Тема № 29. Замена темы в тексте местоимением или синонимичным выражением. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы в тексте.
2. Цель:сформировать и развить умения и навыки использования научной литературы по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции;
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
-способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов по специальности;
Студент должен уметь:
-научить извлекать из текста необходимую информацию, описывать ее, обобщать и интерпретировать с целью использования в процессе учебно-профессионального общения;
4. Основные вопросы темы:
1. Научно-учебные заголовки.
2. Выполнение упражнений по пройденной теме.
Тема как предмет или явление, которое рассматривается в тексте. Текст обладает смысловой и структурной завершенностью, связностью всех его информативных частей. Смысловая связность текста обусловлена единством его содержания – ТЕМОЙ. Тема скрепляет текст. Тема имеет две стороны: а) внешнюю – наименование или название, посредством которого обозначается данный объект и аспект его рассмотрения (например, «НАЗВАНИЕ ТЕКСТА»); б) внутреннюю комплекс содержательных характеристик объекта в аспекте рассмотрения, исчерпывающих представления о нем, т.е. само содержание текста, раскрывающее название темы. Слово-тема в предложениях текста может быть заменено ме- стоимениями, синонимами, словами с общим родовым значением.
5. Методы обучения и преподавания:работа с текстом,работа вмалых группах, ситуационная задача.
1. Работа с текстом.Прочитайте текст. Определите типы предложений. Укажите смысловые отношения между частями сложных предложений. По выбору произведите синтаксический разбор.
Мир микробов поистине огромен. В настоящее время ученым известно свыше двух с половиной тысяч видов различных бактерий, кокков, простейших, грибков, вирусов. Невозможно даже представить, сколько их обитает в биосфере.
Микроорганизмы можно найти повсюду, где есть жизнь. Издавна люди привыкли бояться бактерий и вызываемых ими заболеваний, так как в сознании каждого человека слово «микроб» имело только один синоним – «враг».
Однако многие из них могут быть и друзьями. В своей многовековой эволюции они приобрели и свойства, весьма полезные для человека.
Известно, что микробы появились на Земле за миллионы и миллиарды лет до человека, что способность их к размножению колоссальна, что мир их необъятен, что они населяют почву, воду, воздух, живые организмы. Есть и полезные микробы, необходимые для нормальной жизнедеятельности.
Если рассмотреть в микроскоп зубной налет, в нем окажутся микробы самой разнообразной формы: и палочки, и кокки, и спириллы. Однако не надо этого страшиться, так как микробы, обитатели полости рта, не болезнетворны. Без участия микроорганизмов не обходится ни один процесс в природе. Без них не испечешь хлеб, не сваришь пиво, не сквасишь молоко.
Микробы вносят важный вклад и в сохранение окружающей нас биосферы, ускоряя процессы гниения, а это способствует очищению не только земли, но и воздуха. Ученые считают, что многие микроорганизмы – активные участники формирования пока еще мало известных ресурсов полезных ископаемых на дне морей и океанов.
Бактерии и вирусы – надежные защитники урожая, они оберегают растения от многих болезней, предотвращают разрушение посевов и пищевых продуктов. Бактерии-друзья могут производить в промышленных установках витамин В12, вырабатывать аскорбиновую кислоту, антибиотики. Помимо антибиотиков, в аптеках можно купить немало других лекарств, над которыми “поработали” микробы. Итак, можно смело утверждать, что многие микробы приносят человеку неоценимую пользу.
Задания к тексту. Озаглавьте текст. Определите тип текста.
Задание 1. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.
Микроб, бактерия, кокк, простейшие, микроскоп, грибок, микроорганизм, эволюция, зубной налёт, спириллы, полость рта, гниение, очищение, аскорбиновая кислота, антибиотики, лекарство.
2. Работа с текстом. Прочитайте текст.
Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык. Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа – собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570–526 гг. до н. э. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп. Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа. В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е. о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту. Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV века до н.э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке. Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается. Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения 25 разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать. Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен. Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сю- жеты у Эзопа, изложил их по-гречески в стихотворной форме. Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И. А. Крылова.
Задания к тексту. Ответьте одним предложением на вопрос: 1. «О чем говорится в прочитанном вами тексте?» 2. Найдите в тексте слова, в которых выражена смысловая нагрузка текста. 3. Озаглавьте текст и объясните выбор заголовка. 4. Ознакомьтесь с грамматической справкой о тексте. Что нового вы узнали? 5. Найдите в тексте слова, имеющие синонимические теме значения. 6. Выписать из текста выделенные слова и записать их значения в блокнот-глоссарий.
3. Работа в малых группах. Составьте диалог по тексту.
4. Ситуационная задача.1.Что такое «заголовок»? 2.Можно ли подобрать синонимичный заголовок к научно-учебному тексту? Аргументируйте свой ответ.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)