Советы по проведению основной части смены
Задачи:
1. Моделирование ситуации успеха.
2. Предоставление свободы выбора.
3. Создание положительного эмоционального настроя.
4. Создание условий для активности ребенка.
5. Поддержание положительного эмоционального настроя.
6. Организация взаимодействия.
7. Поддержание групповых норм.
Предлагаемые формы работы:
1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.
2. Совместное планирование, проведение дел.
3. Организация равноправного диалога с детьми.
4. Совместное обсуждение возникающих проблем.
Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:
· ознакомление - включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы .
· привлечение - включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских : прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.
· погружение - включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления). организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники).
· закрепление - включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).
· передача опыта - включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала - ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.)
Период сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.
Для этого необходимы:
· Забота друг о друге.
· Реализация ребенка через общественные отношения.
· Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
· Налаживаются основы соуправления.
· Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
· Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
· Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).
Период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.
Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:
· Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
· Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
· Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
· Способствовать успеху деятельности.
Период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.
Для этого необходимо:
· Укрепить единство в отряде.
· Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.
· Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой, подчеркивающей единство отряда.
Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач:
· формирование временного коллектива;
· психологический климат в отряде;
· выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.
Период делового сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.
Задачи делового сотрудничества:
· Включение ребенка в различные виды деятельности
· Обеспечение реализации программы смены
· Предоставление возможности для творческой и лидерской самореализации
· Помощь в решении личных проблем
· Организация совместной деятельности.
· Создание для разностороннего проявления личности.
· Получение социального опыта, обогащение новыми знаниями, умениями и навыками
Период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.
Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:
· Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
· Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
· Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
· Способствовать успеху деятельности.
Период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.
Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.
Отрядные дела (примеры):
· Работа по творческим группам.
· Привлечение детей к различным видам деятельности.
· Стимулирование и мотивация.
· Участие в дружинных делах.
· Участие детей в Советах лагеря.
· Подготовка к дружинным делам.
· Дела детских творческих групп.
· Спортивные игры.
· Межотрядные игры.
· Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение', 'Яйца' и др.).
· Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
· Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
· Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
· Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
· Творческое дежурство.
· Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
· Тематические дни (День Тайного Друга, День Дурака, День Самоуправления, День Любви и др.).
Аналитическая деятельность.
Особое внимание в основной период необходимо уделить аналитической деятельности.
Что изучаем:
· Поведение
· Коммуникабельность
· Лидерские качества
· Эмоциональное состояние ( перед родительскими днями и после них)
· Состояние здоровья
· Микроклимат в коллективе
· Изучение референтных (комфортных) групп
Как изучаем:
· Свечки, Костры, Огоньки, Орлятский круг
· Личные дневники
· Цветопись
· Наблюдения
· Тесты
· Анкеты
· Беседы
· Подведение итогов дня
· Анализ проведенного дела
· Живые анкеты
· Социометрия и т.д.
В деятельности лагеря особое внимание должно уделяться такому методу, как игре. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. Лишь недавно слово "игра" перестало ассоциироваться только с развлекательностью, и как равноправное слагаемое вошло во многие серьезные словосочетания. Математические, развивающие, компьютерные, познавательные, деловые игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.
В игре развивается умение принимать решение, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети и подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности.
Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.
Особый смысл в деятельности загородных центров приобретают коллективные дела. Здесь выбор дел происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы - их ребята называют сами. Исходя из собственных интересов и желаний самореализоваться. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого члена отряда. Коллективные дела в рамках отряда - это не только момент самореализации, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения.
Столь же важной для загородного центра является ролевая игра. Ведь ни в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети не могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но и является обязательным условием свободы самовыражения, самореализации, полного освобождения от привычного стереотипа.
Cюжетно - ролевая игра имеет значение для развития способности к эмпатии. Наиболее ценными и привлекательными качествами сюжетно-ролевой игры является гибкость и пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного возраста.
Когда сюжетно-ролевая игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих чувств детьми. Играя роль другого, и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.
Как показывает практика, почти все дети с энтузиазмом принимают участие в сюжетно-ролевой игре. Она является, по существу, "школой эмоций", доступной для всех детей. Для построения сюжетно-ролевой игры мы определили следующие принципы:
· Прежде, чем приступить к обучению детей стратегии решения проблем, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные умения.
