Психолога - педагогической работы в подготовительной группе
Месяц | Физическое развитие. (физическая культура, здоровье) | Социально-личностное развитие. (безопасность, социализация, труд) | Познавательно-речевое развитие. (познание, чтение художественной литературы, коммуникация) | Художественно-эстетическое развитие. (музыка, художественное творчество) |
Набережные Челны, Татарстан | ||||
Сентябрь - апрель | Игры. «Серый волк» (Соры бүре), «Продаем горшки» (Чүлмәк сатыш), «Скок-перескок» (Күчтем-күч), «Хлопушки» (Әбәкле), «Займи место» (Буш урын), «Ловишки» (Тотышлы), «Жмурки» (Күзбәйләу, «Перехватчики» (Куышу), «Тимербай», «Лисички и курочки» (Төлке һәм тавыклар), «Кто дальше бросит?» (Кем ераграк ыргыта), «Мяч по кругу» (Төенчек), «Спутанные кони» (Тышаулы атлар). | Беседы. «Почему мы не говорим на родном языке» Экскурсия в музей экология города Наб. Челны, музей истории города. Знакомство с природными богатствами РТ Ознакомление с реками РТ Кама, Волга, Ик, Вятка, Белая. | Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә илтә юллар» Сказки. «Сорока», пер. Р.Ахмета; «О кривой березе; «Гульчечек», пер. Р. Кожевниковой Поэзия. М. Джалиль. «Осень пришла», «Красная ромашка», «Соловей и родник», «Лекарство», пер. Ю.Кушака; Р. Корбан. «Сады», пер. С. Махотина; С. Хаким. «Мы с Волги, из Казани», пер. Р. Морана; Ф. Яруллин. «Единственная», пер. Р. Кожевниковой; Р. Миннуллин. «Если будет хлеб» пер. С. Малышева. «От января до декабря», пер. С.Малышева; Р. Мингалим. «Добрый зайчишка», В.Баширова; X. Халиков «Праздник», пер. М. Скороходова; 3. Нури «Считать умею»пер. Блантера; Р. Миннуллин, «Приезжайте в гости», пер. С. Малышева; Г.Тукай «Счастливый ребенок», «Кончил дело – гуляй смело». Проза. Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер. Р. Ахмета; В. Монасыпов «Куда бегут лекари?»; М. М. Хасанов «Птица Фариды», пер. М. Зарецкого; А. Xасанов. «Тихие улицы». Литературные сказки. К. Насыри. «Скупая собака» (басня); Ф.Зариф. «Родник», пер. Н. Бурсаковой; А. Гаффар. «Колокольчики»; Р. Батулла «Сын-Журавль». пер. Э. Умерова; Г. Тукай «Шурале». Для заучивания наизусть Ж. Тарджеманов.«Зима», пер. М. Ивенсен; Р. Миннуллин. «Прощание с детским садом», пер. Э. Блиновой | Музыка. Слушание «Марш» С.Сайдашева. Песенки. Календарные обрядовые песни. «Загляни к нам солнышко», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина; «Нардуган, мой Нардуган…пер.Э. Каюмовой.; «Пальчики» пер. Р. Я|гфарова, перес. Л. Кузьмина; «Жаворонок, проснись..», пер. Р. Ягафарова Разучивание песни «Көз» Г. Гараева Знакомство с народными музыкальными инструментами (гармонь, курай, кубыз, домбра) ИЗО деятельность. Лепка. «Машина Камаз», «Өчпочмак» Аппликация. «Мой город», «Кукла в национ. одежде», «Украсим фартук», Рисование. «Улица на которой я живу», «Украсим скатерть» Праздник. «Сөмбелә», «Нардуган», «Нәүрүз» |
Россия | ||||
Ноябрь - апрель | Игры. « Жмурки», « Горелки», « Кот, какая сметана». Домино « Дымковские узоры», « Городецкие узоры», «Хохломские узоры», « Лото « Русская игрушка». « Скажи за героев сказки», « Король , прими нас на работу», « Черное и белое», « Ой, болит!»«Мышеловка», «Горелки», «Бубенцы», «В саду ли в огороде»,« В хороводе мы были», « На зеленом лугу», « Кострома- Кострома», « Верба-вербочка», « Кот, какая сметана» | Беседы. «Почему на пасху красят яйца?», «Почему русские люди пекут блины?» Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. | Сказки. « Морозко», « Царевна- лягушка». « Сивка –бурка», « Хаврошечка», « Снегурочка». Поэзия. А. Блок «На лугу», С. Есенин «Пороша», М. Лермонтов «Горные вершины» Проза. А.