Характеристика возрастных возможностей. Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир людей
Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир людей, осваивает взаимосвязи в социальном мире.
Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, но и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.
В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществляются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все, что способствует общности детей, выполняющих совместную деятельность. С возрастом общение приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником. К 7 годам ребенок выделяет личностные особенности сверстника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т.д.).
У детей, если они вместе провели несколько лет, возникает достаточно спло-| ченное детское общество. Существенно увеличивается по сравнению с младшими дошкольниками интенсивность и широта круга общения. Возрастает устойчивость игровых объединений, их средняя величина достигает 3—4 человек, иногда,! особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по 8—9 человек.
У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование. Аргументы, применяемые
и хтя обоснования предложений, просьб, оценок, становятся более совер-ленными по своему содержанию.
У детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских сношениях со сверстниками. Оценки, которые дети дают сверстникам, имеют аолее обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастно-ли старших дошкольников к жизни группы детского сада («Дружит со всеми», «Хорошие советы дает, если дети поссорятся», «Заступается, если кого-то оби-ьлют»).
Этические мерки, формирующиеся у ребенка в результате усвоения норм и ."фавил поведения и отражающие его отношение к универсальным человечес-юш ценностям, он применяет не только к собственной личности.
Ребенок становится более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого, у старшего дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.
В старшем дошкольном возрасте ребенок чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети прежде всего оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самих себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.
На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суждения о себе становятся более полными, детализированными, развернутыми. Ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Олег меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»). К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование — осознание своего социального «я» и появление на этой основе внутренней позиции — понимание ребенком разного отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.
Образовательная область «Социализация»
Образовательные задачи
Шестой год жизни:
— воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам;
— развивать умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками), с новым ребенком в группе детского сада и др.;
— создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);
— воспитывать трудолюбие и ответственность (стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, доводить начатое дело до конца);
— обогащать представления о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений.
— создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности;
— обеспечивать право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;
— развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, при оценках своих и чужих поступков выделять особенности другого человека и самого себя:
— подводить к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;
— способствовать освоению норм и правил жизни в обществе, группе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно»;
— помогать осознавать себя членом детского общества, усваивать правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, предметами, материалами), в праве на обособление в игре, выбор партнера, первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эти кубики»), на собственность («Это моя кукла — я из дома принесла»), объяснить необратимость закона дарения, учить прислушиваться к предложениям и советам других детей, уметь уступать;
— обучать элементарным правилам этикета, задавать этически ценные образцы общения («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «до свидания», «до завтра», «благодарю вас», «спасибо», «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.);
— поддерживать в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства; способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств, всем своим видом давать ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи.
Седьмой год жизни:
— способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну);
— воспитывать положительное отношение к окружающим, терпимость (толерантность) к детям и взрослым (независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста), уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, умение цивилизованно возражать, убеждать и т.д.;
— развивать инициативу в общении со взрослыми, расширять круг общения, формировать способы контактов с малознакомыми людьми: персоналом детского сада (воспитателем другой группы, заведующим, медсестрой
и др.), гостями (например, учителями соседней школы), готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддержать тему разговора, отзываться на просьбу, предложение;
— помогать распознавать переживания близких взрослых и сверстников (радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, гнев, злость), понимать причину изменения настроения, видеть связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состоянием;
— способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим;
— развивать коммуникативные умения и социальные навыки, высказывая просьбы, предложения, давая поручения, называть другого человека по имени, смотреть в лицо;
— быть способным принять точку зрения другого человека, посмотреть на себя со стороны, выбрать приемлемую в данной ситуации линию поведения;
— обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада: разрешать возникающие конфликты путем переговоров, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций;
— воспитывать умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям («Я рад», «Мне весело», «Я огорчен», «Мне страшно» и т.д.);
— учить использовать социально приемлемые способы выражения негативных эмоций;
— чувствовать отношение к себе окружающих;
— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, поддерживать уверенность в себе («Я могу!»), потребность в признании окружающими людьми («Я хороший!») и в проявлении самостоятельности;
— помогать ребенку анализировать и адекватно оценивать свои возможности в различных видах деятельности («Умею интересно играть, но не очень хорошо танцую» и т.д.);
— способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения дома (знать, к каким вещам в доме запрещено прикасаться), на улице, в общественных местах, знать, как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре, если гроза застанет на улице, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения).
