Требования к электронным курсам
Электронный курс (ЭК) – это разработанная с определенной степенью подробности пошаговая инструкция освоения учебного материала, т. е. достижения целей, сформулированных в его описании. По дидактическим целям ЭК может обеспечивать: формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль усвоения, обобщение, совершенствование умений. Содержание ЭК должно соответствовать ФГОС по реализуемым направлениям. В общем случае ЭК включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный:
I. Инструктивный (организационный) блок. В нем делается презентация курса и даются особенности организации его изучения. Может содержаться входной контроль.
Обязательные элементы:
- Методические указания (руководство) к изучению дисциплины.
- Методические указания к самостоятельной работе учеников.
- Критерии оценки;
- График обучения (формируется в начале семестра), внесенный в календарь событий СДО (Календарь событий: План-график событий электронного курса, время проведение семинаров, вебинаров, постановки заданий, время ответов на задания и выставления оценок, время ответов на вопросы анкет и т.п.)
II. Информационный блок. Основные функции в концентрированном виде, которые несет этот блок, совпадают с функциями традиционного учебника. В нем представлена определенным образом структурированная учебная информация.
Обязательные элементы:
- Теоретическая часть (учебная информация, разбитая на порции): конспект лекций, разбитый то темам и/или по неделям; методическое пособие; электронный учебник;
- Практическая часть (практикум): лабораторные работы, упражнения (тренинги), рефераты;
- Список рекомендуемой литературы; дополнительные источники информации.
Рекомендуемые элементы:
- Глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине);
- Хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины).
- Видео/аудио лекции и т.п.
III. Коммуникативный (коммуникационный) блок. В нем решаются задачи педагогического общения, которое реализуется в «эпистолярном» жанре,
т. е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально (словесно). Общение базируется на использовании электронной почты, форумов и реализуется в различных формах электронных занятий (вебинар и т.п.).
Обязательные элементы:
- Новостной блок (один блок создается в Moodle автоматически);
- Форум (консультации on-line, off-line) Рекомендуемые элементы:
- Анкеты, опросы, кроссворды и материалы учебно-игрового плана;
- Cеминар, вебинар;
- Страницы коллективных знаний WiKi;
IV. Контрольный блок. Контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть блока составляют в основном промежуточные и итоговые тесты.
Обязательные элементы:
- Сборник заданий по всем видам контроля: домашнее задание, контрольная работа, тесты (контроль, самоконтроль), коллоквиум; вопросы к зачету, экзамену;
- Допуск-контроль: итоговое тестирование и/или подведение итогов рейтинга.
Формат курса
Учебный курс в системе Moodle может быть представлен преподавателем в определенном формате, в зависимости от настроек курса.
Курс в ЭСУО может строиться на одном из следующих форматов:
ü Разделы по сообществам (форум) — организация курса в виде одного большого форума. Такой формат подходит для обучения в свободном (неформальном) виде.
ü Разделы по темам — курс разбит на отдельные разделы (темы). Количество тем определяет преподаватель. Каждая тема наполнена различными ресурсами и активными элементами.
Для редактирования нажимаем клавишу Режим редактирования
Рис. 2 – Разделы по темам.
ü Разделы по неделям — материал курса организован по неделям, с фиксированными датами начала и завершения обучения.
Рис. 3 – Разделы по неделям.
Материалы курса
Материал, который представлен в электронном курсе может быть теоретическим и практическим, как на обычном уроке в классе.
Отличие учебного курса от обычного урока только одно, но глобальное. Ученик все изучает самостоятельно по тем материалам, который педагог предлагает ему для изучения. Требования к изложению материала, наверное, все же будут иными, чем на уроке в классе. Основополагающее – материал должен быть изложен подробно и структурировано, в соответствии с уровнем начальной подготовки ученика.
Материал, который педагоги будут размещать в своем курсе – это ресурсы курса и элементы курса. В упрощенном варианте: ресурсы – это теоретический материал, а элементы – практический, предполагающий столь необходимую нам интерактивность. Рассмотрим подробнее ресурсы и элементы электронных курсов.