Куприн «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники» , Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек – горбунок» | Музыка. Песенки. « Лиса рожью шла…», « Чигарики-чок-чигарок…», « Зима пришла…», «Идет матушка весна…», « Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…» Сказки и былины. « Илья Муромец и Соловей-разбойник», « Василиса Прекрасная», « Волк и Лиса», « Добрыня и Змей», « Садко», « Семь Симеонов- семь работников», « Сынко Филипко», « Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», « Снегурочка» Заучивание колыбельных песен и приговорок, ознакомление с музыкальными инструментами (дудка, треугольники, деревянные ложки). Игра на них. Пение русских народных песен. « Лиса по лесу ходила», « А я по лугу», « Ходит зайка по саду»,» Скок- скок- поскок», « Во поле береза стояла», « Как пошли наши подружки». Сочинение детьми танцев под фонограмму русских народных мелодий. ИЗО деятельность Лепка. « Дымковская лошадка», « Мишка (по Богородской игрушке) Аппликация. « Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»), коллективная «Хоровод матрешек» Рисование. «Хохломские узоры», « Гжельские узоры» Праздники. «Пришла Коляда - отворяй ворота», «Масленица». |
Башкортостан | ||||
Декабрь | Игры. «Медный пень» (Бакыр букэн), «Палка-кидалка» (Сойоштаяк), «Стрелок» (Уксы) | Беседы. «Чем славится Башкортостан»,«Национальные блюда башкирского народа», «Древняя форма пчеловодства – «бортничество». | Сказки. «Ленивая девочка» «Сказка о курае», «Башкирский праздник» переводы Р. Шафикова Поэзия. А. Игебаев «День победы» Ф. Рахимгулова «Праздничные дары» | Музыка. Песенки, потешки, считалки. « Чудесная камышинка». Пересказ Л.Кузьмина, « Голоса». Пересказ Л.Кузьмина, « Пальчики». Пересказ Л.Кузьмина, « Двенадцать девчонок». Пересказ Л.Кузьмина. Ознакомление с музыкальным инструментом кубыз. Слушание башкирской народной мелодии «Гульназира» ИЗО деятельность Лепка. «Мишка с бочонком меда» Аппликация. «Ичиги для джигита» Рисование. «Роскошный кафтан (жилет)» Праздники. «Каргатуй» |
Чувашия | ||||
Январь | Игры. «Бои петухов», «Воробьи и кошка», «Гуси-лебеди», «Иголка, нитка, узелок», «Простая лапта». | Беседы. «Традиции и культура чувашского народа», «Столица Чувашии – город Чебоксар». Встреча с представителями чувашской общины из дома Дружбы народов» | Сказки. « Девушка на луне» Перевод С. Шуртакова, «Почему сосна и ель вечно зеленая» пер. С. Шуртакова Поэзия. «Засыпай сынок» обработка Л. Яхина. | Музыка. Песенка « Засыпай сынок» (обработка Л.Яхнина.) Слушание чувашской народной мелодии. Ознакомление с музыкальными инструментами волынка (скрипка) ИЗО деятельность Лепка. Сказочные герои. Аппликация. Украшение головной повязки – сурпан. Рисование. «Украшение пояса» завитками. Праздники. «Раштав» (Рождество) «Щеварини» (Масленица) |
Удмуртия | ||||
Февраль | Игры. « Баня», «Водяной», «Слепой баран», «Маша и Яша», «Ручеек», «Горячие табани», «Колечко» «Жмурки», «Лягушка», «С палочкой», «Лодыжки» | Беседы. «Что такое народное искусство», «Ознакомление с легендой о возникновении гуслей» Беседа о музыкальном фестивале П.И. Чайковского Беседа о создателе всемирно известного автомата АК-47, ижевском конструкторе-оружейнике Михаиле Тимофеевиче Калашникове Встреча с детьми из городской удмуртской общины «Зардон» | Сказки. « Как купец хотел солнце остановить» пересказ М. Булатова, « Красавица береза» пересказ М. Булатова, « Петух и курица»,« Заным-Койдым», « Котофей Иванович». Проза. В. Ванюшев «Я удмурт», «Друзья и хлеб» Ф. Васильев «Наши сосны» «Дождик», «Маковы цветы» пересказ Л. Кузьмина | Музыка. Песенки, потешки. Считалки « Шанежка», « Дождик», « Гуля- голубок», « Считалка с яблоком» Ознакомление с музыкальным инструментом скрипка, ложки. ИЗО деятельность Лепка. «Удмуртская посуда» Аппликация. «Украшение удмуртского платка-айшон» Рисование. Рисование кота по сказке « Котофей Иванович», украшение головной косынки удмуртским орнаментом. Праздники. «Толсур» (зимний праздник), «Бадзым нунал» (Пасха) |
Мордовия | ||||