Все основные задачи по социализации детей решаются и в других разделах Программы. Такая интеграция способствует более полному пониманию ребенком важных социальных явлений, общечеловеческих ценностей, лежащих в основе этически ценных взаимоотношений, социально принятых норм и правил *изни в обществе и группе детского сада. Интеграция содержания разных ви-:ов детской деятельности особенно ценна и для осознания ребенком собственного существования в социальном мире, своего места в системе отношений с жружающими взрослыми и сверстниками.
Содержание психолого-педагогической работы
Как и в предыдущие возрастные периоды, в основе всей работы по социальному развитию лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к
взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир людей — взрослых и сверстников, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театральной (инсценировках сказок, представлениях кукольного. теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье.
Для развития интереса к миру людей и обогащения представлений о социальной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок. прогулки и экскурсии, демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых видеофильмов с детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках.
Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с семейными традициями, преданиями, интересными судьбами, случаями из жизни, хранящимися в семье почетными грамотами, военными орденами и медалями, наградами и памятными знаками, привлекать их к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих традиции (предпочтения, интересы, увлечения) семьи, ее историю. Желательно напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семьи.
Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста, рассматривая с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родными (цвет волос, глаз), а также рассказывать о своей работе. объяснять, где и кем они работают, как важен их труд.
Дети старшего дошкольного возраста могут знать имена-отчества не только родителей, но также дедушек и бабушек, знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра), понимать родственные отношения: дети — родители (мама, папа — сын. дочь, бабушка и дедушка — родители мамы или папы ребенка), бабушка и дедушка — внук, внучка, брат — сестра (дядя или тетя — брат или сестра мамы или папы). Инициировать проявления ребенком уважительного отношения к близким, желания радовать старших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительного отношения к труду и занятиям других членов семьи. У детей седьмого года жизни можно сформировать элементарные представления о родословной как об истории семьи и народной традиции, характерной для народов России, а также интерес к созданию образа своей семьи.
Важно обсуждать с детьми, как по-разному живут люди в России, какие события происходят в разных регионах, как люди помогают друг другу, давать представление о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей, в какой поддержке они нуждаются, о жизни людей в разных странах земного шара, об их желании жить в мире.
Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия. Необходимо
поддерживать у ребенка стремление выполнять просьбы взрослого, других детей, :гкликаться на их предложения.
Важно использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.
Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное состояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных ситуациях (когда кого-либо из детей не приняли в игру, дали самую неинтересную роль, наименее привлекательную игрушку), важно обучать ребенка определению связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием, пониманию такой модели рассуждений («Можно так сделать — будет хорошо другому и радостно мне», «Этого делать нельзя, потому что огорчится другой человек и будет неприятно мне»), формированию не только понимания, но и умения действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».
Для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, раз-зивающие гибкое социальное поведение:
— умение общаться с детьми разного пола и возраста, доброжелательно, с особым вниманием общаться с новым ребенком в группе детского сада, ребенком — гостем дома;
— расширение круга общения со взрослыми, формирование способов контактов с малознакомыми людьми (воспитатель другой группы, заведующий, методист, психолог, гости детского сада, родители кого-либо из сверстников);
— развитие стремления по собственной инициативе здороваться, прощаться, благодарить взрослого, сверстника, использовать различные варианты обращений («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «всего доброго», «до встречи», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.);
— установление контакта с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, пантомимика): тактично, с уважением обращаться с предложениями, вопросами, просьбами, внимательно выслушивать ответ, в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека, приветливо улыбаться, доброжелательно предлагать свою помощь другим;
— умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и советам других детей;
— стремление понять другого человека, помочь, если он устал или плохо себя чувствует, пожалеть близких взрослых и сверстников, которые чем-то огорчены, обижены, отнестись с вниманием, позаботиться о больном человеке;
— умение проявить чувство собственного достоинства, защитить себя, когда сверстник, а в ряде случаев и взрослый, кричит, разговаривает насмешливо, категорично командует;
— умение общаться с детьми-лидерами, использующими свою способность повлиять на другого для достижения эгоистических, корыстных целей (получение наиболее привлекательных игрушек, ролей и т.д.), способность отказывать, противостоять давлению, нажиму со стороны более активных
сверстников с помощью социально принятых форм общения (вопросы: «Почему ты так поступаешь? Почему я должен тебе это отдать?», уговоры: «Давай по-доброму играть!», объяснений: «Мне хочется порисовать, поиграй с другими детьми, пожалуйста...»);
— способность почувствовать противоречия в способах общения и характере отношения к людям (например, ребенок в игре разговаривает мягким тоном, использует «волшебные» слова — «спасибо», «пожалуйста», выражает положительные оценки в адрес другого — «молодец», «здорово», но при этом осуществляет только свой замысел и не позволяет никому изменить сюжет, внести новые элементы в постройку. — «Это ты хорошо придумал, но пока этого нам не надо», — говорит он);
— умение прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние («Я рад». «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т.д.);
— способность открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные.
