Семья как субъект социализации и воспитания. Типы семейных отношений. Стили семейного воспитания и ролевые позиции ребенка. Авторитет родителей
Нередко в семье ребенок выполняет роль, предопределенную для него взрослым.
Условно выделяют следующие роли детей в семье:
1) «кумир семьи»;
2) «сокровище»;
3) «паинька»;
4) «болезненный ребенок»;
5) «ужасный ребенок», «мучитель»;
6) «козел отпущения»;
7) «золушка»
Понятие «Авторитет»
Авторитет (нем. Autorität, от лат. аutoritas-власть), влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных. достоинствах, жизненном опыте.
Поступление ребёнка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах авторитетом и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю.
Авторитет истинный и ложный.
Проблемой авторитета занимались многие крупные российские учёные. Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.
Понятие “авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.
Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Впервые в педагогической науке авторитет воспитателя на истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный – один, ложный – множество разновидностей. Антон Семёнович Макаренко говорил о том, что каждый родитель стремится завоевать авторитет. Но, не желая работать над собой, отдельные родители идут к завоеванию авторитета ложным путем, что приводит к завоеванию ложного авторитета.
Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников к воспитателю, которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от воспитанника. А.С.Макаренко рассматривал подробно несколько видов ложного авторитета.
Авторитет подавления.
Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать ребёнка в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием засовершение ошибки, перед окриком, наказанием.
Макаренко утверждал, что: «Авторитет подавления- это самый страшный сорт ложного авторитета хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой.
Авторитет расстояния.
Воспитатель стремится всегда держать ребёнка на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой родитель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии.
«Есть такие родители, -утверждал А.С.Макаренко, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступая в виде начальства… У родителей своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа разумно организованной семьей». [2. 201]
Авторитет чванства.
«Это особый вид авторитета расстояния, но пожалуй, более вредный… У каждого человека есть свои заслуги. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа - начальник, мой папа - писатель, мой папа - командир, мой папа - знаменитость. - это даёт им основание для демонстрации превосходства, для отделения от остальных
людей.
Авторитет педантизма.
В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Жизнь ребёнка, его интересы, его взросление проходят мимо таких родителей незаметно; они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь.
Авторитет любви. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Здесь вырастает семейный эгоизм. Это очень опасный вид авторитета. Он приводит к неискренности и лживому эгоизму. И часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
Авторитет доброты..
В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Отец и мать выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль для ребёнка, они замечательные родители.
Авторитет дружбы. Довольно часто ещё до рождения детей между родителями существует договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем это хорошо. Отец и сын, мать и дочь должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, и начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Ложный авторитет вызывает у детей такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность.
В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?
А.С.Макаренко видел его в личном примере родителей. Авторитет знания необходимо приведёт и к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.