Март | Игры. «Слепая старуха», «Сова», «Паук и мухи», «За капустой», «За ягодой», «В камушки» (Кевняняса), «В ворона», «В курочки», «Ключи от замка», «Круговой мяч», | Беседы. «Духовная культура Мордовского народа» «Заповедник имени П.Г. Смидовича, где находится уникальный в Республике, музей фауны» Встреча с представителями мордовской общины из Дома Дружбы народов «Родник» | Сказки. « Как собака друга искала», « Благородный медведь» ( Обработка Э. Померанцева), « Два купеческих сына», « Жатва зимой». Поэзия. «Родной мой край» Н. Эркай. «В России средь березовых просторов» А.Норкин | Музыка. Песенка. « Лесные утки». Обработка Н.Колпака. Ознакомление с музыкальным инструментом свирель - «нуди», скрипка - «карьеве» . ИЗО деятельность. Лепка. Знакомство с посудой мордовских мастеров. Аппликация. « Праздничный фартук» Рисование. « Нарядный нагрудник» Праздник. «Цвети мой край – Мордовия моя», «Мэрцишор» (праздник прихода весны). |
Марий Эл | ||||
Апрель | Игры. «Катание мяча», «Барабанные палочки», «Золотые ворота» | Беседы. «Народная песня – живой свидетель народного быта», «Марийский заповедник «Большая Кокшага» | Сказки. «Гусли само дуды», «Ученый медведь», «Леший и мужик» (марийские народные сказки) Проза. « Пуговица» Н. Майн. Литературные сказки. « Лиса, сова и сорока». Пересказ А. Елагиной, « Мальчик- богатырь». Пересказ М. Булатова. | Музыка. Песенки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. «Колыбельная» перевод С. Поделкова, « Наше поле» перевод С. Поделкова Ознакомление с музыкальным инструментом гусли («карш»), волынка («шювыр») Народная музыкальная игра «Кукушка». ИЗО деятельность. Аппликация. « Кружка для эран» Рисование. « Национальный передник – Ончылсакыш» Праздник. «Пеледыш пайрым» (Праздник цветов) |
Республики Поволжья | ||||
Май | Развлечение. «Мы любим играть» | Беседа. «Край мой - Татарстан» | Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» | Лепка. «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник. «Все народы в гости к нам» |
Познавательно-речевое развитие детей
В условиях приоритета познавательно-речевого развития детей принцип интеграции является сегодня наиболее важным принципом, обеспечивающим единство целей всех направлений всестороннего развития, гармоничного сочетания методов и приемов умственного, эстетического, социально-нравственного и физического воспитания, рационального использования современных образовательных технологий.
Задачи перед педагогическим коллективом по познавательно-речевому развитию:
- Кадровая подготовка: обучение по программам ( курсы); семинары- практикумы, методические семинары; обобщение, распространение опыта педагогов (печатные издания, авторские программы и пособия, открытые занятия)
- Программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий.
- Познавательная развивающая среда, как фактор формирования всесторонне развитой, адаптивной личности
- Создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности.
- Установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры.
Работа педагогического коллектива ДОУ направлена на:
- развитие познавательно-речевой активности
- обеспечение устойчивой мотивации в различных видах деятельности,
- формирование знаний, умений, навыков с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- обеспечение полноценного психического развития ребёнка;
- воспитание адаптивной личности ребёнка – дошкольника;
- формирование коммуникативной деятельности.
Развивающая среда ДОУ
· Центр экологических инноваций
· Уголок леса, огорода, цветники, экологическая тропа
· Площадка ГАИ (на участке)
- уголки экспериментирования
- уголки занимательной математики
- уголки юного конструктора
- многофункциональные магнитные доски и мольберты с ковролином
- развивающие игры, разные виды конструкторов, строительных наборов, большое разнообразие дидактических игр
- дидактический материал по новым разделам программы «Человек в истории и культуре», «Развитие естественно-научных представлений», «Экология»
- демонстрационные таблицы
- мини-лаборатория по проведению экспериментальной деятельности детей, энциклопедии по ознакомлению с живой и неживой природой.