В формировании предстаатения о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (воспитателя, членов семьи). Она зависит от социально-психологической компетентности воспитателя, его умения понять ребенка, стремления находить хорошее в поведении, возможности «предвидеть» эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки.
Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, приобретенная в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми.
Произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные виды игр, в том числе — режиссерская. В ней ребенок вмещает в свое «я» множество разных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков.
Для развития у ребенка уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства необходимо, чтобы взрослый всем своим поведением показывал, что он понимает ребенка и готов порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогают поддерживать в ребенке самоуважение, являются предпосылкой для самовыражения и личностного роста, способствуют развитию стремления к выражению своей истинно человеческой сущности (проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма).
Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми, и родителей.
Достижения в развитии общения и отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также в становлении образа самого себя и отношения к себе концентрируются в такой комплексной базисной характеристике личности, как социальная компетентность, или зрелость.
Сюжетно-ролевая игра (досуговая игра)
Образовательные задачи
Шестой год жизни: создавать условия для свободной самодеятельной сюжетно-ролевой игры, обогащая ее содержание, сюжет и роли путем расширения жизненного опыта детей, их кругозора, интереса к социальному миру, разнообразных знаний о нем;
поддерживать детскую инициативу в игре, обеспечивать свободу игрового творчества и корректировать нежелательные в воспитательном отношении повороты сюжета игры;
поддерживать стремление следовать логике разыгрываемой роли, подчиняясь внутренним правилам, вытекающим из ее особенностей; развивать и поддерживать гибкость ролевого поведения (умение придумать и тут же реализовать роль в новой игровой ситуации, менять ее при необходимости по ходу развития сюжета, сообщая об этом партнерам по игре); поддерживать индивидуальную и совместную режиссерскую игру, в которой дети в условной форме, используя готовые фигурки, предметы-заместители, отображают события, знакомые им из самых разных источников (сказки, фильмы, бытовые события и т.д.);
в рамках организованных сюжетно-ролевых игр показывать возможности комбинирования разных сюжетов в один и разделения обшей сюжетной линии на самостоятельные сюжеты, т.е. помочь приобрести опыт построения более сложных игр;
- способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;
- помогать самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты;
- формировать умение договариваться о сюжете игры, распределять роли, привлекая других детей, создавать необходимую игровую среду;
- инициировать наделение нужным игровым значением любых предметов и игрушек в смысловом поле игры, обобщать игровые действия в слове, переносить их во внутренний воображаемый план (игровое фантазирование);
- поддерживать постепенный переход к самостоятельной организации детьми досуговой игры (интеллектуальные игры, забавы с игрушками, игры-развлечения);
- организовывать театральные и празднично-карнавальные игры;
- поощрять инициативность игрового поведения, проявление индивидуальности в коллективных играх, широко использовать народные игры и игры с правилами, способствующие физическому, социальному и этнокультурному развитию, занимать позицию равноправного партнера в игре.