· Новые понятия должны вводиться в контексте знакомого содержания.
· Содержание программы игры должно отражать межличностные, а не предметные отношения.
· В центре внимания должно быть овладение общепринятыми гуманистическими понятиями в межличностных отношениях.
· Следует формировать привычку искать решения, учитывая его потенциальные последствия, а не только абсолютные достоинства.
· Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.
Задачи, которые мы положили в основу сюжетно-ролевой игры, сформулированы так:
· научить детей анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей;
· научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми;
· развивать способности детей справляться с межличностными проблемами путем овладения следующими умениями:
1. выделять проблемы,
2. сформулировать альтернативные решения,
3. предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив (для всех участвующих лиц);
· прививать детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.
Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в загородном центре. Можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.
Виды деятельности
1. Интеллектуальная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: учеба, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты.)
2. Практическая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки.)
3. Художественная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация.)
4. Спортивно-оздоровительная (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: купание, прогулки, спорт, туризм.)
5. Досуговая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность: игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество.)
Обращаясь к теоретическому материалу, мы видим, что учет социально-психологических свойств детей в загородном центре, их быструю восприимчивость к новому, интересному, способность полностью отдаваться делу приводит к самому главному выводу - необходимо помочь им выбрать правильно и полно виды деятельности, чтобы проявить свою активность в выборе форм досуга, способствующих решению определенных детских проблем, развивать свои творческие способности, приобрести опыт коммуникативного поведения в досуге. Происходит это на основе грамотного объединения детей в досуговые общности, выделения групп, организующих свое досуговое поведение не похожее на то, что делается в других группах (отрядах, коллективах), но в то же время объединенных единой целью и направленностью на различную творческую деятельность.
Таким образом данная методика позволяет обратиться к непосредственно ребенку с тем, чтобы он правильно определил свое место в системе социальных отношений с окружающими.
Итак, что же должен сделать вожатый за это время…
· Поддерживание работы временного коллектива - Итак, прошли первые дни смены. Планы скорректированы, созданы микрогруппы, смена “началась”. И целью вожатого становится поддержание работы отряда. Другими словами – вы “ведете” своих ребят по смене согласно Вашему плану, поддерживая по необходимости интерес отряда. Здесь главное – внимательны анализ Вашей работы. Что прошло хорошо, какие мероприятия наиболее интересны, чего не хватает, как ребята реагируют. Важно, также, получение “обратной связи” от ребят и своевременное корректирование работы.
· Решение проблем - Какой бы дружной и доброжелательной ни была обстановка в вашем отряде, проблемы будут возникать. Важнейшей задачей основного периода для Вас станет вовремя отслеживать возникающие проблемы и конфликты и решать их. Имеется в виду и межличностные отношения ребят в отряде, и групповые отношения, и личные проблемы ребенка, и проблемы бытовые и многое другое.
· Ведение смены - У каждой смены есть “идея”, некая общая направленность. Исходя из неё, Вы ведете свою работу, поэтапно продвигаясь по плану смены. Не рекомендуется делать “резкие повороты”, кардинально менять идеи смены.
Глава 16.
Заключительный период
Заключительный (итоговый) период смены
Итак, смена подошла к концу... Как же с этим смириться?
Цель - подведение итогов смены, адаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).
Задачи:
· коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК
· самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка
· создание условий для конструктивного расставания
· определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
· эмоциональная стабилизация
· подготовка лагеря к следующей смене
Для ребенка важно
· Не потерять новых друзей в городе
· Оценили труд ребенка
· Обогащение личного багажа знаний
· Услышать как можно больше теплых слов
· Возможность выразить свою оценку смены
Для вожатого важно
· Подведение итогов смены с детьми
· Анализ смены с напарником
· Планы на будущее
· Оформление итогов
· Настрой детей на лирический, но оптимистический лад
Возможные отрядные и дружинные дела:
· Отрядный огонек
· Анкетирование.
· Костер.
· Дружинное братание.
· Награждение детей по номинациям в отрядах.
· Музыкальные вечера.
· Гала-концерт.
