Камерный оркестр, эпиграф

Проспер Мериме новелла „ Кармен” 1845г.

Жорж Бизе опера „Кармен” 1874г.

А.Блок цикл стихотворений „Кармен” 1914г.

Жорж Бизе – Родион Щедрин сюита „Кармен” 1967г.

( Портреты писателей и композиторов, портрет Кармен).

Всякая женщина – зло,но

дважды бывает прекрасной:

Или на ложе любви,или

На смертном одре.

Древнегреческий поэт Vв.н.э.

Паллад Александр

Ход урока

Р.Щедрин. Кармен-сюита. Танец.

( танцует ученица).

Мелодии: та хороша,

А эта и прелестна….

Наверно, музыка-душа,

Чем нам и интересна!

Ее дыхание – в крови,

Чтоб грудь не задыхалась!

Ее страдания – в любви,

А мысль – в молчанье пауз…

Я думаю, что никого не оставит равнодушным музыка Щедрина, транскрипция оперы . Ж.. Бизе,так же, как не оставила нас равнодушными новелла Мериме.

А.Блок восклицал:

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Выходит целая цепочка истории рождения шедевра. Обратите внимание на годы написания произведения. Мериме вдохновил Ж.Бизе.Цикл стихотворений А.Блока навеян музыкальным образом Кармен, созданным французским композитором. И через столетие Р.Щедрин пишет сюиту. Тема одна, а разделяет людей временем, местом. Создан вечно женский образ цыган-

ки.

( на уроке назначаются консультанты по музыке и литературе).

Вопрос консультантам:

- В чем отличие видов искусства и жанров?

К цыганской народности обращались многие писатели. Это неслучайно: столь явно выделяется их самобытный характер. В последней главе Мериме дает краткую характеристику народности, которая дает нам возможность понять трагичность новеллы.

- Расскажите о происхождении цыган, их национальном своеобразии, занятиях

.

( Ученики читают стихотворения А.Блока).

Бушует снежная весна

Я отвожу глаза от книги…

О, страшный час, когда она.

Читая по руке Чуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне…

А голос пел: ценою жизни

Ты мне заплатишь за любовь!

- Верите ли вы в гадания?

- Почему Мериме упрекали за последнюю главу, говорили, что она не нужна, неплохо, но

сухо, резко и лишено развития. В некоторых изданиях ее и сейчас не пишут. Согласны

ли вы с этим?

( Эта глава свидетельствует о том, что для Мериме характер Кармен интересен не столько как женщины, а как цыгвнки; описывается история народности).

-Галерея женских образов… Одна из них Кармен. Какой она была?

( Зачитайте портрет).

„ В волосах у нее был большой букет жасмина, лепестки которого издают по вечерам одуряющий запах… я увидел, что она невысока ростом, молода, хороша и что у нее огромные глаза”.

- Почему встречается несколько портретов?

Ты – как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе.

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе.

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные дикие сны,

И твоя одичалая прелесть –

Как гитара, как бубен весны!

И приходишь ты в думах и грезах,

Как царица блаженных времен,

С головой , утопающей в розах,

Погруженная в сказочный сон.

В том раю тишина бездыханна.

Только в куще сплетенных ветвей

Дивный голос твой, низкий и странный

Славит бурю цыганских страстей.

- Красива ли Кармен? Дайте оценку писателя и вашу.

- А теперь продолжите фразу: Красивая женщина – это…

(Один из ответов – та женщина, которую любят).

- Охарактеризуйте образ Кармен, выскажите свое отношение к героине.

Мериме написал новеллу после поездки в Испанию. Неслучайно национальный колорит оперы и сюиты перекликается, пересыпается народной танцевальной музыкой.

- Какие же это танцы? ( Болеро, хабанера).

Звучит музыка. Р. Щедрин. Сюита. В. Болеро.

- Что вы узнали о творчестве Ж.Бизе?

( Ученик-консультант рассказывает, материал для ответа взят из книги „Энциклопедичес-

кий словарь юного музыканта”М.Педагогика.1985г. стр.110

Музыка Бизе пронизана солнечным светом юной природы, озарена сильными правдивыми чувствами. Героиней оперы стала работница табачной фабрики. Парижская публика, привыкшая видеть на сцене богов, знатных титулованных или мифических героев, была шокирована тем, что ей показали жизнь простых людей.На премьере разразился скандал, после чего опера была снята с репертуара.Не выдержав провала своего лучшего сочинения, композитор, который к тому времени был болен, тяжело занемог и через три месяца скончался, не дождавшись успеха „ Кармен”, вскоре начавшей победное шествие по сценам

мира.

- Звучит музыка Бизе ( вступление).

Ученик. В опере, сюите образ Кармен совершенно другой. Либреттисты Г.Мельяк и Л.Галевич вывели действие оперы из мрачных цыганских притонов и диких горных ущелий на улицы и площади, очень много народных сцен. Кармен – воровка и подстрекательница

убийц, какой она была у Мериме, стала воплощением вольнолюбия и женского обаяния.