Седьмой год жизни:
- поддерживать самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры, желание отразить в ее темах и сюжетах знания о действительности, свой эмоциональный опыт, совместное творчество в создании сюжетов, умение комбинировать знания, полученные из разных источников, планировать игровые события и действия, согласовывать их с партнерами по игре;
— поощрять словесное обозначение событий, действий по ходу развития игры в форме развернутого эмоционально-экспрессивного и содержательного игрового диалога как проявление размышления детей о действительности;
— поддерживать появление словесных игр (игры-фантазирования);
— уделять внимание соблюдению правил, связанных с ролью, обращать особое внимание на развертывание разнообразных типов взаимодействия со сверстниками как с игровыми партнерами, друзьями, членами группы;
— способствовать появлению самодеятельных коллективных режиссерских игр, когда сюжет разворачивается между несколькими подгруппами играющих, при этом сюжетные линии сходятся в общий сюжет и расходятся по другим линиям в зависимости от интересов играющих;
— поощрять к созданию самодельной «макетной» среды с использованием дополнительной игровой атрибутики и поделочных материалов для реализации своих игровых замыслов;
— формировать в самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игре потребность в новом знании и познавательные мотивы, значимые для становления учебной деятельности;
— поощрять появление в играх сложных сюжетных линий, развивающихся в течение длительного времени;
— продолжать обогащать игровой опыт народными играми;
— способствовать развитию досуговой игры, расширять их диапазон, включая в деятельность детей интеллектуальные игры (шахматы, шашки, головоломки и др.), игры-развлечения («спортивные», народные игры, лото, игры с мячом и др.), театральные (спектакли с участием детей, в том числе музыкальные игры-драматизации, кукольный театр и др.), празднично-карнавальные игры.
Содержание психолого-педагогической работы
В период от 5 до 7 лет игра старших дошкольников вступает в пору своего расцвета. В сюжетно-ролевой самодеятельной игре усложняются сюжеты, она приобретает более творческий характер. Развиваются режиссерские игры, игры-фантазирования и игры с правилами. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателями.
Характерная черта ребенка этого возраста — стремление воплотить в игре, наряду с событиями реальной жизни, образы своего воображения, фантазии, что способствует творческому развитию личности. В играх-фантазированиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания или индивидуального сочинительства.
В старшем дошкольном возрасте наряду с совместными сюжетно-ролевы-ми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссерские игры с игрушками. Дети создают более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой роли, а проигрывает по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссер». Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими. В коллективной режиссерской игре ребенок организует взаимодействие как между «своими» персонажами, так и с персонажами
других участников игры, что создает достаточно сложную структуру развития :зожета и ролевых отношений.
Ведущими в условиях детского сада остаются самодеятельные сюжетно-голевые игры. В них дети оговаривают общую тему игры (в моряков, путешествие, ателье мод, цирк и т.д.). Строится сюжет, возникают и распределяются в процессе игры роли, которые «обрастают» ролевыми действиями, согласованными с действиями партнеров. В этих играх активно формируются воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.
Возникновение и развитие самодеятельных ролевых игр связано с расширением кругозора ребенка, которое происходит на занятиях благодаря чтению художественной литературы, рассматриванию иллюстраций и репродукций кар-шн, экскурсиям в зоопарк, ботанический сад, музеи, посещениям детских театров, хирка и т.д.
Необходимо внимательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам, возникающим по ходу игры и вне ее. Важно беседовать с детъми об их игровых замыслах и сюжетах, обсуждать возможные варианты сюжетных ходов, поощрять наиболее интересные. Не следует настойчиво вме-хшваться в игру, если у детей нет потребности в непосредственном участии аоспитателя. Он может принять участие в игре при затруднениях в развитии сюжета, обогатив ее введением неожиданных проблемных ситуаций, новыми персонажами, в случае конфликтов из-за распределения ролей или когда дети ^лш просят его войти в игру с какой-то определенной ими ролью. Для самодеятельных игр очень важна предметно-игровая среда, которую дети могут по своему желанию трансформировать в зависимости от поворота сюжета. Это ироисходит, если предоставить детям игровые модули (жесткие и мягкие, набор «Модуль-игра»), а также обычные сюжетно-образные игрушки и разнообразные предметы-заместители, показывать варианты создания развивающей предметно-игровой среды для разных видов игр — самодеятельных, дидактических и досуговых, обеспечивать возможность постоянно трансформировать, изменять предметно-игровую среду, использовать в игре как обобщенную модельную, так и игровую среду, созданную из разнообразных строительных и юлелочных материалов, а также обеспечивать условия для самостоятельного конструирования необходимых предметов, персонажей и игровых пространств.
