Учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса
Анализ школьных программ по изобразительному искусству. Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Щербаков и др.).
Педагогические направления в преподавании изобразительного искусства С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.
Современные тенденции развития художественно-педагогического образования, основные идеи в методах преподавания художественных дисциплин, традиции русской художественной школы в теории и практике преподавания художественных дисциплин и в новых концепциях (Г.В. Беда, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, А.И. Курнаков, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.П. Яшухин).
Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 7,11, 12, 13, 18, 19, 21, 28, 30, 35 .
1.3. Социальная природа развития художественного образованияАнализ учебно-методической литературы по изобразительному искусству.
Педагогическое рисование отдельных объектов.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 6, 8, 12, 13, 33, 34, 35, 40.
1.4. Дифференцированные подходы в художественном образовании Выбор технологий и методов учебной работы по дисциплинам художественного цикла. Педагогическое рисование на классной доске.
Рекомендуемая литература: 6, 7, 8, 12, 13, 39, 40.
1.5. Планы-конспекты уроков изобразительного искусства Разработка системы упражнений к урокам изобразительного искусства.
Рекомендуемая литература: 7, 12, 13, 22, 27, 40.
III курс, 5-й семестр
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе
Структурный анализ содержания учебного материала по изобразительному искусству
Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность. Принципы построения программ, их отличительные стороны. Учебно-воспитательные задачи урока. Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие). План-конспект урока (структура).
Рекомендуемая литература: 3, 7, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 40.
Основные дидактические принципы, используемые в технологиях и методиках обучения изобразительному искусству в школе
Принцип научности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).
Принцип воспитывающего обучения, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству.
Принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
Принцип наглядности, доступности и прочности знаний в обучении изобразительному искусству.
Рекомендуемая литература:1, 2, 6, 8, 12, 25, 30, 33, 34, 49, 52.
Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства
Композиционно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 4, 6, 12, 27, 29, 30, 34, 36, 38, 40, 58, 63.
Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе
Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных простановок.
Методика организации уроков по рисованию на темы.
Методика организации уроков по декоративной деятельности.
Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве.
Рекомендуемая литература: 7, 12, 13, 27, 44, 45, 58, 63.