Ресурсы курса
Ресурсы курса – это форма изложения теоретического материала курса. Система предлагает несколько вариантов ресурсов: гиперссылка, книга, папка, пояснение, страница, файл.
Рис. 4 – Ресурсы курсов.
ü Гиперссылка . Позволяет преподавателю разместить веб-ссылку. Ссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в Интернете (напр. документы и изображения).
ü Книга. Модуль Книга позволяет преподавателю создать многостраничный ресурс, подобный книге, с главами и подглавами. Книги могут содержать медиа-файлы, а также длинную текстовую информацию, которая может быть разбита на разделы.
Книга может быть использована:
- Для отображения обучающего материала по отдельным разделам
- В качестве справочника
- Как портфолио образцов работ учеников.
ü Папка. Модуль дает возможность создать папку с множеством файлов внутри курса. Внутри папки также можно создавать и другие папки, таким образом можно создать сколь угодно сложную структуру каталогов и файлов, подобно тому как они существуют на вашем локальном компьютере.
ü Пояснение . Информация, которая, на наш взгляд, должна быть доступна ученику всегда. Это может быть краткое пояснение к изучаемой теме с целями и задачами, может – информация о заданиях или рекомендации по изучению темы. Излагать в такой форме учебный материал, конечно, не нужно. Пояснение отображается на первой странице курса. Может содержать текст и изображения.
Пояснения могут быть использованы:
- Для разделения длинного перечня видов деятельности, с подзаголовком или изображением
- Для просмотра встроенного видео- или аудио-файла прямо на странице курса
- Для добавления краткого описания в разделе курса.
ü Страница . Модуль «Страница» позволяет преподавателю создать ресурс «веб-страница» с помощью текстового редактора. Страница может отображать текст, изображения, звук, видео, веб-ссылки и внедренный код, например Google Maps.
Преимущества использования модуля «Страница», а не модуля «Файл» делают ресурс более доступным и легко обновляемым. При больших объемах контента вместо Страницы рекомендуется использовать Книгу.
Страница может быть использована:
- Для представления сроков и условий курса или резюме программы курса
- Для встраивания разных видео- или звуковых файлов в пояснительный текст.
ü Файл. Модуль «Файл» позволяет преподавателю представить файл как ресурс курса. Если это возможно, то файл будет отображаться в интерфейсе курса, в противном случае слушателям будет предложено скачать его. Файл может включать вспомогательные файлы, например, HTML-страница может иметь встроенные изображения или флэш-объекты.
Необходимо учитывать, что слушатели должны иметь соответствующее программное обеспечение на своих компьютерах, чтобы открыть файл.
Файл может быть использован:
- Чтобы предоставить данные в общее пользование.
- Для включения мини-сайта в качестве ресурса курса.
Элементы курса
Элементы курса – это практическая форма изложения материала, предполагающая столь необходимую нам интерактивность.
Рис. 5 – Элементы курсов.
ü Анкета. Модуль Анкета обеспечивает три типа анкет для оценивания и стимулирования обучения в дистанционных курсах. Анкета позволяет получить информацию обо всех учениках одновременно. С помощью этого модуля можно собрать предварительные сведения сразу обо всех учениках в начале обучения и на основании полученных данных разделить учеников на группы. В учебных темах используется редко, хотя это хороший способ выяснить, например, степень усвоения материала всеми учениками сразу, или получить информацию о степени удовлетворенности формой изложения материала. Анкеты могут быть персональными и анонимными.
ü Модуль Вики(Wiki) позволяет участникам добавлять и редактировать набор связанных веб-страниц. Вики может быть совместной - все способны редактировать ее, или индивидуальной, которую только автор может редактировать. В Вики сохраняется история предыдущих версий каждой страницы с перечислением изменений, сделанных каждым участником.
Вики, например, можно использовать:
- Для создания групповых заметок к лекциям или учебникам
- При совместном создании слушателями книги по теме, заданной их педагогом
- Для совместного сочинения историй или создания стихотворений, где каждый участник пишет строку или строфу
- Как личный журнал для заметок об исследованиях или исправлениях.