Самодеятельные сюжетно-ролевые как и режиссерские игры не нуждаются в специальной организации и тематическом планировании со стороны воспитателя, но требуют его поддержки.
В сюжетно-ролевых играх, возникающих по инициативе взрослого в случае иеобходимости, воспитатель заранее определяет тему и конкретный сюжет игры, гыделяет и распределяет роли, характер взаимодействия персонажей, подбирает атрибутику и игрушки. Дети следуют заданным требованиям в русле хорошо знакомого им сюжета. Игра часто проходит с активным участием воспитателя, иногда берущего на себя не первую роль, но руководящего игрой изнутри. Эти иры ценны тем, что дают воспитателю возможность закрепить знания о труде злрослых, конкретных явлениях, об этически ценных взаимоотношениях лю-хей, а детям дают пример ролевого взаимодействия, трансформации и развития сюжетной линии. Организованные игры, неся свою обучающую и воспитательную функцию, не должны вытеснять самодеятельных.
В подготовительной к школе группе обычно внимание воспитателей к игре снижается — на первый план выходит подготовка ребенка к школе. Это неверная позиция. Во-первых, в этом возрасте развитие игры как деятельности формирует многие механизмы будущей школьной готовности и завершает становление основных возрастных новообразований, которые сделают переход к школьному обучению легким и успешным. Во-вторых, именно в этом возрасте открываются широкие возможности для дальнейшего развития и усложнения детской игры. Именно в процессе значимой для ребенка самодеятельной игры формируются познавательные мотивы и мотивы созидательной деятельности, а также основы ровесни-ческих отношений и создание благоприятных условий для их становления в игре, и их поддержка — одна из основных задач воспитателя в этом возрасте.
В старшем дошкольном возрасте игра становится разнообразной по видам. Дети осваивают игры с правилами, где роль становится скрытой, а игровое правило выступает на первый план. К ним относятся различные по содержанию и педагогической направленности дидактические, досуговые и народные игры. Они очень важны для развития произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний. В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка.
Поддержка всех проявлений детской игры — необходимое условие выполнения самодеятельными играми функции ведущей деятельности в дошкольном детстве, в процессе которой и вызревают психологические новообразования, значимые для дальнейшего школьного обучения. Это происходит лишь в том случае, если игра формируется как самостоятельная детская деятельность, прежде всего социализирующая ребенка, а не используется в целях решения дидактических задач.
Образовательная область «Труд»
Образовательные задачи
Шестой год жизни:
— развивать желание и умение трудиться, быть полезным окружающим;
— продолжать формировать элементарные способы сотрудничества (договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу, заботиться о своевременном завершении совместного задания);
— воспитывать чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других (взрослых и сверстников), стремление доводить дело до конца;
— формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей;
— воспитывать интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия;
— продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, приобщать к аккуратности в спальне (заправлять постель, красиво расстилать покрывало и т.д.);
— знакомить с правильными способами ведения домашнего хозяйства, учить пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка;
— прививать желание жить бережливо, эстетически целостно;
— формировать элементарные навыки ресурсосбережения (вовремя выключать воду в кране, свет, экономить тепло — в холодное время года закрывать за собой дверь и т.д.);
— развивать чувство ответственности в процессе ухода за животными и растениями и первоначальные умения учитывать при организации труда экологические, биологические, географические особенности живых объектов (одни растения требуют обильного полива, другие довольствуются небольшим количеством воды, у каждого животного свой ритм жизни);
— помогать применять полученные на занятиях знания в процессе труда (растениям нужен воздух, поэтому нужно рыхлить почву на грядке);
— формировать ответственность за состояние ближайшего окружения (стремление сделать территорию детского сада красивой и чистой, помогать зимой птицам и т.д.).
