Система рейтинг-контроля как составная часть учебного процесса
Тема 3
ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
Виды контроля:
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Формы контроля:
1) индивидуальный;
2) групповой;
3) фронтальный;
4) парный.
Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.
Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
1. Устный (устный опрос).
2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).
3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).
4. Машинный.
5. Самоконтроль.
6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.
Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 [3].
Таблица 2
Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля
контроль | |||
входной | промежуточный | итоговый | остаточные знания |
собеседование, анкетирование, контрольная работа, экзамен, тестирование (входное НОТ) | собеседование, анкетирование, контрольная работа, опрос, домашнее задание, семинарское занятие, лабораторная работа, деловая игра, тестирование (формирующее, диагностическое КОТ), портфолио, рейтинг, мониторинг | зачет, экзамен, тестирование (тематическое, рубежное, итоговое КОТ), портфолио, рейтинг, мониторинг | тестирование (итоговое КОТ) |
Оценка и ее функции
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.
Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).
Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).
Функции оценки:
1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);
2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);
3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку);
4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика).
Этапы развития пятибалльной шкалы оценок:
1) май 1918 года – постановление А.В. Луначарского «Об отмене отметок»;
2) сентябрь 1935 года - введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»;
3) январь 1944 года – возврат к цифровой «пятибалльной» системе оценки успеваемости.
Недостатки традиционного пятибалльного оценивания:
– низкая дифференцирующая способность;
– травмирующий характер для ребёнка;
– малая информативность для родителей учащихся;
– невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для достижения результата;
– малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений;
– создание формальной мотивации, отсутствия активной позиции по отношению к обучению и личной заинтересованности в его результатах.
Основные ошибки при выставлении отметки:
1) инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);
2) искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);
3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);
4) двойка как средство борьбы с недисциплинированностью [4].
Тема 4
СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.