Введение. По направлению подготовки 030900.62 Юриспруденции

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

(УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)

По направлению подготовки 030900.62 Юриспруденции

Квалификация – бакалавр

Одобрен: Учебно-методическим советом

« » 2014 г., протокол №

Обсужден: кафедрой уголовно-правовых дисциплин

« » 2014 г., протокол №

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова

Составитель доцент А.П. Тулин

Астрахань-2014

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины...................................................................3

Введение...................................................................................................................3

Содержание дисциплины…....................................................................................7

Список рекомендуемых законодательных и нормативных актов……………19

Список рекомендуемой литературы……………………………………………23

Основная учебная литература.....................................................................23

Дополнительная литература.......................................................................23

Электронные ресурсы…………………………………………………………...33

Учебники в электронном виде.…………………………………………………34

Мультимедийные презентации по темам курса……………………………….35

II. Рабочая программа дисциплины................................................................36

Введение.................................................................................................................36

Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий…………………………………………..............................................37

Учебно-тематические планы................................................................................40

Планы (конспекты) лекций по дисциплине........................................................52

Планы семинарских и практических занятий..………………………….........................................................................60

План самостоятельной работы студента..……………………………………...96

Примерная тематика докладов, рефератов, сообщений....................................97

Глоссарий…………………………………………………………………….....103

III. Программа промежуточной аттестации студентов..............................108

Введение...............................................................................................................108

Вопросы к зачету……….....................................................................................109

Вопросы к экзамену............................................................................................111

Варианты заданий для выполнения контрольных работ…………………….116

Примерная тематика курсовых работ................................................................131

IV. Программа итоговой аттестации студентов..........................................134

Введение...............................................................................................................134

Примерная тематика дипломных работ............................................................135

V. Учебно-методические рекомендации........................................................140

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям…...140

Рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий……141

Рекомендации по выполнению рефератов и научных докладов....…………143

Методические указания для выполнения контрольных работ………………145

Рекомендации по выполнению курсовой работы............................................147

Рекомендации по написанию дипломной работы……………………………154

Методика балльно-рейтингового контроля знаний студентов……………...165

Карта обеспеченности дисциплины учебной литературой………………….163

I. Учебная программа дисциплины

Введение

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО специальностей (направлений), подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Учебная программа дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» разработана в соответствии с требованиями федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», которыми должен обладать выпускник СГЮА.

Учебная программа дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» структурно включает в себя:

· Введение.

· Содержание дисциплины.

· Список рекомендуемых законодательных и нормативных актов.

· Список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

· Электронные ресурсы.

· Учебники в электронном виде.

· Мультимедийные презентации по темам курса.

Уголовно-процессуальная деятельность является одной из важнейших функций государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. От того, насколько своевременно и законно будут возбуждаться уголовные дела, производиться предварительное расследование и осуществляться правосудие, зависит успешное решение задачи охраны прав и законных интересов граждан, как пострадавших от преступления, так и подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

Предназначение уголовного процесса Российской Федерации как учебной дисциплины – дать студентам необходимые сведения о том, как осуществляется производство по уголовным делам, каковы полномочия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, каков правовой статус потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, являющихся участниками уголовно-процессуальных отношений.

Основная цель дисциплины - ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями, взглядами, подходами, образующими общие начала и особенности правового регулирования практики осуществления уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, следствия, прокуратуры и суда; формирование способности к профессиональному решению задач, вытекающих из уголовно-процессуальных законов.

Задачи изучения дисциплины заключаются в:

- ознакомлении с теоретическими положениями и проблемами науки уголовного-процесс;

- освоении используемой в уголовном процессе терминологии;

- изучении основных источников, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность и умении применять изучаемые источники для разрешения конкретных правоотношений;

- изучении принципов уголовного процесса, их сущности и значения в осуществлении уголовного судопроизводства;

- формировании у студентов общих представлений о процессуальной деятельности участников уголовного судопроизводства в ходе возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел;

- определении круга проблем, связанных с укреплением законности и правопорядка;

- ознакомление с формами и видами уголовного процесса;

- получении навыков проведения отдельных процессуальных, следственных и судебных действий в уголовном судопроизводстве;

- приобретении знаний, умений и навыков правильно составлять и оформлять юридические документы.

По результатам изучения курса «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» каждый

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом.

Структурно названная дисциплина подразделяется на две основные части: Общую и Особенную.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки уголовного процесса, ее связь с другими науками, передовой опыт судебных и правоохранительных органов России, а также многолетний опыт преподавания уголовно-процессуального права в СГЮА и других юридических ВУЗах страны.

Содержание дисциплины

Общая часть

Тема 1. Сущность и основные понятия уголовного процесса.

Понятие, сущность и структура уголовного процесса. Соотношение уголовного процесса, уголовного судопроизводства и правосудия.

Задачи уголовного судопроизводства. Роль и значение уголовного процесса в системе мер борьбы с преступностью.

Уголовный процесс как система уголовно-процессуальных действий и правоотношений. Субъекты уголовного процесса.

Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право. Предмет и метод уголовно-процессуального регулирования.

Уголовно-процессуальное право в системе российского права. Со­отношение и взаимосвязь уголовно-процессуального права и уголов­ного права.

Стадии уголовного процесса: понятие, система.

Понятие и виды процессуальных функций.

Уголовно-процессуальные правоотношения, их особенности,

Процессуальная форма. Ее сущность и значение.

Процессуальные гарантии и их значение.

Уголовно-процессуальные акты: понятие, виды и значение.

Наука уголовного процесса. Предмет, система, методы науки уголовно-процессуального права. Задачи науки уголовного процесса и ее значение на современном этапе. Процессуальные вопросы применения достижений науки и техники в уголовном судопроизводстве.

Уголовный процесс как учебная дисциплина. Ее значение для под­готовки юристов. Содержание и система курса уголовного процесса как учебной дисциплины. Соотношение и связь уголовного процесса с юридическими дисциплинами.

Тема 2. Уго­ловно-процессуальное право; источники.

Понятие и сущность уголовно-процессуального закона, его роль в осуществлении задач уголовного судопроизводства. Соотношение уголовно-процессуального закона и уголовно-процессуального права. Система уголовно-процессуального права.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство (законы и другие нормативные правовые акты, определяющие порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации). Конституция РФ и ее роль в регламентации уголовно-процессуальной деятельности. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, его структу­ра и характеристика. Другие источники уголовно-процессуального права. Значение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ для уголовного процесса.

Уголовно-процессуальные нормы, их виды и структура. Особенно­сти санкций уголовно-процессуальных норм.

Действие уголовно-процессуального закона во времени, в про­странстве и по кругу лиц. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Значение решений Конституционного Суда РФ, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Ге­нерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства.

Наши рекомендации