Проблемы развития социальной педагогики в Украине на современном этапе.
Именно в начале ХХ в. в Украине создались благоприятные условия для интенсивного процесса формирования социальной педагогики в относительно самостоятельную область педагогических знаний.
Этому способствовало: социально-экономическое и политическое изменение в украинском обществе; возникновение разнообразных благотворительных и просветительских обществ; поиск новых методов, форм и приемов педагогического влияния на поведение личности; социальная направленность педагогики; осуществление многопрофильной социально-педагогической деятельности; возникновение разнообразных детских учреждений и научно-исследовательских центров; развитие внешкольного образования; организация съездов, посвященных разработке вопросов социально-педагогической теории и практики; массовый выпуск социально-педагогической литературы и журнальных статей; целостное восприятие человека, внимание к его личности и тщательное изучение окружения индивида.
Окончательное возвращение к социально-педагогическим проблемам происходит в начале 60-х гг., в период политической «оттепели». Одним из первых обращается к этой проблеме Л.В. Занков, который исследовал причины девиантного поведения детей. В это время приобретается первый эмпирический опыт воспитательной работы в социальной среде, появляются должности организатора внешкольной работы, педагогов-организаторов как воспитательной так и спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками и подростками по месту жительства.
В 70-80-х гг. была сделана попытка систематизации эмпирического опыта 60-х гг. и комплексной организации социального воспитания по месту проживания, через создание культурных, культурно-спортивных, социально-педагогических комплексов.
На рубеже 90-х гг. появились реальные предпосылки возрождения и развития опыта социального воспитания:
- политическим (деидеологизация общества);
- социальные (переструктуризация населения, появление новых ценностей и т.д.);
- экономические (низкий материальный уровень, возникла потребность в экономическом воспитании).
22 февраля 1989 г. с целью комплексного исследования проблем воспитания детей и подростков по месту проживания, был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон».
Главными задачами ВНИК «Школа-микрорайон» были создание принципиально новой концепции социального воспитания, которая предусматривала бы усовершенствование внешкольной среды, преодоление духовной пустоты в сфере быта, семье, досуга; моделирование единой системы воспитания детей и взрослых по месту жительства.
Деятельность ВНИК, принесла свои результаты: разработаны концепция социального воспитания и предложения к программе изменения семейного и социального воспитания учеников; введены новые профессии: «Социальный педагог», «Социальный работник»; разработаны профессиограммы квалификационные характеристики социальных педагогов, учебные планы и программы их профессиональной подготовки; создание Ассоциации социальных педагогов и социальных работников; начато издание журнала «Социальная работа». Чрез три года ВНИК «Школа-микрорайон» превратился в Межрегиональный центр социальной педагогики и социальной работы.
С распадом СССР развитие социальной педагогики в Украине в значительной степени замедлилось.
Главными проблемами, мешающими развитию отечественной социальной педагогики, являются: отсутствие общей концепции развития социальной педагогики; медленное создание законодательной базы. В Украине не были продублированы союзные документы в сфере социальной педагогике, социальной работы, как это сделали, например, в России. По этому в Законе «Об образовании» (1991) речь идет, о том, что социально-педагогический патронаж осуществляется социальными педагогами, но квалификационные характеристики социального педагога были утверждены Кабинетом Министров Украины только лишь в 1994г., а статус социального педагога как педагогического работника.
Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
Как и в ряде других стран, социально-педагогическая деятельность Украины охватывает достаточно разветвленную сеть волонтерского движения, которая имеет свою законодательную и материально-техническую базу.
Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новое законодательно закрепленной основе.
В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии.
Понятие «социальный педагог» стало привычным и вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику.
Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т.д.
Все выше перечисленные социальные проблемы и еще многие другие дают возможность говорить о том, что на данном этапе развития общества, в Украине, как и ряде других государств, остро стоит вопрос о необходимости не только изучения причин возникновения земных проблем, но и нахождения путей их предотвращения. А для этого необходимо, что бы социальная педагогика, как наука, и профессия социальный педагог, в нашей стране стояла на первом месте, и имело достойную законодательную и материально-техническую базу.
Література: 2, 26, 32.
Семінарське заняття 2.