Составление экспресс-опросов и анкет для выявления
Причин отставания студентов педагогического колледжа
По учебной дисциплине
Задание 1.Разработка вариантов анкет, экспресс-опросов, интервью для определения причин неуспеваемости студентов по конкретной учебной дисциплине психолого-педагогического цикла.
Содержание работы. Составление по одному варианту анкеты, экспресс-опроса и интервью с целью выявления причин отставания студентов колледжа по конкретному учебному предмету.
Методические рекомендации. Качество выполнения задания повысится, если будут учтены следующие моменты.
1. Прежде всего — о причинах неуспеваемости студентов, которые имеют полифакторную обусловленность. По аналогии с разноуровневыми блоками факторов, определяющих учебную успешность студентов, можно выделить те же блоки и студенческой неуспешности. К социологическому блоку можно отнести уровень и качество допрофессиональной подготовки, половозрастные различия студентов. Здесь большую роль играет уровень самооргани-, зации собственной учебно-познавательной деятельности студен-: тов, который затем оказывает существенное влияние на познавательную активность студентов на учебном занятии.
Психологический блок характеризуется профессиональной и учебной мотивацией, общим уровнем обучаемости, индивидуальным стилем деятельности, наличием у студентов разнообразных затруднений в виде неуверенности в своих силах, коммуникативных барьеров, страхов, стереотипов деятельности. Трудности в обучении зависят и от психологического склада личности в целом.
Педагогические факторы определяются системой общих факторов: общей организацией учебного процесса, уровнем педагогического мастерства и культуры преподавателя. Например, расписание занятий, распределение учебной нагрузки преподавателем в течение семестра, регулярность консультаций, контроля, индивидуальная работа преподавателя со студентами, удельный вес практических, семинарских, лекционных занятий влияют на уровень успешности/неуспешности студентов. А к частным факторам можно отнести ошибки оценивания со стороны преподавателя, отношение преподавателя к студентам, его систему предъявления педагогического требования, систему морального поощрения и санкции наказания.
2. Анкеты, экспресс-опросы, интервью относятся к методам целенаправленного получения вербальной, устной или письменной, информации. Анкета — это набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Первой ступенью в разработке анкеты становится определение содержания анкеты в виде набора вопросов: а) о фактах жизнедеятельности опрашиваемого, в частности о его знаниях; б) о его мотивах, отношениях, оценках. Вторая ступень — выбор нужного типа вопросов: закрытые (да/нет) или открытые, позволяющие строить ответ, исходя из желаний опрашиваемого. По функциям вопросы разделяются на контрольные/уточняющие, основные/наводящие, буферные, контактные. Формулировка вопросов должна быть лаконичной, однозначной, простой. Третья ступень касается порядка распределения вопросов и их количества. Анкета — это письменный опрос, имеющий четкий алгоритм: 1. Вводная часть. Она содержит обращение к опрашиваемому, выделяет цель опроса, подчеркивает его анонимность, дает инструкцию по заполнению анкеты. 2. Основная часть содержит вопросы. 3. Объек-тивка (паспортичка) предлагает вопросы фактологического характера (пол, возраст, образование и т.д.).
Экспресс-опрос относится к раздаточному способу анкетирования. В отличие от анкеты он не содержит вопросник — респонден-1 там предлагаются чистые листы бумаги. Вопросник находится у ' организатора опроса. Он зачитывает вопросы и веер готовых ответов, а опрашиваемые проставляют только номера ответов. Поскольку этот вид опроса связан со слуховым восприятием, то количество вопросов в нем меньше, чем в анкете.
Интервью — это непосредственное общение интервьюера с опрашиваемым. Вопросник находится в руках интервьюера, он же фиксирует ответы на стандартизированном бланке с закодированными номерами возможных вопросов и ответов. В свободном интервью формулировка вопросов, их последовательность могут варьироваться в зависимости от хода интервью, неизменным остается только тема. Стандартизированные интервью по форме вопросов близки к анкетам с закрытыми вопросами, отклонение от заданных вопросов не допускается.
Почерпнуть необходимую информацию можно из следующих источников.
Литература
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. — Минск, 1997.
Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002.
Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994.
Задание 2.Отработка методики проведения разных видов опроса, используемого для выявления причин отставания студентов колледжа при изучении отдельных учебных дисциплин.
Содержание работы. Апробация содержания разработанных опросников и выявление особенностей их реализации в студенческой аудитории.
Инструкция. Задание может быть выполнено двумя вариантами по выбору студентов.
Вариант 1. Упражнение «Анкета».
Форма организации учебной деятельности участников: фронтальная.
Основной метод: собеседование.
Оборудование: большие листы ватмана и маркеры (доска, мел). В качестве раздаточного материала используются разработки анкет, выполненные в предыдущем задании.
Инструкция. Все участники сидят по кругу. В течение 2 — 3 минут идет обмен разработанными анкетами у каждой пары участников. В течение 10 минут происходит обсуждение анкет по принципу «вопрос —ответ». Затем идет обсуждение в общем кругу. На
ватман (доску) выписываются вопросы, которые требуют детального обсуждения при подготовке и проведении анкетирования студенческой молодежи. Вопросы предлагаются участниками собеседования, но можно использовать и перечисленные ниже примерные вопросы. !
- Каков количественный состав вопросов, используемых в анкетах?
- Какие шкалы (номинальные, метрические, порядковые) предпочтительнее всего использовать в анкетах дидактической направленности?
- Что правильнее — прямые/косвенные вопросы?
- Как при составлении вопросов учесть интерес респондентов?
Вариант 2. Ролевая игра в интервью.
Форма организации учебной деятельности участников: фронтальная.
Основной метод: ролевая игра.
Оборудование: большие листы ватмана и маркеры (доска, мел). Как раздаточный материал используются разработки интервью, выполненные в предыдущем задании.
Инструкция. Двое желающих приглашаются для разыгрывания процедуры интервью. Решается, кто из них будет интервьюером, а кто — интервьюируемым. Все остальные наблюдают. По окончании игры наблюдатели дают комментарии по поводу того, как была разыграна ситуация. Игра повторяется несколько раз (по желанию участников, но с измененным составом). По ходу игры можно изменить задание игрокам: выполнить роли, но как можно хуже, выдвигая на первый план наиболее трудные моменты в стратегии интервьюирования. По окончании игры все участники называют шесть (четыре) пунктов, которые, по их мнению, являются наиболее важными при организации интервью. Все пункты записываются на ватмане (доске). Отбираются наиболее часто встречающиеся. Затем участники ранжируют эти пункты. В конце составляется список ключевых принципов, которые важны при организации интервью.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6