Тема 7. Традиционные методы обучения. Теория и практика в информатике, обратная связь и контроль

Цель занятия: Рассмотреть традиционные методы обучения. Продемонстрировать фрагмент урока на примере изучения одной из тем, используя один из методов

Индивидуальные задания.

Задание 1. Иллюстрация и демонстрация. В чем их различие на экране ЭВМ?

Задание 2. Раскройте содержание понятий «слово», «наблюдение», «дело» на примере изучения одной из тем.

Задание 3.Теория и практика. В чем выражается сходство этих понятий в школьной информатике?

Задание 4.Анализ и синтез. Приведите примеры мыслительных операций анализа и синтеза.

Задание 5. Индукция. Привести пример рассуждения по неполной индукции при работе на ЭВМ. Опишите какое-либо понятие с помощью серии примеров. Сформулируйте требования к ним.

Задание 6.Аналогия на уроках информатики. Приведите свой пример рассуждения* и действия по аналогии при освоении нового программного средства r r

Задание 7. Дедукция. Попытайтесь развернуть дедуктивное умозаключение при поиске о шибки в алгоритме.

Задание 8.Абстракция и конкретизация. Сформулируйте в терминах информатики, прикладную задачу о распределении груза между тремя туристами.

Задание 9.Сравните методы контроля в информатике по критериям-эффективность поиска ошибки в алгоритме или инструкции; полезность для ооучаемого; разгрузка педагога от рутинной работы.

Литератора:

1. Методика преподавания информатики. / М.П. Лапчик - Свердловск-CI ПИ, 1987.

2. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики. Е.В.Линецкий, М.А. Сапир, М.Ф. Шохолович //Инфо. -1988. №3.

3. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под редакцией В.В. Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1989

4. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980.

5. Педагогика. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А.Сорокин; Под редакцией ЮЖ. Бабанского-М.: Просвещение,1988.

Тема 8-9. Формы и методы проверки знаний на уроке.

Цель занятия: изучить методику проведения самостоятельных работ по информатике, их виды и особенности проведения контрольных работ.

Индивидуальные задания.

1. Методика проведения самостоятельных работ по информатике, их виды и особенности.

2. Дифференциация при составлении заданий самостоятельных работ.

3. Использование тестов на уроках информатики.

4. Формы контроля на уроке информатики.

5. Контрольная работа, особенности проведения контрольных работ на уроках информатики.

Литература:

1. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики /А.Г. Гейне, Е.В. Линецкий, М.А. Сапир, М.Ф. Шохолович //Инфо. -1988. №3.

2. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под редакцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989.

3. Процес обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980.

4. Курс информатики: состояние, методика и перспективы. /Каймин В. // Инфо.-1990. №6.

5. О новом учебнике информатики. /Лебедев Г. // Инфо. -1990. №5.

6. Курс ОИВТ- каким мы его видим. /Сапир М. // Инфо. -1990. №5.

Тема №10,11 Формирование алгоритмического мышления.

Цель занятия: Необходимость формирования у школьников алгоритмического мышления, рассмотреть типы алгоритмов и способы их представления, этапы решения задач на ЭВМ

Индивидуальные задания.

Задание 1.Почему одной из основных целей информатики в школе является формирование у школьников алгоритмического мышления? Дать понятие алгоритма, исполнителя и перечислить свойства алгоритма.

Задание 2. Что понимается под алгоритмическим мышлением? Описать типы алгоритмов и формы их представления.

Задание 3.Что понимается под исполнителями алгоритмов? Описать исполнителей, которые используются в школьной информатике.

Задание 4.Конструирование алгоритмов методом пошаговой детализации.

Задание 5.Этапы решения задач на компьютере.

Литература:

1. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. / А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. - М: Просвещение, 1996.

2. Основы информатики и вычислительной техники в базовой школе: Пособие для учителя. / Под редакцией И.Г. Семакина. Пермь, 1995

3. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988

4. Базук Г.Л. Логика и компьютер. - М.: Фонд "Новое тысячелетие1', 1994.

5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: ТОО "Гринго", 1995.

6. Криницкий Н.А. Алгоритмы вокруг нас. - М.: Наука, 1984.

Тема №12 Метод открытых программ. (Реализация методов обучения информатике)

Цель занятия: Рассмотреть метод открытых программ, его назначение. Разработать открытую программу и защитить на занятии.

Задание:Рассмотреть метод открытых программ. В чем основная идея метода, для чего он предназначен? Разработать открытую программу. Защитить на лабораторном занятии.

Литература:

1. Машинные методы математических вычислений. / Форсайт Дж., Малькольм М., Моулер К. //М.: Мир, 1980.

2. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики /А.Г. Гейне, Е.В. Линецкий, М.А. Сапир, М.Ф. Шохолович //Инфо. -1988. №3.

3. Основы машинной математики. / Матюшков Л.П., Лихтарович А.А. //Мн.: Нар. Асвета, 1988.

4. Процесс обучения и его закономерности. /Лернер И.Я. //М.: Просвещение, 1980.

5. Решение задач на алгоритмическом языке. / Переверзева Н.А., Ревчук И.Н. //Мн.: Нар. Асвета, 1990.

6. Угринович Н.Д., Козбенко О.Ю. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники». Методические рекомендации М.: МГИУУ, 1988.

Наши рекомендации