· Прощальный огонек "Звездопад"
· отрядный костер (то же, что и "Прощальный огонек")
· прочтение и анализ письма себе на конец смены
· прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием
· оформление общей выставки отряда
· КТД "Скоро лагерю, скажем "прощай"
· прогулки по любимым местам
· прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», ЛЗС
· Бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
· Прощальный вечер в лагере
· Итоговый сбор отряда
· Линейка закрытия смены
· Общелагерная игра "Скоро лагерю мы скажем "Прощай!"
· Детский общелагерный концерт
· Вожатский концерт (во многих вожатских коллективах с традициями существует поверье, что если ВК не удался, то значит и вожатский коллектив не сложился, а значит и смена не удалась, поэтому в таких вожатских коллективах отношение к ВК почти мистическое, и это имеет под собой свой смысл)
· Итоговые огоньки.
· Итоговый сбор отряда с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
· и другое...
Главное в этот период - как можно больше внимания уделять ребятам, правильно подвести итоги смены, никого (даже оболтусов) не забыв при этом похвалить. Дети должны почувствовать поддержку, тепло и любовь со стороны вожатых. И тогда им захочется возвращаться снова и снова.
Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
· обмен адресами для переписки
· договор о встрече
· беседа «Что вы будете делать после лагеря»
· индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере
· можно раздать сценарии дел или дать их переписать
· Подготовка лагеря к следующей смене
· уборка территории и помещений
· помощь вожатым в изготовлении визиток
· написание вожатым писем-отзывов о его работе
· пожелания на будущее (Можно читать только после отъезда детей. Можно написать звуковое письмо.)
Критерии успешности:
· нежелание уезжать из лагеря
· желание сохранить среду общения
· желание перенести то, чему научились в лагере, на свой ПДК
Итак, что же должен сделать вожатый за это время…
· Логическое завершение работы на смене
· Подведение итогов
· Создание атмосферы “завершения”
· Завершение дел с администрацией и хозяйственными службами
Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребенок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят в этот период нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены потребуется максимальное обеспечение положительной эмоциональной окрашенности заключительных дней смены.
В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, они становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость четко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива внимательного отбора содержательной организационной программы, которое соответствовало бы потребностям и стремлениям детей, с использованием оригинальных, интересных форм работы.
В заключительный период смены можно использовать работу с детским. Предоставление старшеклассникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в лагере позволяет возложить ответственность за все действия участников смены на них самих. Создание творческих групп и их совместная работа с педагогами наполняют заключительные дни смены различными делами.
В содержательно-смысловом плане заключительного этапа смены требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов деятельности в период смены. Чтобы правильно проанализировать свои поступки, ребёнку необходима помощь со стороны педагога.
Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программой смены. Эта задача решается с помощью предъявляемой позиции педагогов, в которой на первый план выдвигаются ценности, отвечающие целевым ориентирам программы, и со временем приводящих к интересным результатам. Особое внимание следует уделить основным традициям лагеря. Поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменами.
Предпоследний день
Особенные мероприятия (не обязательно все):
· Сбор вещей - раздать потерянное, помочь собраться ...
· Прощальный концерт - бывает чисто вожатский, бывает лучшие номера смены, хорошо бы выйти всем отрядом на сцену(правда это всегда хорошо).
· Дискотека
· Костёр
· Свечка - есть много форм финальных свечек (помпоны, паутинка, расскажи мне обо мне, 3 свечи ...) - их стоит посмотреть
· Обратная связь - заборинки
· Награждения, номинации, медали ...
· Фото за смену (диски, ролик об отряде ..)
· Тренинги (если отряд готов к ним)
Проблемы:
· Воровство (Завтра уедем) - не снижать бдительность, попросить ценные вещи убрать поглубже ...(Это может быть как в своём отряде, так и в соседнем ...)
· Королевская ночь - объяснить что это глупо и гадко и нам же завтра убираться, а на пасту бывает аллергия, измотать, заменить чем-то другим(позитивным, интересным) ... По возможности отложить отбой на попозже.
Последний день
Много организационных моментов:
· Уборка (Сюда приедут другие ребята и надо, чтоб им было хорошо).
· Сбор вещей
· Поездка в автобусе
· Прощание (Кто-то может остаться в лагере, кто-то уезжает).