Седьмой год жизни:
— приобщать к сотрудничеству с окружающими взрослыми и детьми, помогать понимать необходимость людей друг в друге, что работа взрослых, помощь детей и общее благополучие взаимосвязаны;
— учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия с партнерами, стараться учитывать их интересы и потребности, способствовать развитию чувства ответственности за общее дело;
— продолжать формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей, о характере взаимоотношений между людьми в процессе труда;
— формировать первоначальные представления о правильных способах ведения домашнего хозяйства, учить пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка;
— учить заботиться о бытовых предметах, понимать, что для поддержания порядка в доме эти предметы нуждаются в чистке и ремонте;
— воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями уголка природы, участка детского сада;
— применять во время ухода за растениями знания, полученные во время познавательно-исследовательской деятельности (результаты наблюдений за ростом растений и т.д.);
— формировать представление о том, что труд человека должен учитывать закономерности развития природы («Опавшие листья, веточки в природных условиях не являются мусором, без них почва становится бедной, и растения хуже растут, поэтому часть опавших листьев вблизи деревьев нужно оставлять или делать из них компостную кучу», «Сажать на участке растения нужно с учетом их требований к окружающей среде — свету, влажности; при подкормке птиц и других животных нужно учитывать особенности их питания»).
Содержание психолого-педагогической работы
Необходимо обеспечить систематическое участие каждого ребенка в выполнении индивидуальных и коллективных поручений, обязанностей дежурного и др.
Побуждать ребенка видеть необходимость в его помощи, оказывать ее по собственной инициативе.
Самообслуживание. Воспитатель развивает и поддерживает у детей стремление одеваться и раздеваться в определенном темпе, соблюдая правильную последовательность действий. Обращает внимание на качество вшголнения действий: аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить обувь, ухаживать за одеждой, обувью (сушить, чистить). Воспитывает бережное отношение к своей одежде и обуви. Побуждает замечать и самостоятельно или с помощью взрослого устранять непорядок в своем внешнем виде. Привлекает внимание ребенка к затруднениям сверстников, побуждает помочь, заботливо относиться к окружающим, не мешать им.
Хозяйственно-бытовой труд организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений (ремонт старых книг, коробок для дидактических игр и др.), а также в форме дежурств: по столовой (сервировать стол, раздавать второе, третье блюда, убирать посуду после еды), по подготовке к занятиям (раскладывать материалы и пособия, мыть и убирать их, протирать столы). Работу дежурных по столовой и по подготовке к занятиям целесообразно сочетать с участием всех детей в самообслуживании при уборке рабочего места после занятия.
Воспитатель побуждает детей вместе с помощником воспитателя раскладывать комплекты белья, развешивать полотенца. После сна самостоятельно аккуратно застилать свою постель. Поддерживать порядок в индивидуальных ящиках с материалами для занятий, точить карандаши и т.д. Предлагает детям помогать дворнику в уборке участка детского сада: подметать и расчищать дорожки от мусора, зимой — от снега.
Воспитатель способствует участию каждого ребенка в коллективном труде как важнейшем условии социализации, развития стремления и умения трудиться вместе, формирования дружеских взаимоотношений. Коллективный труд всей группы организуется еженедельно.
Воспитатель объединяет детей для выполнения заданий с учетом деловых и личностных качеств, характера отношений между ними, индивидуальных особенностей. Создает условия, обеспечивающие равные права детей на участие в общем деле, пользование предметами, материалами и др. Советуется с детьми, выслушивает их предложения, побуждает договориться о справедливом распределении обязанностей — наиболее интересные и самые трудные дела выполнять по очереди, чтобы никому не было обидно. Поощряет успехи каждого ребенка, старается помочь, если он испытывает трудности, предлагает еще ра: попытаться сделать то, к чему он еще не приложил достаточных усилий.
Взрослый воспитывает культуру труда: умение пользоваться оборудованием, своевременно убирать его, поддерживать порядок на рабочем месте, учит рациональным приемам работы. Дети с удовольствием трудятся, когда получают удовлетворение от эмоциональной поддержки взрослого, помощи сверстников, результата общего труда — чистоты и порядка в групповой комнате и на участке.