Если в последней сцене новеллы на вопрос Хосе любила ли Кармен Лукаса, она отвечает:

„ Один миг, а теперь нет” то в опере Кармен восклицает:”Да, я люблю и за любовь умру!”

В опере появились новіе персонажи: тореадор Эскамильо и нежная Микаэла.

А. Блок неоднократно посещал петербургский театр музыкальной драмы. Партию Кармен исполняла талантливая оперная актриса Любовь Александровна Андреева-Дельмас.

Под впечатлением встречи и знакомства с певицей и оперой Ж.Бизе был написан цикл стихотворений. Среди записей поєта есть и такие:

„Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира…Вначале была музыка. Музыка – мое счастье”.

Бессмертная музыка вдохновила поэта. Данью преклонения перед творением Бизе явилась современная интерпретация оперной музыки в балете Р.Щедрина „Кармен”.

В нем музыіка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли Майе Плисецкой. Вы слушаете фрагменты сюиты Щедрина в исполнении камерного оркестра”Виртуозы Москвы”.

-Что вы можете сказать об исследовании ударных и струнных инструментов?

(Струнные инструменты создают самый красивый, выразительный и волнующий звук, а ударные подчеркивают ритм, придают звучанию силу, разнообразие музыкальных красок

Две резко контрастные звуковые сферы усиливают трагическое начало, ощущение фатального предопределения-„ судьбы-рока”. Эти звуковые массы взаимодействуют, взаимо-

проникая друг в друга)

- Мериме пишет в новелле, что у женщин и кошек есть обычай: они не идут, когда их зовут,

и приходят, когда их не звали.Когда же приходила Кармен к людям? Что несли с собой эти встречи?

- Если бы вы были композитором, в каком месте вы бы поместили тихую лирическую мелодию - адажио?

Звучит музыка Р.Щедрина. Тореро и Кармен.10.

( На фоне музыки звучат стихи).

Среди поклонников Кармен,

Спешащих пестрою толпою,

Ее зовущих за собой.

Один как тень у серых стен

Ночной таверны Пиллас-Пастья,

Молчит и сумрачно глядит,

Не ждет, не требует участья.

Когда же бубен зазвучит

И глухо зазвенят запястья,-

Он вспоминает дни весны,

Он средь бушующих созвучий

Глядит на стан ее певучий

И видит творческие сны.

- Как заканчивается новелла? Что было главной причиной трагедии?

О да, любовь вольна, как птица.

Да, все равно – я твой!

Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,

В очах, где грусть измен,

Весь бред моих страстей напрасных,

Моих ночей, Кармен.

В сцене гадания трагическое предчувствие, полное напряжение чувств.

- Музыка Р.Щедрина, 12. Гадание.

И все же сцена смерти Кармен проходит на фоне блестящего жизнерадостного марша, интонациям которого отвечают нежные фразы струнных инструментов.Ни мрачного мотива,

Ни траурных созвучий в музыке не появляется. Ведь трагическое и светлое переплетается в жизни так неразрывно!

- Музыка Ж.Бизе. Последняя сцена: диалог с Кармен.

- Р.Щедрин.13.Финал.

Все- музыка и свет: нет счастья, нет измен…

Мелодией одной звучат печаль и радость…

- Выразил ли Мериме подобранным эпиграфом идею своего произведения?

( Учащиеся затрудняются ответить – нелегко спорить с афоризмом Паллада, но эти слова не так далеки от истины ).

П.Чайковский писал: „Кармен” – одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Я убежден, что „Кармен” будет самой популярной оперой в мире.

И действительно, опера и сейчас радует зрителей.

Ученица читает свое стихотворение:

Вольный вы народ, цыгане

Я цыганкой стать хочу.

В мыслях с вами я лечу

Я пою в кострах, в тумане.

Темный волос, черный глаз,

Томный голос у костра.

Жизнь – веселье, каждый час.

Кармен – цыганская сестра.

Кармен – ты образец противоречий,

Красивая, ужасная, необьяснимая,

Тебя я никогда не встречу –

Ведь в прошлый век дорога длинная.

В каждом из нас есть что-то от этой женщины: независимость, страсть, любовь, образ жизни, который иногда ставит нас на ложный путь-„ Я сам такой, Кармен!”

А.Блок заканчивает свой цикл стихотворений:

Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо.

К созвездиям иным, не ведая орбит

И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,

Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!

И в зареве его – твоя безумная младость

Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен.

Мелодией единой звучит печаль и радость,

Но я люблю тебя: сам я такой, Кармен.

А у Прекрасного нет ни времени, ни границ, оно бесконечно!

Словарь к уроку: новелла, цикл стихотворений, опера, либретто, сюита, увертюра,

Болеро, тореадор, хабанера, хитана, калес, мантилья, транскрипция,

Камерный оркестр, эпиграф.

Урок – открытие

„ Для прекрасного нет ни границ, ни времени”

Наши рекомендации