Занятие 3. социальная работа с молодежью как профессия настоящего и будущего
Социальная работа с молодежью и система ее социального обслуживания очень важна. И не только потому, что проблемы данной социально-демографической группы весьма трудны и обширны, но и потому, что именно молодежь будет определять нашу судьбу.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми по месту жительства или в трудовых коллективах.
Как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова, основная задача социальной работы с молодежью – выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
Субъекты этого вида деятельности – социальные службы для молодежи, специализированные учреждения по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей.
В научной литературе существуют две модели социальной работы с молодежью – интегративная и дефицитная.
В интегративной модели речь идет о социальной работе в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодых людей. В этом аспекте социальная работа соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели предполагает выделение значительных финансовых ресурсов. Поэтому большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
Что представляет собой социальная работа с молодежью, является ли на профессией или определенным видом деятельности.
Профессия – определенный род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.
Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности.
Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н.э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости – гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как «филантропия» (что в переводе с греческого означает «проявление любви в отношении человечества»), а в Риме как сложившаяся «народная традиция». В России социальная работа появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение – от «призреть, то есть обратить взор») слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста.
В ХХ веке в бывшем СССР функции социальных работников выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы. Обучение социальной работе как профессии в России началось в конце 80-х гг. ХХ века. Тогда же появилась новая интегративная профессия «социальная работа» с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.
Первые программы профессиональной подготовки работников появились в конце ХIХ века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза руководствуются обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, таки его социального окружения.
На современном этапе социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. Существует ошибочное мнение, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи – одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь – государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы, прежде всего клиента, затем общества и уже потом – своей организации и государства.
Сегодня профессию «социальная работа» представляет целый список специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальные аниматор, социальный юрист, эколог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с «группами риска», медицинский социальный работник и др.). А также, работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с молодежью, с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях).
Главная цель социальной работы, прежде всего, состоит в том, чтобы заботиться о благосостоянии и раскрытии возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать все необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, жильем, отдыхом и т.д.).
Социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой):
- Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения и т.д.
- организаторская – специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными;
- прогностическая – специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;
- предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального;
- организационно-коммуникативная – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;
- охранно-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.
Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важным направлениям социальной работы: а) помощь в семье; б) работа в экстремальных ситуациях и с «группами риска»; в) работа в здравоохранении; г) работа в сфере образования; д) работа в службах занятости.
Важный момент социальной работы – убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать за имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает.
Социальная работа не только профессия, состояние души. Некоторые специалисты но и рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение с людьми, которые столкнулись с проблемами, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.
В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника:
· оцениватель (Evaluator): собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель – сбор и обработка информации;
· определитель клиента (Outreach Worker): устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель – обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблем;
· менеджер информации (Data Manager): анализирует полученные о клиенте данные. Цель – помощь в принятии решений для действия;
· брокер (Broker): направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель – скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;
· посредник, буфер (Mediation): находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком или группой. Цель – снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;
· адвокат, защитник (Advokate): борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель – повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;
· учитель (Teacher): передает людям информацию и знания. Цель – помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;
· корректор поведения (Behaviour Change): вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель – психолого-педагогическая поддержка клиента;
· проектант сообществ (Community Planner): помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель – программирование социальной работы;
· консультант (Counsultant): оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель – помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;
· администратор (Administrator): обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель – принятие управленческих решений.
Вопросы для самоконтроля