ü База данных - представляет собой банк записей по любой теме. Формат и структура записей практически безграничны; это могут быть изображения, файлы, числа, текст и т.д. Записи могут просматриваться в режиме списка, по одной записи, также предлагается форма для поиска. Преподаватель может определять различные ограничения по работе с Базой данных: временные промежутки просмотра, добавления записей, ограничения на минимальное и максимальное количество записей.
ü Глоссарий . Этот модуль позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию. Словарь может обновляться по мере изучения курса и быть единственным в курсе. А можно сделать отдельный для каждой темы. Определения в глоссарий, в зависимости от его настроек, может вносить только учитель или можно разрешить учащимся дополнять и уточнять термины, добавлять свои.
Глоссарии имеют множество применений, таких как:
- Совместный банк ключевых терминов.
- Ресурс «Полезные советы» для обмена передовым практическим опытом.
- Общая область для хранения полезного видео, изображений и звуковых файлов
- Ресурс для проверки фактов, требующих запоминания.
ü Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учеников подготовки развёрнутого ответа. Типичными заданиями являются рефераты, проекты, доклады и т.п. Условия выполнения задания выбирает преподаватель. Например, выполнение задания может быть ограничено по времени. Преподаватель может разрешить слушателям отвечать после окончания срока выполнения, при этом преподавателю будет отображаться информация о просроченных ответах. При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом ученика или аудио-отзыв. Итоговая оценка заносится в Журнал оценок.
ü Лекция - позволяет преподавателю располагать контент и/или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Она состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который ученик должен ответить. В зависимости от правильности ответа, ученик переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Навигация по лекции может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала.
- Лекцию можно оценивать, оценки записываются в журнал оценок
- Лекции могут быть использованы
- Для самостоятельного изучения новой темы
- Для сценариев или упражнений по моделированию/принятию решений
- Для контроля.
ü Опрос - преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Опрос может быть индивидуальным или анонимным. В зависимости от целей опроса ответы учеников могут показываться сразу или после того, как на вопрос ответят все.
Прохождение опроса может быть ограничено временными рамками. Результаты опроса могут быть открыты для просмотра, закрыты, или открыты после завершения опроса.
ü Тест. Модуль проверки усвоения материала. Элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой.
Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение времени.
Тесты могут быть использованы:
- В экзаменах курса
- Как мини-тесты для прочитанных заданий или в конце темы
- Для получения немедленного отзыва о работе
- Для самооценки.
ü Форум - позволяет участникам общаться в асинхронном режиме т.е. в течение длительного времени. Организован как любой форум в интернете. В курсе может быть неограниченное количество форумов. Доступ к ним может быть открытым, а может быть ограниченным. Можно создать отдельно форум для учителей курса. Темы в форуме создает учитель, если в настройках не оговорена такая возможность для учеников. В форуме могут быть темы для обсуждения учебных вопросов и просто для общения по интересам.
Форумы имеют множество применений, таких как:
- Пространство для общения слушателей, чтобы они узнали друг друга
- Сообщение новостей
- Обсуждение содержания курса или материалов для чтения.
- Пространство для общения преподавателей (с помощью скрытого форума).
- Центр помощи, где преподаватели и слушатели могут дать совет.
ü Чат. Модуль «Чат» позволяет участникам иметь возможность синхронного письменного общения в реальном времени.
Чат может быть одноразовым мероприятием или может повторяться в одно и то же время каждый день или каждую неделю.
Чаты особенно полезны, когда группа не может встретиться очно, например, в случаях:
- Регулярные встречи слушателей для обмена опытом с другими, находящимися в одном курсе, но в разных местах.
- Ученик временно не может присутствовать лично в беседе со своим учителем.
- Слушатели собираются вместе, чтобы обсудить свои достижения друг с другом и с преподавателем.
- Помощь ученикам в подготовке к тестам, в которых преподаватель или другие ученики будут представлять примерные вопросы.