· За кем-то приедут родители (И надо получить от начальства инструкцию, как мы отпускаем детей - бумаги ...)
· Подумать, чем заняться в автобусе ...
Мероприятия, как правила вставить некуда(обычно уезжают где-то в первой половине дня и всё время уходит на уборку, сборы(А у вожатых забот ещё больше). Т.ч. хорошо ложится "Обратная связь" - заборинки, как занятие для не занятых. Также уже собранные с вещами можно устроить орлятские круги - петь песни. Можно подумать, что делать в автобусе ... Если время есть, то можно во что-то спокойное поиграть.
Последний день возможно не стоит нагружать "истеричными" мероприятиями(как впрочем и предпоследний перегружать ими. Всё спокойно, всё с улыбкой. В последний день в лагере нет особой программы. Идёт сдача имущества уборка и сдача корпусов, территорий. И это снижает романтический пафос.
Желательно провести все необходимые дела дружно и оперативно. А затем, переодевшись, поставить вещи вкруговую, собраться на прощальный круг. Тут время вспомнить самые интересные дни и часы, найти доброе слово о каждом, поблагодарить, обменяться адресами, оставить свои автографы там, где положено, спеть песни.
Постарайтесь сделать так, чтобы дети вспомнили веселые моменты сезона, попели веселые песенки, поиграли в игры в автобусе, главное – чтобы не было слез.
А в последние минуты перед расставанием положить на руку вожатого свои руки и сказать хором: «До новых встреч! До будущего лета!»
Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться ("Вот уже и окончание смены!"), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатый ослабляет требовательность, пытаются завершить все, что не успели в "свободной" жизни.
Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:
· работать по намеченному ранее плану;
· стремиться, не нарушать режим дня;
· ограничить свободное время детей и подростков;
· стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребёнка;
· не давать возможности скучать;
· не выпускать из поля зрения ни одного ребёнка;
· продумать программу прощального вечера;
· четко планировать каждый рабочий момент.
За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. Помечтайте вместе о будущих встречах, о планах на год.
В "Королевскую ночь" (так иногда называют последнюю ночь в лагере), ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию. Соберитесь все вместе на прощальную свечу или костер, вспомните о былом, помечтайте о будущем.
В последний день дети после утреннего туалета собирают свои вещи, постельное бельё и убирают в своих комнатах.
Перед отъездом детей из лагеря Вам необходимо провести ряд организационных моментов.
1. Составить списки детей на отъезд.
2. Собрать с детей весь инвентарь (канцелярские и спортивные товары).
3. Сдайте все книги в библиотеку.
4. Помогите ребятам собрать все их личные вещи, проследите, чтобы дети ничего не забыли.
5. Помогать детям, упаковать сувениры, которые они везут домой.
6. Проследите, чтоб не осталось мусора в комнатах, чтоб мебель была целой, а обои не исписаны.
7. Выдайте им их ценные вещи и остатки их личных денег.
8. Соберите постельное белье и сдайте его.
9. Организуйте выход всех ребят одновременно, помогите малышам нести вещи.
10. Проверьте, все ли сели в автобус, все ли погрузили свои вещи.
Соответственно:
· спокойно соберите белье по палатам, просчитайте, сдайте;
· уберите палаты, оставьте их чистыми и в порядке;
· проверьте, все ли свои вещи собрали дети;
· напомните ребятам о том, как себя вести в автобусе, что нельзя открывать окна, бросать бутылки, огрызки;
· напомните о том, что перед уходом с родителями необходимо об этом предупредить вожатого.
Разместив детские вещи, рассадив детей в автобусе, вожатый:
· считает детей, проверяет списочный состав;
· убеждается в разумной посадке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспорте;
· докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.
Важно правильно организовать отъезд из оздоровительного лагеря. По приезду из лагеря дети передаются непосредственно только родителям или лицам, их заменяющим. В случае неявки таковых необходимо сообщить об этом старшему вожатому или директору.
Только тогда, когда каждый ребенок встретится со своими родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оздоровительном лагере.
Глава 17.
Игры
Человек есть “человек играющий”, homo ludens.
ИГРА - Один из видов деятельности человека. Игру можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.