Воспитатель продолжает формировать у детей представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях сотрудников дошкольного образовательного учреждения, родителей и членов семей воспитанников, о труде взрослых ближайшего социального окружения. Знакомит детей с наиболее социальнс значимыми профессиями, в честь которых установлены профессиональные праздники: День защитника Отечества, День космонавтики, День театра и др.
Детей шестого — седьмого года жизни можно познакомить с трудом старшего воспитателя, завхоза, заведующего. Представления старших дошкольников о профессиональной деятельности сотрудников детского сада можно обобщить в форме викторины (в старшей группе) и в форме работы над проектом (в подготовительной к школе группе). Темой совместной проектной деятельности воспитателя, детей и их родителей может стать, например, выпуск газеты или видеофильм, посвященный детскому саду и рассказывающий о профессией его сотрудников. Работая над проектом, дети также знакомятся с профессией журналиста, фотокорреспондента, телеоператора.
Дома родители с детьми могут подготовить рассказ (проект) о своей профессии, проиллюстрированный фотографиями или рисунками. Воспитатель сознает условия для того, чтобы впечатления от встреч с людьми разных профессий могли быть отражены в рисунках, сюжетно-ролевых играх и т.д.
Дети 6—7 лет получают представления о профессии учителя (для чего нужна школа, кто там работает, чему там учат, какие бывают виды школ: музыкальные, спортивные, художественные). Посещая библиотеку или принимая сотрудников библиотеки в своем детском саду, дети знакомятся с профессией библиотекаря. Знакомясь с мини-музеями в ДОУ, со школьным музеем, получая информацию об основных музеях города и страны, дети узнают о профессии музейного хранителя, экскурсовода. Посещение с родителями различных магазинов позволяет познакомить их с профессиями кассира, товароведа, а театров и кинотеатров — с профессиями актера, режиссера, художника, костюмера, билетера. Наличие в ближайшем окружении детского сада таких учреждений, как районная управа, банк, кафе, ателье, химчистка, ремонт обуви, экскурсии в некоторые из них, посещение с родителями, рассказы взрослых позволяют расширить представления детей о профессиях, а также правилах культурного поведения в различных общественных местах.
В старшем дошкольном возрасте вводится ознакомление с профессиями в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. При этом в центре внимания детей должны быть не только процесс труда, а прежде всего характер взаимоотношений между людьми, культура их поведения и общения. Так, во время экскурсии на почту воспитатель предлагает понаблюдать за действиями почтальона, кассира, водителя. Обращает внимание на то, как приветливо они разговаривают друг с другом и посетителями. В ходе экскурсии на улицу, где расположен детский сад, дети наблюдают за поведением регулировщика, водителей и пешеходов, соблюдением ими правил дорожного движения (взрослые при переходе улицы ведут ребенка за руку, водители пропускают пешеходов). После экскурсии воспитатель предлагает детям выразить свои впечатления в рисунке, игре (например, в музыкальном зале в ходе досуга «Улицы города» лети разных возрастных групп по очереди берут на себя роли «пешеходов», «водителей», «регулировщиков» и, используя предметы-заместители (круг вместо руля, палочку вместо жезла), дружно передвигаются под веселую бодрую музыку). Особое значение приобретают общественная значимость труда людей разных профессий, необходимые деловые и личностные качества. Обогащение представлений детей о характере взаимоотношений между людьми в их профессиональной деятельности — важнейшее условие развития самодеятельной сюжетно-ролевой игры, в которой дети моделируют отношения между взрослыми в обществе.
На седьмом году жизни воспитатель формирует первоначальные представления детей о роли денег в жизни семьи, необходимости траты денег на нужные вещи, а на что тратиться не стоит, знание того, что взрослые получают за работу деньги, что их — ограниченное количество, что не все ценности в мире измеряются деньгами.
Воспитатель знакомит с тем, как правильно стирать и чистить одежду, какими способами, куда выливать воду, как следует убирать помещения, с какой периодичностью и почему (подметать, мыть столы, пол, стены, стирать занавески, ковры и т.д.), для чего и как пользоваться простейшими бытовыми приборами. Рассказывает о том, как люди строят, пилят, шьют, вяжут, ткут, варят, строгают, точат, приколачивают, красят, какие приборы помогают сэкономить природное сырье, на что следует обращать внимание при покупке вещей в магазине, какие вещи можно изготовить своими руками. Способствует овладению способами починки сломанных или испорченных предметов, книг, игрушек.
