Белгородской области от 28 октября 2013года № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».
38. 24. Постановление правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года №528-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы».
39. Постановление Белгородской областной думы от 23.10.2014 г. № П/39-3-5 «О законе Белгородской области «Об образовании в Белгородской области».
40. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23.04.2012 года № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».
Методические рекомендации РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
41. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2016-2017 учебном году».
42. Письмо департамента образования Белгородской области от 21 февраля 2014 г. № 9-06/1086-НМ «О промежуточной аттестации обучающихся образовательных учреждений».
43. Письмо департамента образования Белгородской области от 19 февраля 2014 г. № 9-06/999-НМ «О формах промежуточной аттестации».
44. Письмо Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 27 февраля 2009 года № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов».
2. Профессиональный стандарт «Педагог»
С 1 января 2017 года на территории Российской Федерации вступит в силу новый документ Министерства образования и науки РФ «Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Ознакомиться с текстом документа можно на официальном сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ.
Данный документ необходимо изучить всем преподавателям образовательных организаций и планировать свою педагогическую деятельность с учетом предъявляемых требований в данном документе.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
В 2016-2017 учебном году большинство образовательных организаций Белгородской области в 7, 8 и 9 классах еще продолжат изучать предмет «Информатика и ИКТ» по ФКГОС.
ФКГОС основного общего образования предмет «Информатика и ИКТ» устанавливает как обязательный в 8 классе – 1 ч., в 9 классе – 2 ч. Всего на уровне основного общего образования изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется два года в объеме не менее 105 часов.
ФКГОС основного общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. За счет компонента образовательного учреждения (школьного компонента) с целью изучения непрерывного курса «Информатика и ИКТ» возможно изучать этот предмет в 5-7 классах [11].
В системе предпрофильной подготовки девятиклассников ФКГОС предполагает возможность расширить количество часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» за счет отводимых на реализацию элективных учебных курсов предпрофильной подготовки.
Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки –это учебныепредметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки).
Общеобразовательная организация принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных учебных курсов. Организация и проведение элективных учебных курсов проводится в соответствии с письмами Министерства образования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» и от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
ФКГОС среднего (полного) общего образования предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» на одном из двух уровней:
1) Базовый уровень – 1 час в неделю(35часов в год, 70часов за двагода обучения) в следующих профилях: универсальное (непрофильное) обучение; социально-экономический профиль, индустриально-технологический профиль, строительно-технологический профиль; технико-технологический профиль. В рамках всех перечисленных профилей возможна организация элективных курсов по информатике, расширяющих кругозор обучающихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса информатики и ИКТ.
2) Профильный уровень – 4 часа в неделю(140часов в год,280часовза два года обучения) в следующих профилях: физико-математический и информационно-технологический. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» на этих профилях может быть расширено за счет часов, отводимых на элективные учебные курсы профильного обучения.
Элективные учебные курсы профильного обучения –это обязательныеучебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения.
Общеобразовательная организация принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных учебных курсов. Организация и проведение элективных курсов проводится в соответствии с письмами Министерства образования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» и от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
В качестве элективных учебных курсов профильного обучениямогут реализоваться любые курсы, которые либо поддерживают содержательные линии курса информатики и ИКТ, либо удовлетворяют потребностям обучающихся получить углубленные знания по данному предмету.
В целях реализации ФКГОС среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в профильных классах (химико-биологическом, физико-химическом, биолого-географическом, социально-гуманитарном, филологическом, агро-технологическом, художественно-эстетическом, оборонно-спортивном), не имеющих учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» в БУПе, рекомендуется вводить данную дисциплину за счет часов,предусмотренных на компонент образовательного учреждения. Для всех этих профилей уместными могут быть элективные курсы, ориентированные на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере.
В таблице 1 приведен список рекомендуемых элективных учебных курсов профильного обучения для предмета «Информатика и ИКТ».
Таблица 1.