Для организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ используется с детьми старшего дошкольного возраста следующие парциальные программы:
1. | Парциальные программы | Программа экологического образования детей «Наш дом-природа», автор-Н.А.Рыжова - обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно - научных представлений и экологических понятий «Программа развития речи детей дошкольного возраста», автор- О.С.Ушакова - Одна из главных задач этой программы – это овладение связной монологической речью. В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую. Программа “Одарённый ребёнок”, авторы- Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, О.М.Дьяченко; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Авдеевой Н.- программа предлагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Практический курс математики для дошкольников программы «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой- предназначено для развития математических представлений детей дошкольного возраста. |
2. | Авторские программы: | «Я все смогу» Волчок И.Н.. «Юные художники» Юминова Е.В.. «Веселые кубики» Новикова В.И.. «Здоровячок» Шарафетдинова З.Р.. |
3. | Региональный компонент | Программа и методическое пособие А.Я.Шарифуллина, Ф.Р.Ситдикова, Л.Г.Хайрутдинова, Ф.Д.Мударисова- «Малая Родина в сердце моём», проект УМК |
Методы и технологии используемые в работе по приоритетному направлению:
· метод проектирования:
· проект по познавательно-речевому развитию дошкольников «Играя, развиваем интеллект», «Играя, познаём мир» в который входят проекты: «Умники и умницы» - интеллектуальная деятельность и «Мой мир»-экологическая деятельность.
· метод проектов, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников: проект «Играя, говорим правильно», «Город интеллектуалов»
· Использование методики интегрированного обучения детей дошкольного возраста
Примерные формы работы с детьми
Разделы (задачи, блоки) | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Моя малая родина | Младший средний старший | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра- эксперименти-рование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-эксперименти-рование Исследовательс-кая деятельность Конструирова- ние Развивающие игры Экскурсии | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-эксперименти-рование Исследовательс-кая деятельность Конструирова-ние Развивающие игры | Индиви-дуальные беседы Консультации Домашние чтения |
Творчество татарского народа | Средний старший | Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация | Наблюдения по ситуации Рассматривание предметов искусства Свободная художественная деятельность с участием взрослого Индивидуальная работа с детьми Художественный труд Дидакт-ие игры Художественный досуг Выставка детских работ | Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация | Выставки детских работ, консультации, семинары, мастер-классы |
Животный и раститель-ный мир Республики Татарстан | Средний старший | Наблюдения на прогулке Труд на участке Проблемные ситуации | Наблюдение, беседа Проблемно-поисковые ситуации Проектная деятельность Экскурсии Конкурсы, КВН | Игры с природным материалом, дидактические, развивающие Интегрированная детская деятельность | Беседа Чтение Консультативные встречи Семинары Семинары-практикумы Альбомы |
Важное место отводится взаимодействию с родителями:
· Изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьёй по познавательно-речевому развитию.
· Педагогическая пропаганда через СМИ.
· Связь с родительской общественностью.
· Педагогическое просвещение: родительские собрания, анкетирование, дни открытых дверей.
· Консультативные пункты: учреждения культуры, психологическая помощь, Центр диагностики и консультирования.
· Совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия; конкурсы рисунков и поделок; посещение персональных выставок; экскурсии в музей.
Работа по приоритетному направлению невозможна без взаимодействия с другими организациями:
· Управление образования администрации города Набережные Челны,
· НИСПТР
· Городской центр детского творчества и молодёжи №1
· Краеведческий музей,
· ОУ СОШ №35
· Филиал детской библиотеки № 2
«Содержание дополнительного образования».
Образовательные области: | Наименование кружка | Ср №1 | Ср. №7 | Ср. №12 | Ст. №10 | Ст. № | Подг №3 | Подг№6 |
Коммуникация, познание | «Веселые кубики» | мин | мин | мин | мин | 25 мин | 30мин | 30 мин |
Художественное творчество | «Юные художники» | мин | мин | мин | мин | мин | 30мин | 30мин |
Социализация, коммуникация, познание | «Я все смогу» | 25 мин | 25 мин | 30мин | 30мин | |||
Физическая культура | «Здоровячок» | 25 мин | 25 мин | 25 мин | 30 мин |
Область: «Коммуникация»
Кружок «Веселые кубики»
Время проведения:Кружок проводится - 1 раз в неделю, вторая половина дня
средняя группа - 20 минут;
старшая группа - 25 минут;
подготовительная группа - 30 минут.
Контингент детей: 4-7 лет
Цель:.формирование социально-адаптированной, здоровой, культурной личности, усвоившей определенную сумму знаний, умений, навыков (по степени развития) в области обучения чтению и грамоте, способной к дальнейшему развитию.
Задачи:
· Помочь детям овладеть техникой фразового чтения, подготовить к грамотному письму в начальной школе;.
· Развивать мыслительную деятельность, создать условия для раскрытия творческих способностей каждого ребенка, дать почувствовать радость открытия;
· Формировать устойчивый интерес к процессу получения знаний;
· Воспитывать уверенность к себе, чувство собственного достоинства..
Мониторинг образовательного процесса
Образовательная область «Коммуникация»
Кружок «Веселые кубики»
Кружок проводится 1 раз в неделю