Воспитатель создает условия для формирования различных трудовых навыков как на территории (посильная уборка участка, уход за растениями клумбы, огорода, альпийской горки, деревьями, кустарниками, подкормка птиц), так и в здании детского сада (уход за растениями уголка природы). В процессе этой деятельности дети получают дополнительные знания о природе, взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, а также применяют и закрепляют на практике ранее полученные знания. Такая деятельность воспитывает у ребенка ответственность за состояние окружающей среды, формирует бережное отношение к природе, расширяет его представления о природных объектах, существующих в природе взаимосвязях («Растения клумбы не могут расти без плодородной почвы, в которой есть вода и воздух, дождевые черви улучшают почву» и т.д.).
Вместе с детьми воспитатель выращивает овес, лук и другие растения, в процессе ухода за ними организует наблюдения за их развитием, выращивает с детьми рассаду и высаживает ее на клумбе, огороде, сажает семена (при этом обсуждает с детьми, что нужно растениям для того, чтобы проросли семена, чтобы растения хорошо росли, зацвели и дали плоды). При организации работы важно учесть индивидуальные предпочтения детей: одни хотят выращивать лук, вторые — овес для попугайчиков, третьи — рассаду огурцов и т.д. В процессе труда важно формировать ответственность за состояние ближайшего окружения (стремление сделать территорию детского сада красивой и чистой, кормить зимой птиц).
На примере огорода детского сада воспитатель предлагает родителям организовать трудовую деятельность с детьми во время отдыха в деревне и на дачном участке.
Рассказывает о том, что изменение природных условий в результате человеческой деятельности приводит к неблагоприятным последствиям для жизни всего живого на Земле («В больших городах, где много машин, заводов и мало зелени, воздух, которым мы дышим, становится очень грязным»).
В этом возрасте ребенку необходимо дать возможность действовать, проектировать и созидать. Воспитатель организует подкормку птиц в зимний период, изготовление и размещение скворечников на участке весной. При необходимости дети помогают укрывать корни растений снегом, замазывают порезы н деревьях, засыпают оголенные корни землей. Важно, чтобы дети понимали, для
чего они это делают («Снег спасает корни от переохлаждения, как одеяло», «В порезы на коре, как в ранки человека, может попасть инфекция», «Оголенные корни пересыхают, переохлаждаются, повреждаются механически, из-за чего тпшается состояние дерева, оно может погибнуть»). Перед посадкой деревьев воспитатель обсуждает с детьми значение растений в жизни людей («Деревья и сустарники очищают воздух, дают тень в жару, служат «столовой» и «домом» пя разных птиц и насекомых»), выбирает места, где нужно посадить деревья («Еть нельзя сажать на солнце, лучше всего посадить ее под березкой, сосна побит солнышко, кустарники нужно посадить у забора, чтобы они защищали территорию от пыли, выхлопных газов автомобилей»).
У ребенка воспитывается уважение к труду на земле. Выращивание овощей и фруктов следует организовать так, чтобы в процессе труда дети знакомились с различными природными закономерностями. Примером может служить под-"отовка компоста для удобрения земли и «теплых грядок» на огороде, для чего используют листья, веточки, бумажки, а также часть кухонных отходов (листья капусты, шкурки бананов и т.д.). Создание таких простых условий для полезной и эффективной совместной деятельности позволит преодолеть известный формализм детского труда на природе, придаст ему осмысленность и мотивировку. Старшие дошкольники видят плоды своих трудов: цветущая клумба, грядка с зеленым сладким горохом, яркая зелень газона. Воспитатель организует осенние выставки овощей, выращенных в детском саду и на семейных огородах, дачах.
Организуя с детьми сбор природного материала для различных поделок, воспитатель обращает внимание на необходимость бережного отношения к природе: нельзя повреждать кору растущих деревьев, срывать дикорастущие растения.
Воспитатель рассказывает о производстве бумаги и других материалов, из которых сделаны вещи, объясняет, почему к ним нужно бережно относиться, например: чем дольше служат нам книги, тем меньше деревьев вырубается в лесу.