Редактирование текста-описания
• Знакомство с текстом.(Текст записан на доске. Учитель-
логопед выставляет предметную картину «Лиса».)
Лиса — небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У лисы короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.
— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3учениками.)
• Анализ текста
— Докажите, что это текст.
— Определите тему текста. [Текст о лисе.)
«Текст»
15-16 занятие
— Определите основную мысль текста. {Описание лисы.)
— Определите тип текста. (Текст-описание.) Докажите.
— Как строится текст-описание? Назовите части текста-
описания.
— Выделены ли в тексте части?
— Озаглавьте текст. (Лиса.) (Запись заголовка текста в те
традь, на доске.)
• Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые средства связи
^Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)
— Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.
— Давайте отредактируем этот текст. Что значит редакти
ровать текст? (Редактировать — значит проверять, исправ
лять текст.)
— Выделите общий признак предмета. Прочитайте пер
вую часть.
— Прочитайте, как описывается каждая часть животно
го? (Тело, ноги, мордочка.)
— Найдите речевую ошибку в назывании частей тела.
(У лисы не ноги, а лапы.)
Отредактируйте предложение.
— Все ли признаки внешнего облика лисы перечислены
или что-то существенное пропущено? (Не описывается хвост
лисы.)
— Составьте предложение. (У лисы большой пушистый
хвост.)
— После какого предложения уместно вставить это предло
жение? Почему? (На хвосте тоже рыжая шерсть.)
— Значит, предложение будет третьим.
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Прочитайте последнее предложение. Итогом текста
должна быть оценка предмета. Оценивает ли это предложе
ние животное?
— Придумайте заключительное предложение. (Лиса —
красивое животное.)
— Прочитайте третью часть.
— Прочитайте текст еще раз. Проанализируйте средства
связи. (Есть повторяющиеся слова.)
— Каким словом можно заменить слово лиса (Ее, лисица,
зверек.) (Учитель-логопед записывает синонимы на доске.)
— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учени
ками.)
Образец отредактированного текста:
ЛИСА
Лиса — небольшой зверь.
Тело ее покрыто густой рыжей шерстью. У лисицы большой 11ушистый хвост. У зверька короткие лапы и острая хитрая мордочка.
Лиса — красивое животное.
• Запись отредактированного текста. Обобщение
— Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую
часть?
— Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индиви
дуальная помощь учителя-логопеда.)
«Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело "просит" проверки». (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)
Проверка, чтение записанных текстов. (1—2 ученика.) Учитель-логопед анализирует, редактирует тексты.
— Прочитайте первоначальный вариант текста.
— Прочитайте окончательный вариант рассказа.
— Сравните варианты текста. Какой Вам нравится боль
ше? Объясните свой ответ.
4. физкультминутка У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост. Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. Скачет зайка косой |
Показываем руками, какой у лисы острый нос, имитируем ее походку Движение рук в стороны, назад «Оглаживаем» воображаемый хвост, бока
Указательный и средний пальцы правой руки вверх остальные выпрямить и соединить
Под высокой сосной |
Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены
Под другою сосной Скачет зайка второй. |
«Текст»
Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены
Указательный и средний пальцы левой руки ёерх, остальные выпрямить и соединить