Трудности обучения чтению на начальном этапе
Виды трудностей | Возможные причины | |
Плохо запоминает конфигурацию букв | • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; • недостаточная сформированность зрительной памяти; • несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения) |
Виды трудностей | Возможные причины | |
затруднения в различе- нии близких по конфигу- рации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении) | • Недостаточная сформированность зрительного восприятия; • недостаточная сформированность зрительной памяти; • недостатки методики обучения (быстрый темп) | |
Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон) | • Недостаточная сформированность зрительного восприятия; • быстрый темп обучения | |
замены букв, неправильное произношение при чтении | • Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; • нарушения произношения; • трудности артикуляции; • несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания); • быстрый темп | |
Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно) | • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; • трудности концентрации внимания | |
Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) | • Трудности концентрации внимания; • выраженное напряжение, утомление; • низкая, неустойчивая работоспособность; • быстрый темп | |
Пропуски букв, слогов. угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») | • Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения); • выраженное напряжение, утомление |
Виды трудностей | Возможные причины | |
Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) | • Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) | |
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | • Недостаточная сформированность зрительного восприятия; • недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуля- ции; • трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) | |
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) | • индивидуальные особенности темпа деятельности |
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Сравните, выделите общее в процессах формирования навыков письма и чтения.
2.рассмотрите психофизиологическую структуру процесса пись- ма и, используя таблицу 1, спрогнозируйте трудности обучения при несформированности одной или нескольких познавательных функ- ций.
3.используя таблицу 2, спрогнозируйте трудности обучения чте-
нию при дефиците внимания и зрительного восприятия.
Рекомендуемая литература
Барт К. Трудности в обучении. раннее предупреждение. – М.: Академия, 2006.
Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/
развитие личности ребенка. – екатеринбург, у-Фактория, 2006.
Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана- граф, 2006.
Безруких М.М. Обучение письму. – екатеринбург, рама-паблишинг,
2009.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009.
Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиоло-
гия ребенка. – М.: изд-во НПО «МОДЭк», 2005.
Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. комплексная методика диагностики познавательно- го развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПи, 2007.
Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой – М.: Академкнига, 2002.
Королев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
Лекция 3
Методика оценки сформированности навыков письма и чтения* у школьников 1-го класса
Предлагаемая методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-х классов может быть альтернативной при оцен- ке соответствующих навыков. На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма и чтения, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов). Выявление причин трудностей навыков письма и чтения позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей. качественная и количественная оценка возникающих проблем письма и чтения, предложенная в методике, совместила лого- педический и традиционный педагогический подходы.
Качественные критерииучителю необходимы для индивидуальной оценки уровня сформированности навыков, выявления ведущих причин трудностей, построения коррекционной работы, выбора правильной методики обучения в дальнейшем. каждый компонент сформирован- ности навыка оценивается отдельно (по отдельным заданиям).
Количественные критериипозволяют учитывать особенности фор- мирования этих навыков у учащихся одного класса, параллели, школы, проводить сравнительные исследования в начале и конце учебного года, на начальном и заключительном этапах обучения и т.д. количественную оцен- ку рекомендуется использовать при решении исследовательских задач.
При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:
ü проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруд- нения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;
* Авторы представленной методики М.М. Безруких и О.Ю. крещенко.
ü не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;
ü не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («сейчас проверим... оценим...» и т.п.);
ü не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.